ПРОГРАММА ПОВТОРЕНИЯ
К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
ПО КУРСУ "ПЕДАГОГИКА"
в соответствии с требованиями ГОС СПО –2
специальность 050704 «Дошкольное образование»
Составители:
Архангельская Т.И.,
Ганичева А.Н.,
Буракова О.Б.
"УТВЕРЖДАЮ"
/Акулова А.М./
Председатель ПЦК
Москва
Воспитатель современного дошкольного образовательного учреждения.
Возникновение и значение профессии. Социальная и педагогическая обусловленность профессии.
Основные направления профессиональной деятельности (их актуальность на современном этапе). Охрана жизни и укрепление здоровья детей. Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми. Педагогическое просвещение родителей. Самообразование и участие в опытной, исследовательской деятельности.
Профессионально значимые качества личности воспитателя: профессиональная направленность, эмпатия, педагогический такт, педагогический оптимум, культура профессионального обучения, педагогическая рефлексия, зоркость.
Профессиональные знания, умения, навыки: гностические умения, конструктивные умения, коммуникативные умения, организаторские умения, специальные умения, частнометодические умения.
Проблемы и перспективы развития системы образования на современном этапе.
Закон РФ «Об образовании». Понятие «система образования». Совокупность образовательных учреждений, программы, стандарты, органы управления. Принципы СО. Ступени СО: дошкольные учреждения, учреждения общеобразовательной подготовки, учреждения профессиональной подготовки, учреждения после вузовской подготовки научных кадров, учреждения дополнительного образования.
|
Проблемы и перспективы.
Ранний возраст как важнейший этап становления личности ребенка.
Необходимость воспитания детей с первых дней жизни. Исследователи о значении периода раннего возраста.
Особенности и закономерности раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития (скачкообразность развития, неравномерность развития, быстро устанавливаются связи и медленно закрепляются), ранимость детского организма (повышенная утомляемость, заболеваемость, возбудимость), пластичность мозга и большие потенциальные возможности (высокая обучаемость, подражаемость), взаимосвязь состояния здоровья, физического и психического развития (эмоциональный дискомфорт ведет к заболеванию и наоборот), высокие сенсомоторные потребности (процессы возбуждения преобладают над процессами торможения), ведущая роль взрослых в развитии (потребность в общении), большая роль эмоций, внушаемость.
Основные педагогические требования к воспитанию детей и организации работы с ними: единство медико-педагогической работы, постоянство требований, ровное и ласковое обращение, обоснованность и посильность предъявляемых требований, постепенность тренировки тормозных реакций, чёткое соблюдение режима дня.
Современные исследователи о проблемах воспитания детей раннего возраста.
Физическое воспитание дошкольников в практике современного ДОУ.
Понятие физическое воспитание. Необходимость усиление мер по физическому развитию современных дошкольников. Задачи физического воспитания в соответствии современным ФГТ ДОУ: содержание разделов образовательная область «Здоровье», «Безопасность», «Физическая культура». Использование здоровье формирующих и здоровьесберегающих технологий. Внедрение валеологии. Разнообразие форм и методов работы по физическому воспитанию совместных с детьми и родителями воспитанников. Расширение способов закаливания. Современные средства физического развития дошкольников. Использование специального оборудования. Усиление контроля содержания и качества организации питания.
|
Умственное воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе.
Теоретические основы умственного воспитания дошкольников. Понятия «умственное воспитание», «умственное развитие». Значение умственного воспитания.
Задачи умственного воспитания дошкольников. Формирование знаний и представлений об окружающем мире. Развитие умственной деятельности. Развитие познавательных интересов, любознательности. Образовательные области ФГТ: «Познание» и «Коммуникация».
Создание предметно-развивающей среды как средство умственного воспитания дошкольников. Окружающая жизнь. Игра. Труд. Обучение.
Современные исследователи об умственном воспитании.
Формирование основ учебной деятельности в дошкольном возрасте.
Понятие «учебная деятельность». Значение ее формирования в дошкольном возрасте.
Уровни учебной деятельности (по Усовой А.П.).
Структура учебной деятельности: учебная задача, учебные действия, контроль за вниманием, оценка результатов.
Современные исследования учебной деятельности дошкольников.