Специальность 050144 Дошкольное образование




Программа повторения к курсовому экзамену

По учебной дисциплине «Психология»

Специальность 050144 Дошкольное образование

1. Предмет, задачи психологии:

- определение психологии, ее объект и предмет;

- принципы психологии;

- теоретические и прикладные задачи психологии.

 

2. Содержание психической жизни человека:

- характеристика психики;

- классификация психических явлений: психические процессы, психические свойства, психические состояния;

- психика и сознание.

 

3. Структура современной психологии. Связь психологии с педагогикой, другими науками и практикой:

- направления современной психологии;

- отрасли психологии (возрастная. педагогическая. социальная, специальная);

- связь психологии с другими науками (философией, историей, социологией, анатомией, физиологией, педагогикой и др.)

 

4. Основные и вспомогательные методы психологии. Организация психического исследования:

- характеристика методов психологического познания;

- требования предъявляемые к методам психологии;

- классификация методов исследования (организационные, эмпирические, обработки данных, методы коррекции).

 

5. Понятие личности в психологии:

- понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»;

- активность, позиция, статус, социальная роль, ценности, самоконтроль, самоуважение.

6. Структура личности:

- психологический склад личности (структура);

- потенциалы личности (нравственный, коммуникативный, познавательный, творческий, деятельностный и др.)

 

7. Направленность личности. Условия и факторы формирования личности:

- понятие направленности личности;

- формы направленности (интересы, убеждения, мотивы, желания, психологические установки).

 

8. Темперамент. Психологическая характеристика людей разных типов темперамента:

- понятие темперамента;

- свойства темперамента (активность, реактивность, пластичность, ригидность, импульсивность и др.)

 

9. Понятие о характере, его структура. Факторы, влияющие на формирование характера:

- понятие о характере;

- структура характера;

- черты характера – интеллектуальные, эмоциональные, нравственные, волевые.

 

10. Типология и акцентуация характера:

- понятие акцентуации характера;

- типология характера;

- классификация характера (А.И. Личко, К. Леонгард)

 

11. Общая характеристика способностей. Виды способностей:

- понятие о способностях;

- способности и задатки;

- структура.

 

12. Эмоции и чувства. Виды эмоций:

- определение эмоций и чувств;

- виды эмоций (радость, удивление, страдание, гнев, отвращение и пр.);

- функции эмоций и чувств, значение.

 

13. Формы эмоциональных переживаний. Высшие чувства:

- виды эмоциональных состояний (аффект, настроение, стресс и т.д.);

- положительное, отрицательное и амбивалентные эмоциональные состояния;

- виды высших чувств (интеллектуальные, нравственные, эстетические) и их формирование.

14. Воля. Функции и структура:

- определение воли;

- функции воли;

- структура волевого акта:

1) возникновение побуждения и постановки цели;

2) стадия обсуждения и борьба мотивов;

3) принятие решения;

4) исполнение.

 

15. Мотивация и волевая активность. Волевые качества:

- определение «потребность», «мотив» и «мотивация»;

- иерархия мотивов (А. Маслоу);

- волевые качества человека (сила воли, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, решимость, настойчивость).

 

16. Деятельность и субъект, структура деятельности:

- понятие деятельности;

- теория деятельности А.Н. Леонтьева;

- структура индивидуальной деятельности: предметная сторона (потребности, мотив, цель, условия) и структурные элементы (деятельность, действия, операции).

 

17. Виды деятельности и способы ее освоения:

- внешняя внутренняя деятельность;

- процессы интериоризации (А.Н. Леонтьев);

- виды деятельности: общение, игра, труд, учение. Характеристики. Функции;

- понятие «умения», «привычки», «навыки»;

- условия формирования навыков.

 

18. Способы самоконтроля в учебной деятельности. внимание и внимательность:

- определение внимания;

- функции внимания;

- виды внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное);

- свойства внимания (устойчивость, объем, избирательность, сосредоточенность, распределение, переключение);

- способы самоконтроля в учебной деятельности.

 

19. Чувственные процессы познавательной деятельности, их психические механизмы:

- определение ощущения;

- виды ощущений;

- свойства ощущений (качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация);

- пороги и чувственность, адаптация, взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия, компенсация;

- определение восприятия;

- классификация восприятия;

- свойства восприятия: избирательность, предметность, целостность, константность; апперцепция.

 

20. Характеристика процессов памяти и ее основные закономерности:

- определение памяти;

- виды памяти (по характеру психической активности преобладающей деятельности: образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая; по целенаправленности личности: произвольная, непроизвольная; по длительности сохранения информации: кратковременная, долговременная, оперативная);

- характеристики процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание).

 

21. Рациональные приемы запоминания:

- рациональные приемы запоминания (механическое и осмысленное запоминание, условия. способствующие осмысленному и прочному запоминанию, способы повторения);

- способы обработки и условия учебной информации в образовательном процессе.

 

22. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности субъекта:

- определение мышления – опосредованность, обобщенность, закономерность;

- характеристика видов мышления (наглядно-действенное. наглядно-образное, словесно - логическое);

- индивидуальные проявления мышления (самостоятельность, критичность, глубина, широта и тд.)

 

23. Развитие логических форм мышления:

- операции мышления: анализ, синтез, сравнение. абстракция, конкретизация, обобщение;

- формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение, индукция, дедукция, аналогия;

- развитие в образовательном процессе логических форм мышления;

- формирование интеллектуальных способностей.

 

24. Воображение. Создание образов воображения:

- определение воображения;

- способы создания образов (агглютинации, комбинирование, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация и пр.);

- функции воображения (представление действительности в образах, регулирование эмоциональных состояний, регулирование действий, планирование деятельности);

- виды воображения (пассивное и активное, воссоздающее и творческое).

 

25. Индивидуальные различия творческого воображения:

- виды воображения;

- характеристика творческого воображения;

- развитие творческого воображения в образовательном процессе.

 

26. Психическое развитие и его закономерности:

- понятие онтогенез и филогенез;

- закономерности психического развития (непрерывность и гетерохронность; сохранение предыдущего в новом, единство измерения и сохранения и пр.);

- предпосылки развития психики (биологические. социальное наследование);

- условия психического развития (предметный мир, образно-знаковые системы, социальное пространство).

 

27. Взаимосвязь обучения и развития:

- понятие обучения и развитие;

- взаимосвязь обучения и развития;

- зона актуального и зона ближайшего развития (Л.С. Выготский).

 

28. Деятельность и развитие. Ведущая деятельность:

- понятие деятельности (А.Н. Леонтьева);

- понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев);

- влияние деятельности на психическое развития ребенка.

 

29. Понятие возраста. Возрастные периодизации психического развития:

- понятие возраста (физический, психологический);

- социальная ситуация развития;

- понятие возрастных кризисов;

- возрастные периодизации развития.

 

30. Общие линии психического развития периода новорожденности:

- кризис новорожденности;

- безусловные рефлексы (ориентировочные, защитные и др.);

- первые условные рефлексы;

- комплекс оживления: проявления, значение.

 

 

31. Линии психического развития ребенка в младенческом периоде:

- социальная ситуация развития ребенка в младенческом возрасте;

- эмоционально-экспрессивное общение со взрослым как ведущая деятельность;

- формирование предпосылок усвоения речи;

- развитие движений и действий руки (хватание, манипулирование);

- внешние ориентировочные действия младенца;

- кризис первого года жизни.

 

32. Психическое развитие ребенка раннего возраста:

- особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте:

- основные новообразования возраста;

- прямохождение, предметная деятельность, развития речи.

 

33. Развитие познавательных психических процессов в раннем возрасте:

- особенности развитие предметного восприятия;

- наглядно-действенное мышление; зарождение знаковой функции сознания, элементы наглядно-образного мышления;

- сенсо-моторный интеллект;

- особенности развития памяти в раннем возрасте.

 

34. Предпосылки формирования личности в раннем возрасте:

- особенности формирования самосознания;

- кризис трех лет: проявления (негативизм, упрямство, строптивость и пр.), новообразования (тенденция к самостоятельной деятельности); феномен «Я сам».

 

35. Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста. Игра как ведущий вид деятельности:

- особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте (особенности взаимоотношений с окружающими, игра как ведущая деятельность, основные новообразования возраста);

- усложнение деятельности, самосознание, иерархия мотивов, моделирование, децентрация, феномен «потери детской непосредственности».

 

36. Познавательное развитие дошкольников:

- особенности развития восприятия дошкольника (сенсорные эталоны. восприятие предметов, пространства, времени и пр.);

- особенности развития памяти (механическая и логическая, произвольная и непроизвольная, долговременная и кратковременная);

- особенности развития внимания в дошкольном возрасте (непроизвольность и произвольность, переключаемость и пр.)

 

 

37. Особенности развития мышления, речи и воображения в дошкольном возрасте:

- особенности развития мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное. словесно-логическое);

- особенности развития речи (компоненты речи: произношение, просодика лексики, грамматический строй, связная речь);

- функции речи (коммуникативная, информационная, регулятивная, планирующая и пр.);

- особенности развития воображения у детей дошкольного возраста (воссоздающее и элементы творческого воображения, процессы создания образов воображения – агглютинация, схематизация, моделирование).

 

38. Развитие личности и мотивов поведения в период дошкольного детства:

- условия и направления развития личности дошкольника;

- развитие самопознания, самооценки в дошкольном возрасте;

- усвоение норм и правил поведения, произвольность;

- развитие мотивационной сферы (типичные и новые мотивы);

- иерархия (соподчинение) мотивов;

- условия формирования нравственных качеств личности.

 

39. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника:

- особенности чувств и направления развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте;

- развитие эмоционального предвосхищения у дошкольников;

- динамика развития волевого поведения дошкольника (волеизъявление, борьба мотивов, иерархия мотивов).

 

40. Кризис семи лет и психологическая готовность ребёнка к школе:

- определения «общая готовность к школе», «психологическая готовность к школе»;

- компоненты психологической готовности к школе (личностная, интеллектуальная, социально - психологическая);

- проявления кризиса 7-ми лет.

 

41. Социальная ситуация развития младшего школьника. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте:

- особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте (особенности взаимоотношений с окружающими, ведущая деятельность, основные новообразования возраста);

- особенности и динамика развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте;

- особенности развития личности в младшем школьном возрасте.

 

42. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Интимно личностное общение как ведущая деятельность:

- особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте (особенности взаимоотношений с окружающими, ведущая деятельность, основные новообразования возраста);

- чувство взрослости. Проявление кризиса в подростковом возрасте;

- особенности познавательной и личностной сферы подростка.

 

43. Социальная ситуация развития в ранней юности:

- особенности социальной ситуации развития в юношеском возрасте (особенности взаимоотношений с окружающими, ведущая деятельность, основные новообразования возраста);

- личностное и профессиональное самоопределение;

- становление мировоззрения.

 

44. Изменение характера общения взрослого с ребёнком на разных возрастных этапах:

- особенности и динамика развития общения взрослого с ребёнком в детском и подростковом возрасте;

- характер общения, взрослого с ребёнком в учебной и внеучебной деятельности.

 

45. Межличностные отношения в детской группе и формы группового поведения:

- понятие группы;

- классификация групп (по характеру межличностных отношений: диффузные, асоциальные, корпорации и пр.) и их характеристики (композиция, структура, групповые нормы и ценности);

- развитие межличностных отношений в группе;

- методы изучения межличностных отношений: наблюдение, социометрия;

- методы гармонизации отношений, сплочённость группы.

 

46. Понятие нормы и отклонения от нормы в психическом развитии:

- виды социальных норм и механизмы регуляции;

- признаки отклоняющегося поведения;

- признаки отклоняющегося поведения;

- социальные причины отклонений в проведении.

 

47. Психологическая сущность девиантного поведения:

- понятие девиантности и делинквентности;

- классификация видов девиантности;

- причины возникновения проявлений девиантного поведения;

- способы предупреждения девиантности в образовательном процессе.

 

48. Психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации:

- понятие социальной дезадаптации;

- психолого - педагогические способы предупреждения социальной дезадаптации;

- основные формы коррекции девиантного поведения обучающегося в работе педагога.

 

49. Понятие творчества. Виды и этапы творческого процесса:

- понятие творчества и креативности;

- сущность творческой деятельности;

- характеристика видов творческой деятельности;

- структура творческого процесса.

 

 

50.Одарённость, её структура, виды и формы. Стратегии обучения одарённых детей и подростков:

- понятие одарённости как интегративное личностное свойство;

- современные концепции одарённости;

- критерии и признаки проявления одарённости, виды и формы;

- понятие интеллектуально - творческого потенциала личности;

- методы диагностики определения склонностей и способностей обучающихся;

- классификация методов эврестического обучения и развития креативности в образовательном процессе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: