Урок 22. Одежда народов России. Организационная структура урока
Урок 22. Одежда народов России
Тип урока: решение учебной задачи
| Педагогические задачи: создать условия для знакомства с национальной одеждой народов России, основными материалами национальной одежды (лен, хлопчатобумажная ткань), названиями головных уборов девушек и замужних женщин разных губерний России, историей женских головных уборов, их современными фасонами; способствовать формированию умений различать основные составляющие женского (рубаха, юбка-понева, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) платья; содействовать развитию навыков изготавливать плоскостную картонную модель народного или исторического костюма народов России
| Планируемые результаты
| Предметные:
познакомятсяс национальной одеждой народов России; основными материалами национальной одежды (лен, хлопчатобумажная ткань), названиями головных уборов девушек и замужних женщин разных губерний России, историей женских головных уборов, их современными фасонами;
научатся различать основные составляющие женского (рубаха, юбка-понева, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) платья; выполнять проект «Национальный исторический костюм»; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении плоскостной картонной модели народного или исторического костюма народов России
| Метапредметные:
познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке текстиля, картона для выполнения практических работ; искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приемы оклеивания картонной основы тканью с формированием сборок и складок, способы изготовления силуэтов фигур человека); знакомиться с культурой народов России;
регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, корректировать конструкцию и технологию изготовления; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки;
коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе
| Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда
| Образовательные ресурсы: учебник (с. 72–75); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; чертежные инструменты, картон, цветная бумага, клей, ножницы
|
Организационная структура урока
Этап урока
| Содержание деятельности учителя
| Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)
| Формируемые способы деятельности обучающегося
| I. Организационный момент.
Сообщение темы урока. Определение целей урока
| Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся.
Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока.
– Сегодня на уроке мы совершим путешествие по истории нашей Родины – России. Многие поэты посвящали свои произведения России. Они воспевали красоту русской природы, необъятные просторы. Послушайте стихотворение Анатолия Левушкина (читает).
– Мы побываем в музее русской национальной одежды. Тема урока «Одежда народов России».
– Как называется наша страна сейчас? Как она называлась раньше? Можем ли мы совершить путешествие во времени, чтобы больше узнать об одежде? Кто нам будет помогать?
– Определите цели урока, используя опорные слова на слайде.
| Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.
Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.
Слушают стихотворение:
Россия
За ясные зори, умытые росами,
За русое поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россией.
Россия… Россия… Раздолья… Равнины…
Березы босые. седые осины.
Все дорого с детства,
Все памятно с детства –
И все же не можешь никак наглядеться…
(Анатолий Левушкин.)
– Сегодня на уроке мы…
| Принимать и сохранять учебную цель и задачу.
Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
| II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами
| Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями.
– Выполните задание игры «Одень куклу». Выберите древнегреческую и древнеримскую одежду и оденьте бумажную куклу.
– Почему у древних греков была такая открытая одежда?
– Могла ли привиться римская одежда в других странах? В Европе?
– Люди носили одежду с глубокой древности. В течение многих столетий костюм человека постоянно менялся.
– Как вы думаете, в чем главное назначение одежды?
– В древней Руси одежда представляла собой большую ценность, ее очень берегли, передавали по наследству, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости. Красивый праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Одежда не только грела и украшала людей во все времена, но и показывала их место в обществе. Кроме этого, по костюму можно было определить профессию человека.
– В России проживают люди разных национальностей. В прежние времена люди подчеркивали национальную принадлежность особенностями одежды.
– Рассмотрите в учебнике одежду людей разных национальностей: мордва, калмыки, ненцы, кабардинцы. Какие у одежды особенности? Чем она похожа? Чем различается?
– Что вы знаете о национальной одежде своего края?
– Для наших предков большое значение имели головные уборы, главным образом для женщин: головной убор мог многое рассказать, например, замужем женщина или нет, в какой (губернии) крае проживает. Рассмотрите рисунки. Что вы можете сказать об этих женщинах? Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня.
– Рассмотрите кокошники разных губерний. Чем они различаются?
Кичка – старинный русский головной убор замужней женщины. В разных местностях женщины носили разные кички. Интересна рогатая кичка. Рога коровы – знак плодородия, достатка.
– Решите кроссворд «Одежда на Руси». Центральное слово – одежда, которую сначала носили богатые знатные люди, а в XVIII веке она стала крестьянской.
кроссворд «Одежда на Руси»:
1. Днем обручем, ночью змеей. (Пояс.)
2. Верхняя женская одежда накладная, не сшитая по бокам. (Запона.)
3. Собой не одинакова, а нужна однако: и младенцу, и мертвецу, и доброму молодцу. (Рубаха.)
4. По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. (Штаны.)
5. Мужская одежда XV века. (Кафтан.)
6. Липовый кузовок ночью отперт, днем заперт. (Лапти.)
7. Поверх чего одевали лапти? (Онучи.)
| Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником. Наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями.
– Древняя Греция: хитон, гиматий.
– Древний Рим: туника, тога.
– В Греции теплый, мягкий климат.
– В Европе суровый климат, и такая одежда была бы холодной и неудобной.
– Назначение одежды: защищать человека от холода, жары, насекомых, дождя; украшать человека.
– Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны. В старину исходными материалами для одежды служили, в основном, шерсть, хлопок, лен, которые расшивались необычными узорами, в результате чего получался красивый русский народный костюм.
Используя справочники и энциклопедии, рассказывают об истории мужского русского костюма.
– Основой русского мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили навыпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.
Другой обязательной частью одежды русских мужчин были порты. Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти. Онучи – узкие куски ткани длиной до 2 метров. Лапти – плетенная из лыка обувь.
Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.
Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата.
Используя справочники и энциклопедии, рассказывают об истории женского русского костюма.
– Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу, и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.
Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан – распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу доверху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей
| Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения.
Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу.
Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата
| III. Практическая (самостоятельная) работа обучаю-щихся.
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.
Текущий инструктаж
| Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений).
– Разбейтесь на группы по 4–5 человек. Выберите национальную одежду одного из народов России.
– Соберите информацию об этом народе, обсудите конструктивные особенности женского и мужского костюмов, головных уборов, подберите материалы и инструменты, используйте законы композиции.
– Продумайте способы выполнения каждого этапа изготовления изделия. Составьте план работы, изготовьте фигуры в народных костюмах.
– Перед вами мозаика из слов. Вам нужно составить пословицы и объяснить их значение.
На мужике кафтан хоть сер,
| не сплетешь.
| Не учась и лаптя
| спустя рукава.
| По одежке встречают,
| да ум у него не черт
съел.
| Береги платье снову,
| горит.
| На воре шапка
| а честь смолоду.
| Работать
| по уму провожают
|
| Работают в группах. Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность.
Составляют технологическую карту изготовления изделия:
1. Выполнить разметку деталей манекена.
2. Вырезать детали манекена.
3. Каждую детали обтянуть необходимой тканью и закрепить.
4. Прическу выполнить с помощью ниток.
5. Собрать детали манекена в единую композицию.
Работают в парах. Составляют и объясняют пословицы и устойчивые обороты.
• На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не черт съел.
• Не учась и лаптя не сплетешь.
• По одежке встречают, по уму провожают.
• Береги платье снову, а честь смолоду.
• На воре шапка горит.
• Работать спустя рукава.
| Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов.
Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций.
Строить рабочие отношения, работая в коллективе
| IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест
| Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?
– Какое задание понравилось больше всего?
– Что вызвало затруднение?
– Какое изделие вы выполняли на уроке?
– Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе?
– Какой способ работы с тканью использовали? Какие виды ткани вы использовали?
– Каким способом прикрепляли нити к основе?
– Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом?
– Что еще можно изготовить из ткани?
дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось.
– Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа…
– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения.
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.
| Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.
На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.
Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.
Отвечают на поставленные вопросы.
Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят вкарточку контроля:
(Ф. И.) __________
| Максимальная оценка,
15 баллов
| Критерии оценки
| Моя оценка, 0–1
| Оценка друга, 0–1
| Оценка учителя, 0–1
| Аккуратность построения разметки
|
|
|
| Качество сборки всех деталей из ткани
|
|
|
| Дизайн и оформление изделия
|
|
|
| Техника безопасности, рабочее место
|
|
|
| Итоговая оценка:
|
|
|
| | Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку.
Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство.
Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.
|
| Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными
| Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской
| Оценивать качество уборки рабочих мест
| Домашнее задание
| Объясняет домашнее задание
| Знать виды тканей
| Планировать самостоятельную работу
|
|
Поиск по сайту:
|