II. Разработка композиционного решения




ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Тема: «Оранжерея. Единство противоположного»

 

специальность 54.02.05 Живопись

(по виду Станковая живопись)

Выполнила: Бранцева В.Д.

студентка группы Ж-41

Руководитель: Ивашкин А.В.

 

 

Новосибирск

2020 г


Введение

 

В чём заключается красота? В простых образах или в глубоком символизме? В зиме или в лете, в ночи или в дневном свете? Для каждого человека ответ будет своим, и, при этом, каждый будет прав.
Идея этой композиции пришла ко мне во время зимней поездки в Санкт-Петербург, при посещении ботанического сада Петра Великого. Тогда меня поразил контраст монументальности здания, его высоких окон, бурной зелени внутри и высоких сугробов за окном, снаружи.
Я начинала разрабатывать данную композицию ещё на третьем курсе.

Образ цветущего сада, окружённого зимой и холодом, увлекал меня. Выбирая тему для диплома, я поняла, что эта идея все ещё интересует меня, а результат с третьего курса неудовлетворительный.

 

В первую очередь при работе над этой композицией я поставила для себя задачу передать эмоцию, которую я испытала, любуясь одновременно и растениями, и зимой за окнами. Такие противоположные вещи: цветение - снег, лето - зима, - составили гармонию, в которой я увидела красоту. Так появилась тема «Единство противоположного». Основной же темой осталась «Оранжерея», так как я хотела, чтобы «единство» было очевидно не сразу и считывалось подтекстом.

К теме Оранжерей художники прошлого обращались в основном только в качестве архитектурных зарисовок. Но вот несколько работ, оказавших влияние на выбор данной темы.

 

Э.Мане «В оранжерее» 1879

Робер Юбер «Оранжерея Версальского дворца»

 

 

Ф.Баннерман «Оранжерея» 1883

I. Сюжет

Сюжет строится не на активном действии, а на состоянии спокойствия, в котором люди созерцают прекрасное. Так же сюжет - это противопоставления, такие как:

 

Здание прошлого века с арочными конструкциями, увитое изнутри растениями, как контраст старого и нового.

За окнами стоит зима, когда как внутри здания тепло и зелено. На фоне возвышающейся скульптуры ходят, ухаживают за растениями и общаются люди. Зима, скульптуры – застывшая, холодная красота; растения и люди – тёплая и живая. Явления, противоположные друг другу, сосуществуют и дополняют друг друга, таким образом составляя единство жизни.

 

Задачи, которые я поставила перед собой это: визуальным языком выразить тему – как в композиционной схеме, так и в цветовом решении; выстроить многофигурную композицию;

Для раскрытия образа при выполнении эскиза изучены материалы по теме «оранжерея» которые включали фото материал и различные статьи. Особую роль в построении работы сыграли фоторепортажи из заброшенных оранжерей и церквей прошлых веков; мои фотографии из Таврического сада и Ботанического сада Петра Великого с зимней поездки в Петербург. Так же просмотрены и проанализированы композиции как художников прошлых веков, так и современников.

 

II. Разработка композиционного решения

Последовательность работы над композицией:

1. Поисковые тональные формальные эскизы (небольшого формата)

 

 

2. Выбор одного или нескольких вариантов – продумывание, уточнение

 

На основе двух эскизов я выполнила коллаж.

 

3. Развёрнутый тональный эскиз – большего формата, отработка деталей

 

 

 

4. Поисковые цветовые эскизы (небольшого формата)

 

5. Выбор одного варианта

6. Картон – тональное решение эскиза в размер выхода на холсте

 

 

7. Работа на холсте по развёрнутому цветовому (генеральному) эскизу и в соответствии с тональным решением картона

 

Формальное решение композиции:

 

Горизонтальный формат обусловлен нединамичным сюжетом и стремлением к монументальности изображения. Композиция строится на контрасте закруглённых, овальных (арки, тени, растения) и геометрических (конструкции, плитка на полу) форм. Это отражает идею моей темы. Силовые линии, заворачиваясь на переднем плане, уводят взгляд вглубь композиции. Композиционным центром является коридор слева – оттуда исходит самый яркий свет, там сходится перспектива; таким образом взгляд зрителя устремляется на дальний план и задерживается на изображении. Смысловым центром является узел большой скульптуры, девушки и окна с деревом. Так же я использовала при построении композиции симметрию большой арки для объединения композиции и усиления статики; и ритм арок, прослеживающийся по всему формату. Фактура использована для изображения растительности. В цветовой гамме преобладают холодные оттенки в силу дневного освещения, исходящего из многочисленных окон; а также для передачи спокойного состояния, нацеленного на созерцание красоты.

 

 

Заключение

Нет красоты ни в одной крайности, потому красота - это гармония, хрупкий баланс между чёрным и белым. Весь окружающий мир полон противоречий. Но, как Инь и Ян, эти противоположности составляют суть жизни – а жизнь и есть красота, во всех своих проявлениях. Явления, противоположные друг другу, сосуществуют и дополняют друг друга; создавая миг, в который время останавливается, чтобы ты смог насладиться красотой. Задача художника – поймать и запечатлеть этот миг.

Даже завершив работу, я не остыла к этой теме. Вероятнее всего, набравшись опыта в будущем, я снова к ней вернусь.

Вести работу в режиме изоляции было сложно – не хватало мастерской, места, где можно сконцентрироваться на работе. Самоорганизоваться мне помогали сроки сдачи этапов выполнения работы и постоянный контакт с моим дипломным руководителем. Работа велась последовательно. Я считаю, что я хорошо распланировала время и успела выполнить все задачи в срок.

Конечным результатом я удовлетворена и считаю, что использовала все знания, полученные за время обучения; а в композиции передала ту эмоцию, что испытала полтора года назад.

Для сбора и анализа материала для эскиза дипломной работы применялся персональный компьютер с доступом к сети Интернет, а также личная база фотографий с музейной практики и др. Для более детального анализа репродукций изобразительных работы применялся метод цифрового сканирования / фотографирования с пjследующим увеличением. Источником вдохновения для меня послужили австралийская художница Крессида Кемпбелл (Cressida Campbell) и японская поэзия хокку.

Свежий снег с утра.

Лишь стрелки лука в саду

Приковали взор.

 

Мацуо Басё



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: