Беседы о духовной жизни православного христианина (практика Православия)
ЦИКЛ БЕСЕД 1 «БЫТЬ ХРИСТИАНИНОМ»
ТЕМА 1.7 «Свобода человека» (православный взгляд)
ВОПРОСЫ:
Что мы понимаем под свободой? Что говорится о свободе в Писании?
Создан ли человек свободным? И не ограничивает ли Бог нас в свободе Своими Заповедями, запретами и наставлениями?
К чему призван человек, распоряжаясь своей свободой (практические аспекты). Зачем нужна свобода?
1. Цитаты о свободе из Священного Писания:
- «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными » (Ин.8:31-32)
- «Всякий, делающий грех, есть раб греха… Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:34-36) = кто чему служит, тот тому и раб
- «Господь есть Дух. А где Дух Господень, там свобода » (2 Кор. 3:17)
- «Стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства » (Гал. 5:1)
- « К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу » (Гал. 5:13)
- «Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:2)
- « Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: “Авва, Отче!” » (Рим. 8:15)
Вопрос: что часто понимается под свободой в житейском, мирском, материальном плане? Приведите такие примеры («Свободным меня сделает…», «Свободу мне даст…», «Для свободы мне не хватает…», «Быть по-настоящему свободным мне мешает…»). И почему такое понимание является доминирующим в обществе?
Различают два основных измерения и понимания свободы: формальное и духовное (хотя выделяют еще третье - социальную свободу - совокупность определенных прав личности в государстве, в обществе. Это проблема внешних свобод человека, или проблема разрешенных (законом, обычаями, религией, общепринятой моралью) поступков в окружающем мире).
|
1. Свобода формальная (психологическая) | 2. Свобода духовная (нравственная) |
- свобода воли - внутреннее самоопределение личности перед лицом выбор (прежде всего между добром и злом) - способность направлять свою волю, деятельность на те или другие предметы, избирать тот или другой путь, отдавать предпочтение тем или другим побуждениям к деятельности - не является признаком совершенства, а наоборот, свидетельствует о несовершенстве - любой выбор всегда связан с некоторым несовершенством: незнанием, сомнением, колебанием - сама по себе способность выбора еще не делает человека свободным, потому что желания человека и его возможности не всегда совпадают «Доброго, которого хочу, не делаю, злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19-23) - часто связана с искаженным пониманием свободы как возможности «делать что хочу», своеволием ______________________________ Свобода – исключительно личностное свойство человека как Образа Божьего | -в отличие от внешней свободы, означает власть человека над своим эгоизмом, своими страстями, греховными чувствами, желаниями – над самим собой. Такая свобода приобретается лишь при правильной духовной жизни, делающей верующего способным к общению с Богом, Который один лишь обладает абсолютной духовной свободой (путь достижения - личный подвиг, аскеза и соработничество Богу) - путь к подлинной свободе лежит через освобождение от тирании греха и от власти природной ограниченности, которая, сама по себе не являясь грехом, является следствием грехопадения - через причастие Божеству, через соединение с Богом, человек приобщается к той свободе, которой обладает Бог, и сам обретает свободу, освобождаясь от власти греха и от природной необходимости - свобода – дарованная Богом способность человеческой воли к непринужденному избранию добра - свободное стояние в добре (ср. Гал 5:1) – это процесс динамичный, не данность - «Если ты любишь Бога, можешь делать все, что ты хочешь» (св. блаж. Августин) - свобода – это дар Божий образу Божьему, необходимый для спасения человека - для обретения подлинной свободы нужна благодать Божия |
|
2. Вопрос. Не противоречат ли свободе человека слова: «раб Божий», часто используемые в Церкви? Что для христианина настоящее рабство?
-«Отдавая себя в любви, человек не чувствует порабощенности, не чувствует уз. Хотя это узы. Как это ни странно звучит» (прот. Алексей Уминский)
- «Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов, к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы» (Тропарь об умножении любви и искоренении ненависти)
- Истинная свобода раскрывается в нашей вере, в послушании Богу, в исполнении Его заповедей, в желании быть с Ним, в желании открыть Ему свое сердце. Это та свобода, когда человеку уже не нужны какие-то указания, законы. Потому что он и без законов знает, как правильно поступить, - не по шпаргалке, не по какому-то там параграфу, а по любви. Любовь больше, чем любой закон.
|
- Уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15)
- «Христова революция» - изменение через покаяние и очищение сердца, путь к настоящей свободе в отличие от социальных революций, направленных на внешнее
Дополнительные вопросы:
- Какая свобода является целью для христианина? И зачем она нужна?
- Лишают ли нас свободы внешние обстоятельства жизни? Если да, то что с этим делать? Приведите примеры.
- Как достичь совершенной свободы?
- Какие препятствия встречаются на этом пути? Как их преодолевать?
ВЫВОДЫ:
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________
___________________________________________________