Метод чистого повторения святого имени
Тринад апи суничена
Тарор апи сахишнуна
Аманина манадена
Киртанийа сада харих
"Считая себя ниже и бесполезнее никчемной травы, по которой все ходят, будучи терпеливее дерева, отбросив гордость, и выражая почтение другим в соответствии с их положением, следует непрервыно повторять святое имя Господа Хари."
Этот стих из Шикшаштаки описывает метод воспевания святого имени. Чайтанья-чаритамрита советует "повязать его себе на шею".
Бхактивинод Тхакур объясняет, что тот, кто повторяет святые имена без оскорблений, будет проявлять четыре качества, упомянутые в третьем стихе Шикшаштаки:
1) Естественное смирение, порожденное полной отрешенностью от материальных чувственных наслаждений;
2) Чистое сострадание, не обремененное завистью;
3) Чистое сердце, свободное от мирского ложного эго и гордости;
4) Почтительное отношение ко всем, в соответствии с их положением.
Тринад апи суничена (смиреннее, чем былинка)
Когда святое имя Господа Хари, олицетворение трансцендентной духовной расы, проявляется в сердце практикующего преданного, его сердце исполняется чувствами, и он начинает думать?
"О, по своей природе я ничтожная частичка сознания и слуга Господа Кришны. Мне абсолютно никчему мирские материальные объекты. Увы! Увы! Из-за своей неприязни к Господу Кришне я оказался в ужасной затруднительной ситуации. Я пал в цикл повторяющихся рождения и смерти, и меня испепеляют разнообразные страдания. По милости Шри Гуру и Вайшнавов теперь я понял, что мое безразличие к Кришне можно рассеять лишь при помощи практики преданного служения Верховному Господу. Восстановившись вновь в своей изначальной неизменной сущности, я смогу обрести любовь к Верховному Господу. Поэтому пока, по милости Господа, я не освободился от материального существования, я положусь на принцип уйкта-вайрагьи и, культивируя знание самбандхи, буду принимать лишь те вещи, которые необходимы для поддержания жизни.
Страдания, которые приносят бедность, болезни, скорбь, старость и т.д., а также счастье, которые приносят богатство, хорошее здоровье, сила, знание и т.д. - это все проявленные реакции нашей предыдущей деятельности. Мне все равно придется страдать или наслаждаться ими. Потеря и приобретение, жизнь и смерть, счастье и страдание - не имеют ничего общего с духовной реальностью. Поэтому мне абсолютно никчему эти мирские вещи. Думая подобным образом, с великим смирением я воскликну:
"О Кришна" О Гаурачандра! О Господь моей жизни! Когда же я обрету чистое служение Тебе? Пожалуйста, яви милость этой несчастной и падшей душе, и немедля прими меня." Вознося такие молитвы, я буду как-то жить дальше - дома или в лесу.
Несмотря на то, что трава - материальный объект, ее эго, связанное с материей - совершенно естественно и оправданно. Но мое эго, связанное с нынешними тонким и грубым материальными телами, неуместно, поскольку, в реальности, оно не связано с моей неизменной природой, чистым сознанием. Эго травы - настоящее, но мое материальное эго - ненастоящее. Поэтому для меня совершенно естественно стать ниже травинки."
Тарор апи сахишнуна (терпеливее дерева)
Смысл фразы тарор апи сахишнуна заключается в том, что дерево настолько терпеливо, что дает свою тень и сладкие плоды даже человеку, который приходит, чтобы срубить его. Покольку преданный Кришны милосерднее, чем дерево, он делает добро и друзьям и врагам. Это сострадание, свободное от зависти - второй признак святых личностей, занятых совершением Хари нама киртана.
Преданный, повторяющий святое имя без оскорблений, будет исполнен мыслями о благе других и будет думать следующим образом: "О Господь! Мои друзья, спутники и все другие обусловленные души очень невезучи. Как им обрести любовь и влечение к Твоему всеблагому имени? Ослепленные майей, они тонут в трясине семейных привязанностей, богатства и процветания, мелочных успехов и неудач, прибыли и потерь, радостей и страданий, рождении и смерти.
Они полны анартх и не имеют ни малейшей отрешенности от материалистичной жизни. Они безнадежно связаны прочными веревками бесконечных желаний чувственных наслаждений. Они тратят понапрасну свое драгоценное время в бесполезных занятиях кармы и гьяны. Результат кармы - мимолетное счастье материальных наслаждений, доступных в этом мире или на райских планетах. Это мимолетное счастье в конечном итоге ведит к страданиям. Результат гьяны - освобождение. Как пробудить таких людей к самоосознанию?"
Обращаясь с такими молитвами, преданный, глубоко тронутый эмоциями, начинает очень громко петь:
харер нама харер нама харер намаива кевлам