Повышение стоимости бизнеса




Хозяйствующие субъекты периодически нуждаются в привлечении дополнительных финансовых ресурсов для расширения операционной деятельности, реализации инвестиционных проектов, приобретения других компаний или активов и т.д. На практике существует множество источников финансирования российских предприятий как внутренних, так и внешних. Они оказывают существенное влияние на стоимость компании через цену привлечения капитала.

Все источники финансирования делят на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним источникам относят: амортизационные отчисления и чистую прибыль, а также прочие собственные средства.

В состав внешних источников финансирования (кроме бюджетных средств) включают средства, полученные с кредитного и фондового рынков.

На базовом уровне внешнее финансирование существует в двух формах: долевое (акции) и долговое (инвестиционные кредиты и облигационные займы).

Можно провести грань между долговыми долевым финансированием:

1) характер прав на денежные поступления предприятия: долговые кредиторы имеют первоочередное право на получение процентов и основной суммы долга, а долевые инвесторы обладают только остаточным правом;

2) долговые обязательства имеют срок погашения, а долевой капитал привлекают бессрочно;

3) проценты, выплачиваемые держателем долговых обязательств, подлежат вычету из налогооблагаемой прибыли, а дивиденды акционерам не вычитают.

Вместе с тем каждой компании важно установить оптимальное соотношение между различными финансовыми источниками исходя из особенностей хозяйственной деятельности, принадлежности к определенному виду бизнеса, стадии жизненного цикла и т.д. Исходя из стадии (этапа) жизненного цикла, основные источники корпоративного финансирования представлены в табл. 5.2.

На стадии рождения делают первые шаги по созданию нового бизнеса (обычно в пределах одного года). Подобные фирмы являются частными и финансируются за счет средств самого предпринимателя. Иногда можно рассчитывать на кредитную поддержку со стороны банков.

 

Таблица 5.2

Этапы жизненного цикла корпорации и источники финансирования

Этапы жизненного цикла Источники финансирования
1. Рождение 1. Бизнес-ангелы (состоятельные спонсоры) 2. Венчурные фирмы 3. Кредиты банков 4. Личные сбережения 5. Аренда активов вместо приобретения новых 6. Авансы покупателей 7. Приобретение подержанного оборудования вместо нового 8. Другие источники
2. Рост 1. Эмиссия акций 2. Выпуск облигаций 3. Эмиссия дополнительных акций (IPO) 4. Гибридные источники финансирования, обладающие свойствами долевых и долговых ценных бумаг (опционы на акции, депозитарные расписки и пр.)
3. Зрелость 1. Внутренние источники (чистая прибыль и амортизационные отчисления) 2. Межфирменные займы: займы дочерней компании материнской и, наоборот, материнской компании дочерним фирмам 3. Поступления с финансового рынка (например, от дополнительной эмиссии новых акций – IPO) 4. Прочие источники
4. Старение (спад) Традиционные внутренние источники. Не прибегают к внешнему финансированию. Погашают прежние долги

 

На стадии рост компания уже производит и реализует продукцию (услуги) и получает выручку от продаж. Она начинает искать ресурсы для дальнейшего развития. Многие компании становятся публичными, размещая на организованном рынке новые акции IPO (Initial Public Offering). Данные акции приобретает широкий круг инвесторов. Вступление в стадию роста после IPO, как правило, характеризуется увеличением доходов и денежных поступлений от операций с финансовыми активами, достижением устойчивой доходности бизнеса. Однако инвестиционные потребности предприятия часто превышают его внутренние финансовые ресурсы. Наряду с успешным осуществлением IPO у компании могут появиться и другие источники финансирования, недоступные для малого и среднего бизнеса. В частности, она может получить возможность выхода на рынок корпоративных облигаций, которые позволяют привлечь более дешевый по сравнению с кредитом капитал и повысить стоимость компании. Наряду с корпоративными облигациями для привлечения капитала предприятие может прибегнуть к дополнительной эмиссии акций.

На стадии зрелость финансирование осуществляют главным образом за счет собственных источников. Однако не исключено привлечение недостающих финансовых средств с рынка капитала.

На стадии старение (спад) предприятие старается не привлекать новый капитал, оно его возвращает – погашает существующие долговые обязательства, выкупает акции. При невозможности сохранить финансовую устойчивость наступает процедура банкротства.

К основным преимуществам IPO можно отнести:

· возможность привлечения инвестиций в объемах, превышающих прямое инвестирование;

· диверсификация собственников компании;

· улучшение имиджа и повышение доверия инвесторов к предприятию;

· повышение капитализации компании за счет расширения круга потенциальных инвесторов.

Теория жизненного цикла утверждает, что компании выгодно выходить на рынок с IPO, когда потенциальные выгоды (рост стоимости и ликвидности акций) превышает затраты на организацию IPO. Такая ситуация возникает на достаточно зрелом этапе жизненного цикла.

Преимущества IPO проявляются не только перед инвестиционными кредитами, но и перед другими источниками финансирования бизнеса (тал. 5.3).

 

Таблица 5.3

Характеристика IPO в сравнении с другими источниками

финансирования

Источники финансирования Преимущества IPO
1. Чистая прибыль Возможность привлечения капитала сразу в крупном размере. Независимость от будущей рентабельности акционерного капитала.
2. Бюджетные ассигнования и кредиты Оперативность поступления средств. Отсутствие обязательств, связанных с выполнением социальных программ.
3. Банковские кредиты Независимость от конкретного коммерческого банка. Отсутствие будущих денежных выплат.
4. Облигационные займы Отсутствие обязательств по обслуживанию займа. Неограниченный срок привлечения капитала.

Источник: Рынок ценных бумаг, 2005, № 15, с. 52-53.

 

Ключевые факторы, определяющие успех эмиссионных операций на организованном рынке, включая первичное размещение IPO:

· четкая стратегия развития бизнеса и высокие темпы его роста;

· оптимизация времени эмиссии и места проведения размещения;

· формирование положительной репутации корпорации, включая соблюдение принципов корпоративного управления, создание публичной кредитной истории и истории выплаты дивидендов;

· активная политика эмитента в отношении потенциальных инвесторов, включая меры по повышению инвестиционной привлекательности своих акций;

· построение системы управления рисками;

· финансовая отчетность, составленная по международным (американским) стандартам (IAS/CAAP).

Этапы последовательного увеличения стоимости предприятия (бизнеса) следующие:

1) сформировавшийся бизнес и устойчивые позиции на рынке;

2) корпоративное управление и прозрачность;

3) выход на рынок долгового капитала;

4) выход на рынок долевого (акционерного) капитала.

Первый и второй этапы характеризуют создание устойчивого бизнеса, отвечающего определенным требованиям инвесторов и международным стандартам. Третий этап повышения стоимости компании формирует ее кредитный имидж как заемщика. Четвертый этап увеличения стоимости предприятия происходит уже на рынке долевого финансирования. Конечно, представленный вариант развития не является универсальным для всех компаний и может быть модифицирован исходя из ситуации, сложившейся на финансовом рынке.

По итогам IPO финансовые аналитики корпорации вычисляют ряд показателей, позволяющих оценить успешность и результативность размещения акций и перспективы ее дальнейшего развития. К таким параметрам относят:

· капитализацию по итогам IPO;

· отношение рыночной капитализации по итогам IPO к выручке от продаж за прошлый отчетный период или год проведения размещения;

· отношение рыночной капитализации к прибыли до уплаты налогов, процентов и амортизации за соответствующий период (EBITDA).

Расчет справедливой цены акции и сравнение ее с ценой, сложившейся в первые дни торгов на фондовой бирже, позволяет установить потенциал роста стоимости компании или ее снижения. Данные показатели являются индикативными и позволяют инвесторам делать вывод об инвестиционной привлекательности компании-эмитента.

Однако сами компании, рассматривая публичное размещение акций как один из наиболее дешевых источников финансирования развития бизнеса, не всегда осуществляют экономическую оценку эффективности такого размещения, ограничиваясь разработкой бюджета расходов на проведение IPO.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите различия между долговым и долевым финансированием.

2. Какие источники финансирования используют на каждой стадии жизненного цикла компании?

3. На какой стадии можно использовать первичную эмиссию новых акций (IPO)?

4. Приведите основные преимущества IPO по сравнению с другими источниками финансирования бизнеса.

5. Какие факторы определяют успех первичного размещения IPO?

6. Сформулируйте основные этапы организации открытой подписки.

7. С помощью каких показателей характеризуют итоговую результативность IPO?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: