Отправить фото выполненной работы не позднее 13.04.20 до 10.00




Тема «Рыночное равновесие. Рыночные структуры»

План:

Концепция равновесия рынка

Устойчивость равновесия

Рыночные структуры

Эластичность спроса по доходу

Перекрестная эластичность

Инструкция

Изучить лекционный материал

Составить опорный конспект

Выполнить задание

Отправить фото выполненной работы не позднее 13.04.20 до 10.00

 

 

1. Концепция равновесия рынка

2. Устойчивость равновесия

Равновесие – это ситуация, при которой интересы продавца и покупателя на рынке полностью совпадают, так что при данной цене величина предложения равна величине спроса.

Устойчивость равновесия — способность рынка приходить в состояние равновесия путём установления прежней равновесной цены и равновесного объёма.

Виды устойчивости

● Абсолютная

● Относительная

● Локальная (колебания цен происходят, но в определённых пределах)

● Глобальная (устанавливается при любых колебаниях)

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

● Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

● Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

● Консерватизм покупателей во вкусах;

● Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

● Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

1.Значимость товара для бюджета семьи.

2.Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

3.Консерватизм во вкусах.

Перекрестная эластичность спроса - это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар.

Различают три вида перекрестной эластичности спроса по цене:

● положительная;

● отрицательная;

● нулевая.

Положительная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимозаменяемым товарам (товарам-субститутам). Например, масло и маргарин являются товарами-заменителями. Чем больше взаимозаменяемость двух благ, тем больше величина перекрестной эластичности спроса по цене.

Отрицательная перекрестная эластичность спроса по цене относится к взаимодополняемым благам (сопутствующим, комплементарным благам). Это блага, которые используются совместно. Например, обувь и гуталин. Чем больше взаимодополняемость благ, тем больше будет абсолютное значение отрицательной перекрестной эластичности спроса по цене.

Нулевая перекрестная эластичность спроса по цене относится к благам, которые не являются ни взаимозаменяемыми, ни взаимодополняемыми. Этот вид перекрестной эластичности спроса по цене показывает, что потребление одного блага не зависит от цены на другое.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Эластичность предложения зависит от:

● особенности производственного процесса(позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

● временно́го фактора (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

● зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

3. Рыночные структуры

Разновидности структур рынка:

● Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.

● Олигополия— рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.

● Дуополия— частный случай олигополии всего двух компаний.

● Олигопсония— рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.

● Монополия— рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.

● Естественная монополия— монополия, в которой эффект масштаба чем больше повышает эффективность, тем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.

● Монопсония— рынок, на котором присутствует только один покупатель.

● Совершенная конкуренция- теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

4. Эластичность спроса по доходу

Эластичность спроса по доходу – это соотношение процентного изменения объема спроса на товар к процентному изменению дохода потребителей:

где Q1 – количество до изменений;
Q2 – количество после изменений;
Y1 – доход до изменений;
Y2 – доход после изменений.

Эластичность спроса по доходу равна отношению процентного изменения в количестве к процентному изменению дохода, т.е. аналогична коэффициенту по цене.

Потребитель по разному меняет спрос на различные товары при изменении дохода. Поэтому показатель может иметь различные (положительные и отрицательные) значения. Если потребитель увеличивает объем закупок при возрастании дохода, то эластичность по доходу положительна (Е1 больше 0). В этом случае речь идет скорее о нормальном товаре (например, дополнительном костюме), который потребитель может себе позволить при возрастании дохода.

Если при этом рост спроса опережает рост дохода (Е1 больше 1), то имеет место высокая эластичность спроса по доходу. Такое бывает со спросом на товары длительного пользования.

Вероятна и другая ситуация, когда значение Е1 отрицательно. Речь идет об аномальных или низкокачественных товарах. Такие товары потребители при растущем доходе покупают меньше, предпочитая более высококачественные.

Изменение эластичности по доходу связано с понятием номинальных товаров и товаров низшего качества. Поскольку в этом случае доход и спрос изменяются в одном направлении, эластичность спроса по доходу на номинальные товары будет положительна.

Для товаров низшего качества увеличение дохода вызывает уменьшение спроса. Здесь доход и спрос изменяются в противоположном направлении. Значит, эластичность спроса по доходу на товары низшего качества отрицательна. Товары первой необходимости не чувствительны к росту или падению дохода.

Эластичность спроса по доходу можно разделить на три основные формы:

1. положительная. Здесь объем спроса растет с ростом дохода – это нормальные блага;

2. отрицательная. Здесь объем спроса падает с ростом дохода – это блага низшего качества;

3. нейтральная (нулевая). Здесь объем спроса не чувствителен к изменению дохода – это товары первой необходимости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: