Урок 22. Одежда народов России. Организационная структура урока




Урок 22. Одежда народов России

Тип урока: решение учебной задачи
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с национальной одеждой народов России, основными материалами национальной одежды (лен, хлопчатобумажная ткань), названиями головных уборов девушек и замужних женщин разных губерний России, историей женских головных уборов, их современными фасонами; способствовать формированию умений различать основные составляющие женского (рубаха, юбка-понева, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) платья; содействовать развитию навыков изготавливать плоскостную картонную модель народного или исторического костюма народов России
Планируемые результаты
Предметные: познакомятсяс национальной одеждой народов России; основными материалами национальной одежды (лен, хлопчатобумажная ткань), названиями головных уборов девушек и замужних женщин разных губерний России, историей женских головных уборов, их современными фасонами; научатся различать основные составляющие женского (рубаха, юбка-понева, фартук, сарафан) и мужского (рубаха, порты, кушак) платья; выполнять проект «Национальный исторический костюм»; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении плоскостной картонной модели народного или исторического костюма народов России Метапредметные: познавательные – использовать полученные знания и умения по обработке текстиля, картона для выполнения практических работ; искать информацию в приложении учебника, книгах, энциклопедиях, журналах, Интернете; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приемы оклеивания картонной основы тканью с формированием сборок и складок, способы изготовления силуэтов фигур человека); знакомиться с культурой народов России; регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу с опорой на рисунки, схемы, корректировать конструкцию и технологию изготовления; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки; коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе, договариваться, помогать друг другу в совместной работе Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда
Образовательные ресурсы: учебник (с. 72–75); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; чертежные инструменты, картон, цветная бумага, клей, ножницы

Организационная структура урока

Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) Формируемые способы деятельности обучающегося
I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Определение целей урока Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся. Выдвигает проблему. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. – Сегодня на уроке мы совершим путешествие по истории нашей Родины – России. Многие поэты посвящали свои произведения России. Они воспевали красоту русской природы, необъятные просторы. Послушайте стихотворение Анатолия Левушкина (читает). – Мы побываем в музее русской национальной одежды. Тема урока «Одежда народов России». – Как называется наша страна сейчас? Как она называлась раньше? Можем ли мы совершить путешествие во времени, чтобы больше узнать об одежде? Кто нам будет помогать? – Определите цели урока, используя опорные слова на слайде. Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. Слушают стихотворение: Россия За ясные зори, умытые росами, За русое поле с колосьями рослыми, За реки разливные в пламени синем Тебя по-славянски назвали Россией. Россия… Россия… Раздолья… Равнины… Березы босые. седые осины. Все дорого с детства, Все памятно с детства – И все же не можешь никак наглядеться… (Анатолий Левушкин.)   – Сегодня на уроке мы… Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями. – Выполните задание игры «Одень куклу». Выберите древнегреческую и древнеримскую одежду и оденьте бумажную куклу. – Почему у древних греков была такая открытая одежда? – Могла ли привиться римская одежда в других странах? В Европе? – Люди носили одежду с глубокой древности. В течение многих столетий костюм человека постоянно менялся. – Как вы думаете, в чем главное назначение одежды? – В древней Руси одежда представляла собой большую ценность, ее очень берегли, передавали по наследству, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости. Красивый праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Одежда не только грела и украшала людей во все времена, но и показывала их место в обществе. Кроме этого, по костюму можно было определить профессию человека. – В России проживают люди разных национальностей. В прежние времена люди подчеркивали национальную принадлежность особенностями одежды. – Рассмотрите в учебнике одежду людей разных национальностей: мордва, калмыки, ненцы, кабардинцы. Какие у одежды особенности? Чем она похожа? Чем различается? – Что вы знаете о национальной одежде своего края? – Для наших предков большое значение имели головные уборы, главным образом для женщин: головной убор мог многое рассказать, например, замужем женщина или нет, в какой (губернии) крае проживает. Рассмотрите рисунки. Что вы можете сказать об этих женщинах? Кокошник – старинный русский головной убор в виде гребня. – Рассмотрите кокошники разных губерний. Чем они различаются? Кичка – старинный русский головной убор замужней женщины. В разных местностях женщины носили разные кички. Интересна рогатая кичка. Рога коровы – знак плодородия, достатка. – Решите кроссворд «Одежда на Руси». Центральное слово – одежда, которую сначала носили богатые знатные люди, а в XVIII веке она стала крестьянской. кроссворд «Одежда на Руси»: 1. Днем обручем, ночью змеей. (Пояс.) 2. Верхняя женская одежда накладная, не сшитая по бокам. (Запона.) 3. Собой не одинакова, а нужна однако: и младенцу, и мертвецу, и доброму молодцу. (Рубаха.) 4. По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. (Штаны.) 5. Мужская одежда XV века. (Кафтан.) 6. Липовый кузовок ночью отперт, днем заперт. (Лапти.) 7. Поверх чего одевали лапти? (Онучи.)
        С          
        А          
        Р          
        А          
        Ф          
        А          
        Н          
Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником. Наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями. – Древняя Греция: хитон, гиматий. – Древний Рим: туника, тога. – В Греции теплый, мягкий климат.   – В Европе суровый климат, и такая одежда была бы холодной и неудобной.   – Назначение одежды: защищать человека от холода, жары, насекомых, дождя; украшать человека. – Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток. Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны. В старину исходными материалами для одежды служили, в основном, шерсть, хлопок, лен, которые расшивались необычными узорами, в результате чего получался красивый русский народный костюм. Используя справочники и энциклопедии, рассказывают об истории мужского русского костюма. – Основой русского мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили навыпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой. Другой обязательной частью одежды русских мужчин были порты. Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти. Онучи – узкие куски ткани длиной до 2 метров. Лапти – плетенная из лыка обувь. Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом. Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата. Используя справочники и энциклопедии, рассказывают об истории женского русского костюма. – Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу, и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота. Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан – распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу доверху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата
III. Практическая (самостоятельная) работа обучаю-щихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений). – Разбейтесь на группы по 4–5 человек. Выберите национальную одежду одного из народов России. – Соберите информацию об этом народе, обсудите конструктивные особенности женского и мужского костюмов, головных уборов, подберите материалы и инструменты, используйте законы композиции. – Продумайте способы выполнения каждого этапа изготовления изделия. Составьте план работы, изготовьте фигуры в народных костюмах.     – Перед вами мозаика из слов. Вам нужно составить пословицы и объяснить их значение.
На мужике кафтан хоть сер, не сплетешь.
Не учась и лаптя спустя рукава.
По одежке встречают, да ум у него не черт съел.
Береги платье снову, горит.
На воре шапка а честь смолоду.
Работать по уму провожают

 

Работают в группах. Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность. Составляют технологическую карту изготовления изделия: 1. Выполнить разметку деталей манекена. 2. Вырезать детали манекена. 3. Каждую детали обтянуть необходимой тканью и закрепить. 4. Прическу выполнить с помощью ниток. 5. Собрать детали манекена в единую композицию. Работают в парах. Составляют и объясняют пословицы и устойчивые обороты. • На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не черт съел. • Не учась и лаптя не сплетешь. • По одежке встречают, по уму провожают. • Береги платье снову, а честь смолоду. • На воре шапка горит. • Работать спустя рукава. Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов. Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций. Строить рабочие отношения, работая в коллективе
IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Какое изделие вы выполняли на уроке? – Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? – Какой способ работы с тканью использовали? Какие виды ткани вы использовали? – Каким способом прикрепляли нити к основе? – Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом? – Что еще можно изготовить из ткани? дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось. – Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа… – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку. На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины. Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса. Отвечают на поставленные вопросы. Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят вкарточку контроля:
(Ф. И.) __________ Максимальная оценка, 15 баллов
Критерии оценки Моя оценка, 0–1 Оценка друга, 0–1 Оценка учителя, 0–1
Аккуратность построения разметки      
Качество сборки всех деталей из ткани      
Дизайн и оформление изделия      
Техника безопасности, рабочее место      
Итоговая оценка:      
Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку. Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов.
  Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской Оценивать качество уборки рабочих мест
Домашнее задание Объясняет домашнее задание Знать виды тканей Планировать самостоятельную работу

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: