Эмиссионная политика организации




 

Привлечение собственного капитала из внешних источников путем дополнительной эмиссии акций является сложным и дорогостоящим процессом.

С позиции финансового менеджмента основной целью управления эмиссией акций является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых ресурсов в минимально возможные сроки.

Процесс управления эмиссией акций строится по следующим основным этапам:

1. Исследование возможностей эффективного размещения предполагаемой эмиссии акций. Решение о предполагаемой первичной (при преобразовании организации в акционерное общество) или дополнительной (если организация уже создана в форме акционерного общества и нуждается в дополнительном притоке собственного капитала) эмиссии акций можно принять лишь на основе всестороннего предварительного анализа конъюнктуры фондового рынка и оценки потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций.

Анализ конъюнктуры фондового рынка (биржевого и внебиржевого) включает характеристику состояния спроса и предложения акций, динамику уровня цен их котировки, объемов продаж акций новых эмиссий и ряда других показателей. Результатом проведения такого анализа является определение уровня чувствительности реагирования фондового рынка на появление новой эмиссии и оценка его потенциала поглощения эмитируемых объемов акций.

Оценка потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций проводится с позиции учета перспективности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других организаций.

Для оценки потенциала собственных акций используют систему показателей:

 

 

В ходе анализа проводят сравнение значений этих показателей с теми данными, которые имеются по аналогичным акционерным обществам, а также с их значениями за предыдущие периоды.

 

2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития организации и возможностей существенного повышения ее рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми руководствуется организация, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:

· реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);

· необходимость существенного улучшения структуры используемого капитала (повышение доли собственного капитала с целью роста уровня финансовой устойчивости; обеспечение более высокого уровня собственной кредитоспособности и снижение за счет этого стоимости привлечения заемного капитала; повышение суммы эффекта финансового левериджа и т.п.);

· предполагаемое поглощение других организаций с целью получения синергетического эффекта (участие в приватизации сторонних государственных организаций также может рассматриваться как вариант их поглощения, если при этом обеспечивается приобретение контрольного пакета акций или преимущественная доля в уставном капитале). Синергетический эффект определяется дополнительными экономическими преимуществами, которые возникают при успешном объединении организаций (их слиянии и поглощении). Эти преимущества появляются при рациональном использовании общего производственного и финансового потенциалов слившихся организаций, при взаимодополнении технологий и выпускаемой продукции, при использовании возможностей сокращения текущих издержек и других аналогичных факторов; иные цели, требующие быстрой мобилизации значительного объема собственного капитала.

· иные цели, требующие быстрой аккумуляции значительного объема собственного капитала.

3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников. Объем эмиссии акций определяют путем умножения количества выпускаемых акций на номинальную стоимость одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен один вариант номинала акций).

4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие – на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).

5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала. В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам:

· предполагаемому уровню дивидендов (он определяется исходя из избранного типа дивидендной политики);

· затрат по выпуску акций и размещению эмиссии (приведенных к среднегодовому размеру).

Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Только после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.

6. Определение эффективных форм андеррайтинга. Если не предусмотрена продажа акций непосредственно инвестором по подписке, то для того, чтобы быстро и эффективно провести открытое размещение эмитируемого объема акций, целесообразно воспользоваться услугами финансового посредника (андеррайтера), который организует первичную и повторную реализацию ценных бумаг эмитента на фондовом рынке. Андеррайтеры предоставляют организации-эмитенту следующий набор услуг:

· выбор способа эмиссии ценных бумаг;

· установление цен на новые ценные бумаги;

· продажа новых ценных бумаг и др.

В роли андеррайтеров выступают коммерческие банки, инвестиционные фонды и финансовые компании. Обычно андеррайтер выкупает для себя ценные бумаги эмитента по цене, которая ниже цены предложения, и тем самым принимает на себя риск по их реализации. Поскольку действия андеррайтеров сопряжены со значительным риском, то они предпочитают объединять усилия и образуют группу андеррайтеров, называемую синдикатом для диверсификации риска и облегчения реализации эмиссии.

Чтобы быстро и эффективно осуществлять открытое размещение эмитируемого объема акций, организация-эмитент:

· определяет состав финансовых посредников (андеррайтеров);

· согласовывает с ними цены начальной котировки акций и размер комиссионного вознаграждения дилеру;

· обеспечивает регулирование объема продажи акций, а также поддержание ликвидности размещенных ранее ценных бумаг на первоначальном этапе их обращения.

Взаимоотношения между эмитентом и андеррайтером регулируются договором о выпуске и размещении ценных бумаг. В нем указывают: вид андеррайтинга (твердое соглашение, максимум и минимум усилий по размещению ценных бумаг); размер вознаграждения посредника (спрэд) и прочие условия.

 

С учетом возросшего объема собственного капитала организация имеет возможность используя неизменный коэффициент финансового левериджа соответственно увеличить объем привлекаемых заемных средств, а следовательно и повысить сумму прибыли на вложенный собственный капитал.

Следует подчеркнуть, что в условиях России привлечение дополнительного капитала за счет новой эмиссии акций – длительный и дорогостоящий процесс. Поэтому к данному источнику привлечения финансовых ресурсов прибегают преимущественно крупные акционерные общества, располагающие достаточными денежными ресурсами и имеющие широкую известность на фондовом рынке России (например, организации топливно-энергетического комплекса, металлургической промышленности, связи, некоторых других отраслей хозяйства). Для большинства российских акционерных обществ реального сектора экономики единственной возможностью выхода на фондовый рынок является доведение текущего финансового положения до соответствия требованиям, предъявляемым рынком, что позволит организовать обращение собственных эмиссионных ценных бумаг (акций и корпоративных облигаций). В современных условиях уставный капитал многих акционерных обществ России во много раз ниже стоимости их чистых активов, что отдаляет перспективу выхода их ценных бумаг на фондовый рынок. Вследствие значительной недооцененности акций многие потенциальные эмитенты не рискуют выходить на рынок с новыми пакетами финансовых инструментов, что способно привести к непропорциональному уменьшению доли действующих акционеров, лишив их контрольного пакета акций. Кроме того, потенциальные инвесторы часто не имеют объективной информации, позволяющей им правильно оценить инвестиционную привлекательность эмитентов, поскольку они заранее ориентированы на низкую стоимость (цену) их акций.

Существование многих организаций в форме акционерного общества при отсутствии стратегии поведения на фондовом рынке (привлечение средств с этого рынка, расширение числа акционеров, установление прочных отношений с ними) лишает их возможности мобилизовать дополнительные финансовые ресурсы на цели своего развития.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: