16.04.2020
Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами отправляемся в концертный зал.
Ребята, а вы любите соревноваться?
- А в чем можно соревноваться? (в спорте, в литературе, в знаниях …)
- Возможно ли соревноваться в музыке?
- Кто с кем могут соревноваться? (музыканты, исполнители)
- В какой форме проходят эти состязания? (концерт)
- А могут соревноваться между собой инструменты, а не исполнители в своём мастерстве?
Давайте попробуем разобраться вместе.
Итак, записываем в тетрадь тему урока – Музыкальное состязание.
Музыка, которая сейчас прозвучит, вам, скорее всего, незнакома. Постарайтесь слушать внимательно, чтобы поделиться своими впечатлениями.
Звучит фрагмент первой части Первого концерта для фортепиано с оркестромП.И. Чайковского
https://vk.com/audios589640238
- Понравилась ли вам музыка?
- Какие чувства вы испытывали?
- Какие инструменты звучали?
- Мы можем сказать, что фортепиано и оркестр спорили, соревновались в своих высказываниях?
- Почему? (они будто ведут спор, беседу).
- Мы можем сказать, что они как бы соревнуются между собой?
Этот музыкальный жанр называется концерт.
Давайте запишем определение в тетради:
Концерт – это музыкальное произведение для оркестра и солирующего инструмента (флейты, арфы, скрипки, трубы, виолончели, фортепиано и т.д.). Есть даже концерты для голоса и оркестра.
Концерт – в переводе с латинского языка означает «состязаться», а с итальянского – «согласие, гармония».
Концерты появились в Италии в XVII веке. Концерты для разных инструментов писали А.Вивальди, И.С.Бах, Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов и многие другие композиторы. Классический концерт обязательно состоит из 3 частей.
|
В изобразительном искусстве тоже есть концерты – это картины с названием «Концерт»: Эркоде де Роберти, Адольф фон Менцель, Константин Андреевич Сомов, Ян Вермеер (их изображения можно найти в интернете). На всех этих картинах изображена группа людей, исполняющих музыку. Их музыка звучит красиво, потому что они играют вместе, согласуют свою игру.
Перед вами «Концерт» Константина Сомова:
Один из самых известных инструментальных концертов – это Концерт №1 для фортепиано с оркестром П.И.Чайковского, фрагмент которого мы с вами слушали. Он известен музыкантам всего мира. Именно этот концерт звучит на Международном конкурсе исполнителей в Москве, который носит имя П.И. Чайковского. Этот конкурс проходит раз в четыре года более 60 лет (16 раз) с 1958 года. Лауреатом Первого международного конкурса имени П.И.Чайковского (в 1958 году) среди пианистов стал американский пианист Ван Клиберн.
П.И. Чайковский очень любил свою Родину, и часто об этом писал в письмах своим друзьям, сидя в своем уютном кабинете. Вы помните его фразу: “Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку-Русь!”. Как и многие композиторы, он любил музыку народную и часто использовал её в своих произведениях. Но не только музыку русского народа любил композитор. В музыке Первого концерта Чайковский использовал украинские народные темы: напев лирников, услышанный им на Украине. Композитор писал об этом так: "Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента – лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем. Я отчасти воспользовался этим напевом…”
|
Это украинская народная песня-закличка «Веснянка», которую П.И.Чайковский включил в третью часть Концерта. Так же, как и многие концерты, Концерт № 1 Чайковского состоит из трёх частей. Третья часть (финал) написана в форме вариации.
А что означает “песня-закличка”? – Песня, с помощью которой в старину зазывали Весну. С первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами Весну к себе в гости. Особенно готовились к прилёту птиц: дети строили скворечники, делали игрушечных птиц – жаворонков, куликов, журавликов. Их поднимали высоко на крыши домов и так заманивали живых птичек. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек, сделанных из глины. А родители своим деткам пекли печенье, булочки, похожие на жаворонков. Так люди надеялись, что птицы скорее прилетят из тёплых краёв и Весна придёт быстрее. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба – чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в тёплых краях.
В качестве домашнего задания подумайте: какое ещё значение слова «концерт» вы знаете? Напишите в тетради. (Может быть, у кого-то получится написать небольшое сочинение на эту тему)
Также предлагаю вам разгадать кроссворд (если вы были внимательны, он не будет сложным):
1.Лауреат первого Международного конкурса имени П.И. Чайковского.
2. Город, в котором проходит Международный конкурс имени П.И. Чайковского
|
3. Музыкальный инструмент, изображенный на картине В. Сомова
4. Музыкальная форма построения финала Первого концерта для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского
5. Украинская народная песня, которая легла в основу финала Первого концерта П.И. Чайковского
6.Музыкальный инструмент, на котором играли слепые музыканты из Малороссии.
7. Количество частей симфонического жанра «концерт»
1. к | |||||||||
2. | о | ||||||||
3. | н | ||||||||
4. | ц | ||||||||
5. | е | ||||||||
6. | р | ||||||||
7. т |