Эрте Александр Эдуардович
ДОКЛАД
по дисциплине «Этнополитология»
Выполнил:
магистрант 1 курса очной формы обучения группы 5 МП
направления подготовки 41.04.04 –
«Политология»
Проверил:
кандидат политических наук, доцент
/ Иликаев А.С. (подпись)
«___»____________ 2020 г.
Уфа - 2020
Этнополитический конфликт, межэтнический или межнациональный конфликт – это:
Ø агрессивное столкновение различий, интересов и противоречий, взглядов, прежде всего в восприятии, интерпретации и участии в социально-экономических и политических процессах;
Ø их отражение в сфере этнонациональных отношений, использование разногласий и различий в данной сфере для решения политических задач;
Ø изменение положения и статуса тех или иных этнонаций, их представителей в обществе, нарушение баланса их интересов, попытки экстремистской конкуренции и столкновения, с использованием в том числе различия этнонациональных ценностных ориентации и установок.
Как правило, этнонациональный конфликт в современных условиях неизбежно обретает этнополитический статус, потому что сюда вмешиваются различные силы, преследующие свои политические интересы. Различия культур, языков, этносов формируются исторически. И сами по себе различия не причина конфликтов. Но этнокультурные различия могут быть поводом для обозначения конфликтов.
Исторически давно формируются способы взаимодействия этнонаций как в режиме сотворчества, так и столкновения интересов. Этническую мозаику в той или иной модели взаимоотношения народов, как правило, определяет политический режим. Доля этнонационального в этнополитическом конфликте совершенно незначительна. Это даже не причина, а лишь повод. Политические факторы играют определяющую роль.
Этнополитический экстремизм со своими националистическими, расовыми, шовинистическими, фашистскими корнями вражды и агрессии вновь обострился после развала Советского Союза. При этом многими специалистами часто применяются понятия: «этнический экстремизм», «национальный экстремизм», что не очень оправданно. Этнополитический экстремизм — также отражают природу этого опаснейшего вируса переходного, «взорванного», кризисного общества. Этнополитический экстремизм — это использование политического кризисного состояния этнонациональных отношений для насильственного утверждения своего «Я», под прикрытием этнонационального. Диктат политического экстремизма над этническим, отсутствие самостоятельности этнонационального при первых же возможностях свободного проявления своей энергии будоражат этнонациональное самосознание людей и целых общностей. И такое взбудораженное, неустроенное, «взорванное» этнонациональное сознание людей может привести к тяжелым кризисам, вплоть до разрушения стабильности национальных организмов и целостности государства.
Американский исследователь А. Гурр выделяет три типа этнополитических движений (претензий).
Первый — это требование ущемленными меньшинствами больших экономических и политических выгод, что предотвращает угрозу разрушительных коллективных акций и заставляет чиновников внимательнее работать в многонациональной (мультикультурной) среде.
Второй — национал-сепаратизм и требование самостоятельных государств независимости. Представляется, что мирное достижение целей через автономию для большинства народов привлекательнее (Уэльс, Шотландия, Татарстан).
Третий — борьба коренных народов за права на землю и недра, что формирует требования меньшинств в отношении экономического, культурного и политического пространства из-за нарастания угроз потери собственной самобытности, стремление к сохранению традиционного образа жизни (автономные округа в России).
Диалог и сотрудничество власти и этносов — наиболее разумный путь достижения паритета интересов. Важно учесть цивилизационный, исторический и социологический подходы к выявлению природы этнополитических конфликтов.
В каждой стране для каждого народа есть свои специфические социально-экономические, территориальные, политические, культурно-лингвистические, психологические и этноконфессиональные причины и поводы для межнационального недоверия, враждебности и конфликтов. Их важно внимательно анализировать и преодолевать своевременно, не доводя до агрессии.
Кроме того, возникновение этнонациональных, этнополитических конфликтов — это, прежде всего последствия исторической или ныне существующей несправедливости: реальной или в представлениях группы людей. Поэтому в предотвращении и в преодолении конфликта главное значение имеет снятие реального или мифологического неравенства, нарушения паритета интересов, ущемленности положения или самочувствия той или иной национальности. Тем более что в условиях переходного, кризисного общества претензии национальностей друг к другу и к государству носят перекрестный характер.
В возникших конфликтах важно учитывать следующее:
Ø признание конфликта и права на претензии, если они возникли реально или в представлениях людей;
Ø наличие организации, которая представляет легитимно конфликтующие стороны;
Ø выработку правил игры для совместной работы в поиске выхода из конфликта;
Ø достижение равенства возможностей в позициях и в поиске выхода;
Ø достижение компромисса, перемирия, перевод конфликта в латентное состояние с последующими мерами его преодоления;
Ø разные формы изоляции от группы наиболее экстремистских лидеров - придание постконфликтному строительству этнически нейтрального, максимально компромиссного характера;
Ø преодоление реальных и идеологических причин конфликта.
2. Этнополитические конфликты как разновидность социальных конфликтов
Национально-этническая дифференциация не остается неизменной: сами по себе национальные чувства, сплачивающие людей в некую единую группу, амбивалентны. «Каждый человек имеет этнический потенциал, то есть все мы говорим на определенном языке, имеем расовые признаки, принадлежим к общности, которая имеет свою особую историю, и т.д. Но этот этнический потенциал активизируется при определенных условиях», — пишет английский ученый Д. Мейборн-Льюис. Уровень актуализации этого потенциала, интенсивность национальных чувств во многом зависит от политики, от степени ее открытости по отношению к другим народам или же, наоборот, от меры концентрации на собственных проблемах и поиске внешнего врага, который якобы остается ответственным за беды и несчастья данной социальной общности.
При определенных условиях (системный кризис общества, распад государственности, изменение социального статуса этнической группы и др.) происходит политизация этничности, использование ее как мотивационной политической силы, основы резкого политического размежевания и средства достижения политических целей. То есть возникает феномен, получивший в научной литературе название этнополитической мобилизации. Для «запуска» процесса мобилизации необходима противостоящая сторона, мешающая достижению желаемой цели, так как социальный конфликт существует в том случае, когда две или большее количество сторон убеждены в том, что цели их деятельности или ценности несовместимы.
«Одна из важнейших характеристик эпохи постмодерна, — отмечает, в частности, Д. Элазар, — состоит в этническом возрождении, появлении вновь представления об исконных связях как центрального для формирования индивидуальной идентичности. Эти тенденции имеют свое политическое отражение в складывании охватывающего весь мир движения от классово фундированной[1] к этнически фундированной политике».
Раскроем содержание основных понятий.
Существует огромное количество определений понятия «социальный конфликт». Мы же будем исходить из дефиниции, сформулированной известным английским социологом Э. Гидденсом, который считает необходимым различать противоречие и конфликт. Противоречия — следствие социального неравенства, но они, по его мнению, отнюдь не всегда влекут за собой конфликт. Для трансформации противоречия в конфликт необходимы осознание противоположности интересов или целей и соответствующая мотивация поведения. Непосредственно же под конфликтом Э. Гидденс понимает «реальную борьбу между действующими людьми или группами — независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон». Это определение подчеркивает динамику конфликта и позволяет выделять фазы развертывания конфликта или этапы мобилизации конфликтующих сторон. Так, процесс осознания противоречия, формирования собственной идентичности и выработки мотивации поведения можно назвать первой (латентной) фазой конфликта, а «реальную борьбу между действующими людьми или группами» - его второй (открытой) фазой.
Этнополитический конфликт, несомненно, выступает частной формой конфликта социального, обладая при этом своими специфическими особенностями:
1) подавляющее большинство этнических конфликтов имеет политическую составляющую, т. е. в большей или меньшей степени это этнополитические конфликты. Подчеркивая данное обстоятельство, американский исследователь Р. Липшутц пишет: «То, что стало называться этническим конфликтом, — не более и не менее чем борьба за государственную власть». Однако мы должны различать горизонтальные этнополитические конфликты — между этническими группами (например конфликт в Ферганской долине между узбеками и турками-месхетинцами), и вертикальные — конфликты между этнической группой и государством (например чеченский, карабахский конфликты), хотя эти различия достаточно условны, поскольку и в горизонтальные конфликты рано или поздно вмешивается государство — либо в качестве посредника-умиротворителя, либо в качестве субъекта конфликта;
2) важно учитывать и то, что в одних случаях этничность может быть лишь «камуфляжем» политической борьбы (борьба за «национальное самоопределение» народов Севера, которую вели в 1990-е годы политические лидеры некоторых автономий российского Севера, на деле лишь добивавшиеся увеличения «объема» своей власти), в других же случаях речь может идти об «обратном камуфляже», когда за политическими лозунгами и декларируемыми целями
скрывается острый этнический конфликт (пример — борьба руководства Республики Молдова против «прокоммунистического бастиона» в Приднестровье, за которым стоит острая проблема статуса русско-украинского населения этой части республики, особенно на фоне активного обсуждения проблемы присоединения Молдовы к Румынии в первой половине 90-х годов прошлого века);
3) этнополитические конфликты в большинстве случаев имеют статусную природу: предметом таких конфликтов чаще всего бывает политический статус этнической группы, поэтому одной из важнейших причин развертывания конфликта выступает изменение взаимодействия этнических групп или среды этого взаимодействия, при котором политический статус одной из них будет восприниматься ее членами как неприемлемый:
4) этнополитические конфликты являются не только и не столько конфликтами интересов, сколько конфликтами идентичностей, так как участие в конфликте преимущественно на основе групповых мотивов обязательно предполагает отождествление человека с группой,
участвующей в конфликте, его этническую идентификацию. Как отмечает американский политолог Т. Гурр, «борьба в этнополитических конфликтах разворачивается не просто вокруг материальных или властных проблем, но ради защиты культуры группы, ее статуса и идентичности»;
5) политический конфликт в процессе его развертывания может приобрести этническое основание. Так, конфликты политических элит разного уровня (например — государственной и региональной) могут возникнуть как ресурсные, однако в случае их игнорирования или
неудачных попыток их разрешения они могут превратиться в конфликты идентичностей. При этом чем дольше будет продолжаться конфликт, тем большее число людей будет в него вовлекаться, связывая с его разрешением сохранение своего достоинства, престижа и статуса;
6) вследствие чрезмерной эмоциональной составляющей этнической идентичности этнополитические конфликты отличаются высокой степенью иррациональности, выражающейся в огромном потенциале агрессивности, ненависти и враждебности, далеко выходящих за рамки рационального осознания интересов сторон конфликта и выбора стратегии взаимодействия;
7) специфической характеристикой динамики этнополитического конфликта, связанной с его иррациональностью, является большой потенциал эскалации[2] конфликта;
8) деструктивный потенциал этнополитического конфликта полностью доминирует над его конструктивной составляющей;
9) практически во всех случаях этнополитические конфликты многофакторны и имеют несколько объектов конфликта и проблемных зон (например, территориальный спор и проблемы политического или социального статуса этнической группы);
10) в силу названных и неназванных причин этнополитические конфликты трудно поддаются разрешению, поскольку встает чрезвычайно сложная задача — найти пути удовлетворения как нематериальных интересов, так и требований повышения статуса, возврата «исконных» территорий, расширения экономических возможностей, большего доступа к политической власти и т. д.
Все сказанное позволяет нам определить этнополитический конфликт «как тип социального конфликта, субъекты которого идентифицируют себя, противоположную сторону или друг друга в этнических категориях и содержанием или формой которого является борьба за контроль над государственными институтами» или создание собственного государства.
Общее понятие «мобилизация» широко используется в социологии общественных движений, да и просто в политической лексике. В общем смысле оно означает готовность к действиям или сами действия, в политологии смысл термина «мобилизация» близок по содержанию понятию «политизация». Данное понятие подчеркивает активное, рационально-плановое начало движения. К. Дженкинс, обобщая толкования этой категории, определяет мобилизацию как «процесс, с помощью которого группа получает и использует ресурсы для достижения поставленных целей». Таким образом, это понятие фиксирует динамику развертывания этнополитического конфликта.
В свою очередь, ресурсы — это потенциал мобилизации, т. е. средства, методы, формы организации, стили лидерства, идеологии, используемые группой (внутренние ресурсы), а также социально-экономические и политические условия (внешние ресурсы), которые благоприятствуют достижению поставленных целей.
Для обозначения совокупности внутренних и внешних ресурсов и факторов, способствующих или препятствующих достижению целей движения, американскими социологами Ч. Тилли и С. Тэрроу было предложено понятие «структура политических возможностей», рассматривая их как группу ресурсов, определяющих вероятность возникновения общественных движений, формы их деятельности и эффективность.
Анализ процесса мобилизации, по К.Дженкинсу, должен содержать следующие необходимые составляющие:
1) выявление ресурсов, находящихся в распоряжении группы до начала процесса мобилизации:
2) анализ процесса использования этих ресурсов;
3) анализ возможностей увеличения ресурсов за счет источников, находящихся вне контроля группы.
Можно предложить следующее определение этнополитической мобилизации: это процесс, посредством которого группа, принадлежащая к одной этнической категории, в борьбе за политическую власть и лидерство с членами других этнических групп или государством манипулирует этническими обычаями, ценностями, мифами и символами в политических целях, используя их как главный ресурс, во имя обретения общей идентичности и политической/государственной организации группы.
Первым компонентом в структуре политических возможностей этнополитической мобилизации может быть, вслед за Дж. Розенау, назван «призыв, исходящий от агента мобилизации». Иначе говоря — это процесс использования внутренних ресурсов этнополитической мобилизации.
В свою очередь, данный процесс развертывается поэтапно:
1-й этап — конструирование традиции и мобилизация «народности»;
2-й этап — политизация этнического/национального наследия;
3-й этап — «этническое очищение».