Фролова Вероника
Ученица 10В класса
ГОБУ гимназии № 406
Научный руководитель:
Седова Ирина Игоревна
Учитель физики
ГБОУ гимназии № 406
2013 год
Содержание:
Вступление………………………………………….……………………….3
Краткая теория………………………………................................................4
Практическая часть……………………………………………………….…7
Лабораторная работа №1 …………………………………………………...7
Лабораторная работа №2 ………………………………………………..….8
Лабораторная работа №3 …………………………………………….……..9
Лабораторная работа №4 ………………………………………….…….…10
Лабораторная работа №5 …………………………………………………..11
Заключение………………………………………………………………….12
Список использованной литературы ……………………………………..13
Вступление:
В книге Я.И. Перельмана описана задача «Сухим из воды»: «Положите монету на большую плоскую тарелку, налейте столько воды, чтобы она покрыла монету, и предложите гостям взять ее прямо руками, не замочив пальцев».
Данная задача заинтересовала меня. Проведя самостоятельно этот не сложный эксперимент, я решила более подробно разобраться в причинах, вызвавших подъем воды в стакане.
Цель работы:
Объяснить и исследовать явление подъема воды в этом опыте.
Задачи работы:
Исследовать зависимость подъема воды от:
1. Объема воды в ёмкости;
2. Количества свечей;
3. Температуры воды в ёмкости;
4. Температуры окружающей среды.
Теоретическая часть
Я.И.Перельман приводит следующее решение поставленной задачи:
«Эта, казалось бы, невозможная задача довольно просто решается с помощью стакана и горящей бумажки. Зажгите бумажку, положите ее горящей внутрь стакана и быстро поставьте стакан на тарелку близ монеты, дном вверх. Бумажка погаснет, стакан наполнится белым дымом, а затем под ним сама собой соберется вся вода с тарелки. Монета же, конечно, останется на месте, и через минуту, когда она обсохнет, вы сможете взять ее, не замочив пальцев».
|
Как Я.И.Перельман объясняет данное явление?
«Горящая бумажка нагрела в стакане воздух, давление его от этого возросло, и часть газа вышла наружу. Когда бумажка погасла, воздух снова остыл, но при охлаждении его давление ослабело и под стакан вошла вода, вгоняемая туда давлением наружного воздуха».
Я.И.Перельман так же разъясняет, что «…весьма нередко приходится слышать и даже читать неверное объяснение этого старинного опыта. А именно, говорят, что при этом «сгорает кислород» и потому количество газа под стаканом уменьшается.
Такое объяснение грубо ошибочно. Главная причина только в нагревании воздуха, а вовсе не в поглощении части кислорода горящей бумажкой. Это следует, во-первых, из того, что можно обойтись, и без горящей бумажки, а просто нагреть стакан, сполоснув его кипятком. Во-вторых, если вместо бумажки взять смоченную спиртом вату, которая горит дольше и сильнее нагревает воздух, то вода поднимается чуть не до половины стакана; между тем известно, что кислород составляет только 1/5 всего объема воздуха. Наконец нужно иметь в виду, что вместо «сгоревшего» кислорода образуется углекислый газ и водяной пар; первый, правда, растворяется в воде, но пар остается, занимая отчасти место кислорода».
|
Мы считаем, что такое объяснение хорошо в том случае, когда на тарелку наливается «столько воды, чтобы она покрыла монету». Аесли высота слоя воды будет большей? Наше дальнейшее исследование и посвящено этой проблеме.
Попытаемся объяснить, какие же процессы сопровождают подъем воды в стакане.
В процессе горения фитиля и парафина (С18Н38) выгорает часть кислорода в воздухе внутри стакана. Эта реакция выглядит так:
Образовавшаяся вода (Н2О) практически сразу конденсируется. При этом образуется углекислый газ (СО2). Видно, что в реакции участвует 55 молекул кислорода, а образуется 36 молекул углекислого газа, то есть в 1.5 раза меньше. Таким образом, число молекул воздуха в сосуде уменьшается. По мере накопления СО2 свеча начинает гаснуть. Это означает, что концентрация углекислого газа в сосуде достигла критического для гашения пламени значения, равного 12 – 15 % (для закрытого сосуда). При этом нагретый пламенем воздух быстро остывает и соответственно уменьшает свой объем и давление. Часть воды при этом втягивается в сосуд.
– давление воздуха над столбиком воды после охлаждения и сжатия
рассчитывается из уравнения Менделеева – Клапейрона.
где: V - объем воздуха,
m - его масса,
M - средняя молярная масса
(состав воздуха в сосуде отличается
от состава воздуха вне сосуда,
так как произошла химическая реакция)
Таким образом по получившимся формулам можно рассчитать давление газа в сосуде, или высоту, на которую поднимется вода.
Детально рассмотрев процессы, происходящие при подъеме воды, переходим к лабораторным исследованиям процесса.
|
Практическая часть
Лабораторная работа №1
Цель работы: Исследовать зависимость подъема воды от начального количества воды в ёмкости.
Оборудование: емкость для воды, свеча, линейка, спички, стакан, сода, термометр.
Ход работы:
Объем воды, л | 0,1 | 0,2 | 0,3 |
Высота подъема воды относительно дна емкости, см |
Tокр.среды = const; Tводы = const;
p = const; Nсвечей = const
Tокр.среды = 290,5 К
Tводы = 289 К
p = 96,93 (кПа)
Nсвечей = 1
Вывод: От начального объема воды в ёмкости высота подъема не зависит.
Лабораторная работа №2
Цель работы: Исследовать зависимость подъема воды от количества свечей.
Оборудование: емкость для воды, свеча, линейка, спички, стакан, вода, термометр.
Ход работы:
Количество свечей, шт | ||||
Высота подъема воды относительно дна емкости, см | 1,9 | 2,2 | 2,8 | 3,5 |
Tокр.среды = 290,5 К
Tводы = 289 К
p = 96.93 (кПа)
Vводы = 100 мл
Вывод: Чем больше свечей используется, тем выше поднимается вода
Лабораторная работа №3
Цель работы: Исследовать зависимость подъема воды от температуры воды.
Оборудование: емкость для воды, свеча, линейка, спички, стакан, вода, термометр.
Ход работы:
Температура воды, ºС | ||||
Высота подъема воды относительно дна емкости, см | 1,9 | 1,2 | 1,5 | 1,7 |
Tокр.среды = 290,5 К
Nсвечей = 1
p = 96,93 (кПа)
Vводы = 100 мл
Лабораторная работа №4
Цель работы: Исследовать зависимость подъема воды от температуры внешней среды.
Оборудование: емкость для воды, свеча, линейка, спички, стакан, вода, термометр.
Ход работы:
Температура в помещении, ºС | 17,5 | ||
Высота подъема воды относительно дна емкости, см | 1,7 | 1,9 | 1,5 |
Nсвечей = 1
Tводы = 289 К
p = 96.93 (кПа)
Vводы = 100 мл
Лабораторная работа №5
Цель работы: исследовать время горения свечи и высоту подъема воды от объема сосуда.
Оборудование: емкость для воды, свеча, линейка, спички, стакан, вода, термометр.
Ход работы:
Объем сосуда, см3 | |||||
Высота подъема воды относительно дна емкости, см | 3,3 | 3,5 | 3,9 | 3,8 | |
Время горения свечи, с |
Nсвечей = 1
Tводы = 289 К
p = 9,13 кПа
Vводы = 100 мл
Tокр.среды = 291 К
Вывод: Чем больше объем сосуда, тем больше время горения свечи.
Заключение:
В своей работе я выяснила, что вода втягивается в сосуд под действием нескольких факторов: химическая реакция горения парафина и изменение давление в сосуде. Так же я выяснила, что подъем воды в сосуде зависит от:
ü Температуры воды;
ü Температуры окружающей среды;
ü Объема сосуда;
ü Количества свечей (чем больше свечей используется, тем выше поднимается вода)
Подъем воды в сосуде не зависит от первоначального количества воды в емкости.
Список литературы:
1. Я.И. Перельман «Занимательная Физика», Москва, «Наука», 1979
2. Г.С.Ландсберг «Элементарный учебник физики», Москва, «Наука», 1985
3. «Юный Техник», №11, 2005 г.
Пожалуйста, подождите