В СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ
Темы для рефератов
1. Манипуляция общественным сознанием как орудие информационной войны.
2. Интеллигенция как первая жертва манипуляции сознанием.
3. Манипуляция сознанием как необходимое условие демонтажа социальных связей..
4. Нормы научной рациональности и их распад в результате манипуляции сознанием.
5. Рациональное и иррациональное в научной и идеологической дискуссиях.
6. Мифотворчество в современном обществе.
7. Аутизм и гипостазирование в общественно-политической жизни.
Вопросы и задания для повторения
1. В чем специфика манипуляции сознанием? Как не стать ее жертвой?
2. Почему основной мишенью манипуляции сознанием являются нормы рациональности?
3. Что такое гипостазирование? Приведите примеры.
4. В чем проявляется разрушение меры (как результат успешной манипуляции сознанием)?
5. Вспомните известные вам «черные» и «белые» мифы современности. Кто их формирует и с какой целью?
6. Какие специальные приемы используются в процессе манипуляции сознанием? Как им противостоять?
7. Что такое аутизм и в чем он проявляется?
8. Какова роль традиции в противодействии манипуляции общественным сознанием?
9. Почему успешная манипуляция предполагает предельную «атомизацию» общества?
10. Назовите последствия массированных кампаний манипуляции общественным сознанием на примере России.
Лекция 15
НЕКОТОРЫЕ МЕТОДЫЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Темы для рефератов
1. Методы опроса: их достоинства и недостатки.
2. Виды интервью. Основное преимущество этого метода.
3. Виды документов.
4. Контент-анализ как метод качественного анализа текстов документов.
|
5. Выборка: ее место в социологическом исследовании.
Вопросы и задания для повторения
1. Какой метод опроса используется в социологии наиболее часто и почему?
2. Наблюдение — это основной или вспомогательный метод исследования?
3. Что такое телефонный вопрос?
4. Как формулируются прожективные вопросы?
5. Что такое «генеральная и выборочная совокупность»?
6. Какие виды выборок существуют?
7. Можно ли провести социологическое исследование без определения выборки?
8. Какое интервью называется «клиническим»?
9. Какими по форме могут быть вопросы в анкете?
10. Что это такое — «фокусированное интервью»?
11. Что значат контрольные вопросы в социологической анкете?
12. Типы и виды выборочных исследований.
Лекция № 16.
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В СОЦИОЛОГИИ, ЕГО ОРГАНИЗАЦИЯ
Темы для рефератов
1. Правильная организация исследования и его значение.
2. Влияние дизайна исследования на его результаты.
3. Методы сбора данных в прикладной социологии.
4. Научная значимость исследования. его критерии.
5. Научная рациональность, ее значение в организации исследования.
6. Этика в научном исследовании.
Вопросы и задания для повторения
1. С чего начинается всякое серьезное исследование? Почему?
2. Какую роль в исследовании играет теория? Каково соотношение между теорией и рабочей гипотезой?
3. Чем диктуется выбор методологии исследования? Не случаен ли он? Обоснуйте.
4. Почему использование нескольких методов в одном исследовании повышает его ценность? Приведите примеры.
|
5. Что такое дизайн исследования? Чем надо руководствоваться при выборе дизайна?
6. Что означает термин корректность исследования? Чем она определяется?
7. Какие численные методы используются в прикладной социологии? Каков критерий их выбора?
8. В чем разница между статистической и субстантивной значимостью полученного результата?
9. Какого рода этические проблемы могут возникнуть в ходе социологического исследования и как они должны разрешаться?
ВОПРОСЫК ЗАЧЕТУ (ЭКЗАМЕНУ)
1. социология как наука, ее предмет и объект
2. структура социологического знания, его функции и уровни
3. уровни социологического знания
4. понятие социологического факта
5. развитие классического периода социологии
6. социальная физика О. Конта
7. эволюционизм Г. Спенсера
8. социология К. Маркса
9. соотношение общественного бытия и общественного сознания
10. духовная реальность общества в социологии Э. Дюркгейма
11. социологическая концепция М. Вебера
12. социология П. Сорокина
13. система «общество-культура»
14. социология культуры и ее основные понятия
15. смысловые единицы культуры
16. современные формы культуры
17. функции культуры и современные тенденции ее развития
18. специфика различных типов обществ
19. тип общества и тип государства
20. методы господства
21. естественное право
22. понятие «этническая общность», «этнос»
23. нация, национальность и национализм: разновидности национализма
24. национальные отношения и национальная политика
25. национальный вопрос и межнациональные конфликты
26. общая характеристика социальных изменений
|
27. социальные процессы и их классификация
- кооперация
- конкуренция
- адаптация
- ассимиляция и амальгамизация
28. понятие «социальное движение»
29. типологизация социальных движений:
а) политические движения и их классификация
б) экспрессивные, экологические и пацифистские движения
в) молодежные и женские движения
г) национально-освободительные движения
30. социальные организации
31. социальные институты
32. причины возникновения конфликтов
33. конфликты и их социальная сущность; понятие конфликта в социологии
34. типы конфликтов
35. способы разрешения конфликтов
36. понятие «идеология»
37. правые идеологии и их основоположники
а) либерализм
б) консерватизм
38. левые идеологии – социализм и коммунизм
а) утопический социализм
б) классический марксизм
в) марксизм-ленинизм
г) неомарксизм и идеология «новых левых»
39. идеология «третьего пути» - Консервативная революция
а) итальянский фашизм и германский национал-социализм
б) религиозный фундаментализм (и т.п.)
в) евразийство и национал-большевизм
40. теория и международные отношения;
41. четыре теоретических подхода, их связь с идеологией
- реализм
- плюрализм
- глобализм
- геополитика
42. Россия и мир: синтез подходов
43. общая характеристика социологии личности
44. сущность личности
45. социализация личности и ее этапы
46. типология личности
47. ролевая концепция в социологии личности, нормативная структура ролей
48. возникновение и развитие социальной психологии
49. методология социальной психологии
50. объект и методы исследования
51. психология лидерства
52. что такое манипуляция сознанием
53. традиционное сознание и манипуляция
54. мозаичная культура и ассоциативное мышление. Ложные метафоры сознания
55. язык и внушение: красота погубит Россию?
56. опросы общественного мнения
а) интервьюирование
б) анкетирование
57. наблюдение
58. контент-анализ
59. программа исследования
60. сущность методологии
61. выбор рабочей гипотезы, методов исследования и его дизайна
62. сбор и анализ данных
63. критерии оценки корректности исследования