Программа повторения к курсовому экзамену
По учебной дисциплине «Психология»
Специальность 050144 Дошкольное образование
1. Предмет, задачи психологии:
- определение психологии, ее объект и предмет;
- принципы психологии;
- теоретические и прикладные задачи психологии.
2. Содержание психической жизни человека:
- характеристика психики;
- классификация психических явлений: психические процессы, психические свойства, психические состояния;
- психика и сознание.
3. Структура современной психологии. Связь психологии с педагогикой, другими науками и практикой:
- направления современной психологии;
- отрасли психологии (возрастная. педагогическая. социальная, специальная);
- связь психологии с другими науками (философией, историей, социологией, анатомией, физиологией, педагогикой и др.)
4. Основные и вспомогательные методы психологии. Организация психического исследования:
- характеристика методов психологического познания;
- требования предъявляемые к методам психологии;
- классификация методов исследования (организационные, эмпирические, обработки данных, методы коррекции).
5. Понятие личности в психологии:
- понятия «личность», «индивид», «индивидуальность»;
- активность, позиция, статус, социальная роль, ценности, самоконтроль, самоуважение.
6. Структура личности:
- психологический склад личности (структура);
- потенциалы личности (нравственный, коммуникативный, познавательный, творческий, деятельностный и др.)
7. Направленность личности. Условия и факторы формирования личности:
- понятие направленности личности;
- формы направленности (интересы, убеждения, мотивы, желания, психологические установки).
|
8. Темперамент. Психологическая характеристика людей разных типов темперамента:
- понятие темперамента;
- свойства темперамента (активность, реактивность, пластичность, ригидность, импульсивность и др.)
9. Понятие о характере, его структура. Факторы, влияющие на формирование характера:
- понятие о характере;
- структура характера;
- черты характера – интеллектуальные, эмоциональные, нравственные, волевые.
10. Типология и акцентуация характера:
- понятие акцентуации характера;
- типология характера;
- классификация характера (А.И. Личко, К. Леонгард)
11. Общая характеристика способностей. Виды способностей:
- понятие о способностях;
- способности и задатки;
- структура.
12. Эмоции и чувства. Виды эмоций:
- определение эмоций и чувств;
- виды эмоций (радость, удивление, страдание, гнев, отвращение и пр.);
- функции эмоций и чувств, значение.
13. Формы эмоциональных переживаний. Высшие чувства:
- виды эмоциональных состояний (аффект, настроение, стресс и т.д.);
- положительное, отрицательное и амбивалентные эмоциональные состояния;
- виды высших чувств (интеллектуальные, нравственные, эстетические) и их формирование.
14. Воля. Функции и структура:
- определение воли;
- функции воли;
- структура волевого акта:
1) возникновение побуждения и постановки цели;
2) стадия обсуждения и борьба мотивов;
3) принятие решения;
4) исполнение.
15. Мотивация и волевая активность. Волевые качества:
- определение «потребность», «мотив» и «мотивация»;
- иерархия мотивов (А. Маслоу);
|
- волевые качества человека (сила воли, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, решимость, настойчивость).
16. Деятельность и субъект, структура деятельности:
- понятие деятельности;
- теория деятельности А.Н. Леонтьева;
- структура индивидуальной деятельности: предметная сторона (потребности, мотив, цель, условия) и структурные элементы (деятельность, действия, операции).
17. Виды деятельности и способы ее освоения:
- внешняя внутренняя деятельность;
- процессы интериоризации (А.Н. Леонтьев);
- виды деятельности: общение, игра, труд, учение. Характеристики. Функции;
- понятие «умения», «привычки», «навыки»;
- условия формирования навыков.
18. Способы самоконтроля в учебной деятельности. внимание и внимательность:
- определение внимания;
- функции внимания;
- виды внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное);
- свойства внимания (устойчивость, объем, избирательность, сосредоточенность, распределение, переключение);
- способы самоконтроля в учебной деятельности.
19. Чувственные процессы познавательной деятельности, их психические механизмы:
- определение ощущения;
- виды ощущений;
- свойства ощущений (качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация);
- пороги и чувственность, адаптация, взаимодействие ощущений: сенсибилизация, синестезия, компенсация;
- определение восприятия;
- классификация восприятия;
- свойства восприятия: избирательность, предметность, целостность, константность; апперцепция.
20. Характеристика процессов памяти и ее основные закономерности:
|
- определение памяти;
- виды памяти (по характеру психической активности преобладающей деятельности: образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая; по целенаправленности личности: произвольная, непроизвольная; по длительности сохранения информации: кратковременная, долговременная, оперативная);
- характеристики процессов памяти (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание).
21. Рациональные приемы запоминания:
- рациональные приемы запоминания (механическое и осмысленное запоминание, условия. способствующие осмысленному и прочному запоминанию, способы повторения);
- способы обработки и условия учебной информации в образовательном процессе.
22. Индивидуальные особенности мыслительной деятельности субъекта:
- определение мышления – опосредованность, обобщенность, закономерность;
- характеристика видов мышления (наглядно-действенное. наглядно-образное, словесно - логическое);
- индивидуальные проявления мышления (самостоятельность, критичность, глубина, широта и тд.)
23. Развитие логических форм мышления:
- операции мышления: анализ, синтез, сравнение. абстракция, конкретизация, обобщение;
- формы логического мышления: понятие, суждение, умозаключение, индукция, дедукция, аналогия;
- развитие в образовательном процессе логических форм мышления;
- формирование интеллектуальных способностей.
24. Воображение. Создание образов воображения:
- определение воображения;
- способы создания образов (агглютинации, комбинирование, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация и пр.);
- функции воображения (представление действительности в образах, регулирование эмоциональных состояний, регулирование действий, планирование деятельности);
- виды воображения (пассивное и активное, воссоздающее и творческое).
25. Индивидуальные различия творческого воображения:
- виды воображения;
- характеристика творческого воображения;
- развитие творческого воображения в образовательном процессе.
26. Психическое развитие и его закономерности:
- понятие онтогенез и филогенез;
- закономерности психического развития (непрерывность и гетерохронность; сохранение предыдущего в новом, единство измерения и сохранения и пр.);
- предпосылки развития психики (биологические. социальное наследование);
- условия психического развития (предметный мир, образно-знаковые системы, социальное пространство).
27. Взаимосвязь обучения и развития:
- понятие обучения и развитие;
- взаимосвязь обучения и развития;
- зона актуального и зона ближайшего развития (Л.С. Выготский).
28. Деятельность и развитие. Ведущая деятельность:
- понятие деятельности (А.Н. Леонтьева);
- понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев);
- влияние деятельности на психическое развития ребенка.
29. Понятие возраста. Возрастные периодизации психического развития:
- понятие возраста (физический, психологический);
- социальная ситуация развития;
- понятие возрастных кризисов;
- возрастные периодизации развития.
30. Общие линии психического развития периода новорожденности:
- кризис новорожденности;
- безусловные рефлексы (ориентировочные, защитные и др.);
- первые условные рефлексы;
- комплекс оживления: проявления, значение.
31. Линии психического развития ребенка в младенческом периоде:
- социальная ситуация развития ребенка в младенческом возрасте;
- эмоционально-экспрессивное общение со взрослым как ведущая деятельность;
- формирование предпосылок усвоения речи;
- развитие движений и действий руки (хватание, манипулирование);
- внешние ориентировочные действия младенца;
- кризис первого года жизни.
32. Психическое развитие ребенка раннего возраста:
- особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте:
- основные новообразования возраста;
- прямохождение, предметная деятельность, развития речи.
33. Развитие познавательных психических процессов в раннем возрасте:
- особенности развитие предметного восприятия;
- наглядно-действенное мышление; зарождение знаковой функции сознания, элементы наглядно-образного мышления;
- сенсо-моторный интеллект;
- особенности развития памяти в раннем возрасте.
34. Предпосылки формирования личности в раннем возрасте:
- особенности формирования самосознания;
- кризис трех лет: проявления (негативизм, упрямство, строптивость и пр.), новообразования (тенденция к самостоятельной деятельности); феномен «Я сам».
35. Социальная ситуация развития ребенка дошкольного возраста. Игра как ведущий вид деятельности:
- особенности социальной ситуации развития в дошкольном возрасте (особенности взаимоотношений с окружающими, игра как ведущая деятельность, основные новообразования возраста);
- усложнение деятельности, самосознание, иерархия мотивов, моделирование, децентрация, феномен «потери детской непосредственности».
36. Познавательное развитие дошкольников:
- особенности развития восприятия дошкольника (сенсорные эталоны. восприятие предметов, пространства, времени и пр.);
- особенности развития памяти (механическая и логическая, произвольная и непроизвольная, долговременная и кратковременная);
- особенности развития внимания в дошкольном возрасте (непроизвольность и произвольность, переключаемость и пр.)
37. Особенности развития мышления, речи и воображения в дошкольном возрасте:
- особенности развития мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное. словесно-логическое);
- особенности развития речи (компоненты речи: произношение, просодика лексики, грамматический строй, связная речь);
- функции речи (коммуникативная, информационная, регулятивная, планирующая и пр.);
- особенности развития воображения у детей дошкольного возраста (воссоздающее и элементы творческого воображения, процессы создания образов воображения – агглютинация, схематизация, моделирование).
38. Развитие личности и мотивов поведения в период дошкольного детства:
- условия и направления развития личности дошкольника;
- развитие самопознания, самооценки в дошкольном возрасте;
- усвоение норм и правил поведения, произвольность;
- развитие мотивационной сферы (типичные и новые мотивы);
- иерархия (соподчинение) мотивов;
- условия формирования нравственных качеств личности.
39. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника:
- особенности чувств и направления развития эмоциональной сферы в дошкольном возрасте;
- развитие эмоционального предвосхищения у дошкольников;
- динамика развития волевого поведения дошкольника (волеизъявление, борьба мотивов, иерархия мотивов).
40. Кризис семи лет и психологическая готовность ребёнка к школе:
- определения «общая готовность к школе», «психологическая готовность к школе»;
- компоненты психологической готовности к школе (личностная, интеллектуальная, социально - психологическая);
- проявления кризиса 7-ми лет.
41. Социальная ситуация развития младшего школьника. Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте:
- особенности социальной ситуации развития в младшем школьном возрасте (особенности взаимоотношений с окружающими, ведущая деятельность, основные новообразования возраста);
- особенности и динамика развития психических познавательных процессов в младшем школьном возрасте;
- особенности развития личности в младшем школьном возрасте.
42. Социальная ситуация развития в подростковом возрасте. Интимно личностное общение как ведущая деятельность:
- особенности социальной ситуации развития в подростковом возрасте (особенности взаимоотношений с окружающими, ведущая деятельность, основные новообразования возраста);
- чувство взрослости. Проявление кризиса в подростковом возрасте;
- особенности познавательной и личностной сферы подростка.
43. Социальная ситуация развития в ранней юности:
- особенности социальной ситуации развития в юношеском возрасте (особенности взаимоотношений с окружающими, ведущая деятельность, основные новообразования возраста);
- личностное и профессиональное самоопределение;
- становление мировоззрения.
44. Изменение характера общения взрослого с ребёнком на разных возрастных этапах:
- особенности и динамика развития общения взрослого с ребёнком в детском и подростковом возрасте;
- характер общения, взрослого с ребёнком в учебной и внеучебной деятельности.
45. Межличностные отношения в детской группе и формы группового поведения:
- понятие группы;
- классификация групп (по характеру межличностных отношений: диффузные, асоциальные, корпорации и пр.) и их характеристики (композиция, структура, групповые нормы и ценности);
- развитие межличностных отношений в группе;
- методы изучения межличностных отношений: наблюдение, социометрия;
- методы гармонизации отношений, сплочённость группы.
46. Понятие нормы и отклонения от нормы в психическом развитии:
- виды социальных норм и механизмы регуляции;
- признаки отклоняющегося поведения;
- признаки отклоняющегося поведения;
- социальные причины отклонений в проведении.
47. Психологическая сущность девиантного поведения:
- понятие девиантности и делинквентности;
- классификация видов девиантности;
- причины возникновения проявлений девиантного поведения;
- способы предупреждения девиантности в образовательном процессе.
48. Психологические основы предупреждения и коррекции социальной дезадаптации:
- понятие социальной дезадаптации;
- психолого - педагогические способы предупреждения социальной дезадаптации;
- основные формы коррекции девиантного поведения обучающегося в работе педагога.
49. Понятие творчества. Виды и этапы творческого процесса:
- понятие творчества и креативности;
- сущность творческой деятельности;
- характеристика видов творческой деятельности;
- структура творческого процесса.
50.Одарённость, её структура, виды и формы. Стратегии обучения одарённых детей и подростков:
- понятие одарённости как интегративное личностное свойство;
- современные концепции одарённости;
- критерии и признаки проявления одарённости, виды и формы;
- понятие интеллектуально - творческого потенциала личности;
- методы диагностики определения склонностей и способностей обучающихся;
- классификация методов эврестического обучения и развития креативности в образовательном процессе.