Бахтеева Анастасия Сергеевна, группа ЗНО-116




Фрагмент урока по методике преподавания математики.

УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 3 (1 ч.), стр.29, упр.7

 

Тип урока: «Урок формирования умений»

Тема: «Решение составных задач»

 

Цель: Совершенствовать умение решать составные задачи.

Задачи:

1. Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи.

2. Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.

3. Формировать умения составлять план решения задачи;рассуждать от данных к вопросу и наоборот; строить умозаключение; устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.

4. Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений и составлять ответ.

5. Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления обратной задачи.

Оборудование: презентация

 

Задача:

В саду собрали 26 корзин слив, груш на 6 корзин больше, чем слив, а яблок на 5 корзин больше, чем груш. Сколько корзин яблок собрали в саду?

Тип задачи: Нетиповая.

1 вид простой задачи: Задачи на увеличение числа на несколько единиц в прямой форме.

1)В саду собрали 26 корзин слив, груш на 6 корзин больше. Сколько корзин груш собрали?

 

2) Яблок на 5 корзин больше, чем груш. Сколько корзин яблок собрали?

 

 

Ход урока:

Этап урока Содержание урока Оформление доски/Презентации
Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи) Задачи: -Повторить знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. -Давайте вспомним то,что уже изучали. Для этого устно решим следующие задачи:   На одном складе 10 грузовых машин, а на другом 4.Сколько всего машин в двух складах? -Сколько грузовых машин на первом складе? (10) -Сколько грузовых машин на втором складе? (4) -Чтобы узнать сколько всего грузовых машин на двух складах какое действие нужно выполнить? (сложение) -Верно. Какое выражение у нас получится? 10+4=14(м.)- всего грузовых машин на двух складах. -Мы ответили на вопрос задачи?(да)   -Прочитаем следующую задачу и решим ее: Мама сварила 30 вареников с вишней, это на 10 больше, чем вареников с картошкой. Сколько вареников сварила мама? -Сколько было вареников с вишней? (30) -Что еще сказано в условии?(Мама сварила вареников с вишней на 10 больше, чем вареников с картошкой) -Что это значит?(вареников с картошкой на 10 меньше, чем с вишней.) -Что нужно найти?(Сколько вареников купила мама) Составим схему: Чтобы узнать сколько вареников с картошкой сварила мама какое действие мы выполним? (Вычитание) -Верно. Какое выражение у нас получилось? 30 – 10 = 20 (в.)-с картошкой сварила мама. -Что мы напишем в ответе? (20 вареников с картошкой купила мама) -Молодцы!   -Прочитаем внимательно следующую задачу: «У Алёши 5 марок, у Насти 2 марки». -Можно ли этот текст назвать задачей?(нет) -Что нужно сделать, чтобы этот текст стал задачей? (Для того чтобы этот текст стал задачей, необходимо к этому условию добавить вопрос) -Какой вопрос может быть в этой задаче? (Сколько всего марок было у ребят?) -Составим схему к задаче: -Молодцы. Давайте решим эту задачу. -Сколько марок было у Алёши? (5) -А сколько марок было у Насти? (2) -Как найти сколько всего марок было у ребят? (Нужно сложить количество марок Алёши и количество марок Насти) -Какое выражение получим? 5+2=7(м.)-всего было у ребят. -Какой будет ответ?(Всего у Насти и Алёши было 7 марок) -Верно!   Схему рисуем на доске   Схема на доске
  1. Решение задачи:
● Чтение и осознание текста задачи. ● Выделение структурных компонентов задачи. ● Построение модели задачи. Задачи:
  • Формировать
умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи и строить модель задачи.
-Ребята, откройте учебник на странице 29 и прочитайте «про себя» задачу под № 7. -Кто прочитает задачу вслух? -О чем идет речь в задаче? (О сливах, грушах и яблоках,которые собирали в саду) -Что мы знаем про сливы? (их собрали 26 корзин) -Что мы знаем про груши? (их собрали на 6 корзин больше, чем слив) -Что мы знаем про яблоки? (их собрали на 5 корзин больше, чем груш) -Что нам нужно узнать? (Сколько корзин яблок собрали в саду) Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме. Как вы думаете,какая схема подойдет к нашей задаче?       (Подойдет 1 схема) -Объясните, почему не подходят вторая и третья схемы?(Потому что во второй схеме показано, что груш на 5 корзин больше и яблок на 6 корзин больше, а по условию задачи груш на 6 корзин больше, а яблок на 5 корзин больше. А третья схема тоже не подходит, потому что там показано найти сумму всех корзин, а в нашей задаче такого вопроса нет.) -Верно! А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (Слив 26 корзин, груш на 6 корзин больше,чем слив, а яблок на 5 корзин больше, чем груш. Сколько корзин яблок собрали?)     Схемы на доске.
  1. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения.
Задачи:
  • Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение;
   
  • устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку.
-Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи) -Для начала составим план решения.   - Каков главный вопрос задачи? (Сколько корзин яблок собрали в саду?) -Какие два числа нужно знать,чтобы ответить на этот вопрос? (Количество корзин груш и яблок) -Какое из этих двух чисел мы уже знаем? (Количество корзин слив) А какое число мы пока что не знаем? (Количество корзин груш) -Но что нам известно о количестве груш? (Что их на 6 корзин больше,чем собранных корзин слив) -Какие два числа нам нужны для того, чтобы найти количество груш? (Количество корзин слив- их 26,и нам известно, что груш на 6 корзин больше) -Найдем это число,будем его знать,а так же мы знаем,что яблок на 5 корзин больше, чем груш. Сможем ли мы ответить на главный вопрос? (Да, мы сможем ответить на главный вопрос)   Одновременно строим «Дерево рассуждений»: Составим план решения задачи: -Сначала узнаем сколько корзин груш собрали. Что для этого нужно сделать?(Для этого к количеству корзин слив, прибавляем 6 корзин) -Когда это число будет известно,найдем количество корзин яблок. Что для этого нужно сделать? (К количеству корзин слив прибавляем 5 корзин)   На доске «Дерево рассуждений»
  1. Записи решения и ответа задачи.
Задачи:
  • Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений.
-Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных)   -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 26+6=32 -32 чего? (корзин груш) 1) 26+6=32 (к.)- Количество корзин груш собрали -Что мы нашли в первом действии? (Количество корзин груш) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 32+5=37(к.)- Количество корзин яблок собрали -Чему равно? (37) -Что мы нашли во втором действии? (количество корзин яблок) -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) (26+6)+5 Б) (26-5)+6 В) (26+6)-5 Запишите верное выражение в тетрадь: (26+6)+5 = 37(к.)- яблок собрали На доске выполняется решение учеником.
  1. Проверка полученного решения. Исследование решения.
Задачи:
  • Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной.
-Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили. -Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую схему, изменив условие и вопрос: -По схеме составьте текст обратной задачи: В саду собрали 37 корзин яблок, груш собрали на 5 корзин меньше,чем яблок, а слив на 6 корзин меньше, чем груш. Сколько корзин слив собрали в саду? -Решим данную задачу. -Что известно из первого предложения задачи? (Что яблок собрали 37 корзин.) -Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что груш собрали на 5 корзин меньше,чем яблок, а слив на 6 корзин меньше, чем груш.) -Что нам нужно узнать? (Сколько корзин слив собрали в саду.) -Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет). Почему? (Нам неизвестно сколько корзин груш собрали.) -Что мы можем найти, зная количество корзин с яблоками? (Количество корзин груш) -Зная количество корзин с яблоками и грушами,что мы найдем?(сколько корзин слив собрали) -Тогда мы ответим на вопрос задачи? (Да)   Одновременно стоим дерево рассуждений: Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу:   -Проверьте,так ли вы записали действия: 1) 37-5=32 (к.)- Количество корзин груш. 2) 32-6=26 (к.)- Количество корзин слив. Ответ: В саду собрали 26 корзин слив. -Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили 26 корзин со сливами,что соответствует данному первой задачи) -О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно) -Правильно.Теперь можно записать ответ к исходной задаче: Ответ: В саду собрали 37 корзин с яблоками.   Схема на доске   На доске «Дерево рассуждений»     На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями   На доске написано решение


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: