Дипломная работа на тему: «Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи».




Образец написания обобщения результатов исследования (конец третьей главы) - оформления и содержания

Дипломная работа на тему: «Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи».

Анализ результатов исследования позволил сделать следующие обобщающие выводы. У большинства обследованных дошкольников с ОНР наблюдалось недостаточное развитие высших психических функций, имеющих важное значение для полноценного формирования лексической системы речи. Так, внимание детей с ОНР характеризовалось недостаточностью объёма, концентрации, переключения, устойчивости и распределения. Недостаточный объём внимания определялся ограниченным количеством объектов, которые воспринимались детьми одновременно с достаточной ясностью. Низкая концентрация внимания проявлялась в неспособности удерживать внимание на одном объекте при отвлечении от остальных. Недостаточность переключения внимания выражалась в трудности переноса внимания с одного объекта на другой при переходе одного вида деятельности к другому. Для многих дошкольников с ОНР оказалось невозможным удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов. Длительность сосредоточения внимания на объекте была непродолжительной.

Исследование слухоречевой памяти у дошкольников с ОНР показало, что детям данной группы характерны недостаточный объём запоминания и неполноценная структура процесса запоминания слов. При выполнении соответствующих заданий, дети воспроизводили незначительное количество слов, стереотипно повторял названные слова. Воспроизведенные детьми слова, в ряде случаев, характеризовались нарушенной звукослоговой структурой. Недостаточное развитие слухоречевой памяти, способности детей к запоминанию и воспроизведению информации усугублялось недостаточностью произвольного внимания.

Особенности мышления детей с ОНР, выявленные в процессе исследования, свидетельствуют о его недостаточном развитии. Наиболее неполноценным оказался процесс классификации. Дошкольники с ОНР не выделяли лишний предмет из ряда, не использовали обобщающие слова. Классификация предметов осуществлялась на основании ситуативного признака, без учёта существенного в структуре предметной ситуации. Наблюдаемые особенности могли быть связаны с качественным своеобразием мыслительных операций, преобладанием у детей с ОНР конкретного мышления, недостаточной сформированностью у них операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

По результатам проведённого исследования можно предположить, что недостаточное развитие неречевых психических функций приводит к тому, что воспринимаемая детьми с ОНР информация неполноценна по объёму и качеству, слабо стимулирует дальнейшее развитие детей и приводит к недостаточному уровню сформированности представлений об окружающей действительности. В свою очередь, чтобы овладеть словом, ребёнок должен научиться обобщать полученную информацию. Ограниченный уровень представлений слабо стимулирует способности обобщения, что ограничивает развитие словарного запаса.

Можно также предположить, что причины, лежащие в основе психического и речевого недоразвития детей с ОНР, связаны с нарушением их раннего развития. Анализ анамнестических данных позволил определить характерные для данной категории дошкольников патологические факторы, которые приводят к отклонениям психоречевого развития. Это нарушения у матери протекания беременности и родов (токсикозы первой половины беременности, вирусные инфекции, применение стимуляции во время родов, угроза выкидыша у матери), ранняя госпитализация детей (связанная с травмами головного мозга, перенесёнными заболеваниями, оперативным вмешательством), неблагоприятное влияние социально-псхологических факторов.

Исследование лексики позволило выделить наиболее характерные для детей с ОНР черты её недоразвития. К ним можно отнести ограниченность словарного запаса, значительное расхождение между активным и пассивным словарём, неточное употребление слов, многочисленные вербальные парафразии, несформированности семантических полей, трудности актуализации словаря.

По результатам количественного и качественного анализа экспериментальных данных у дошкольников с ОНР была выявлена неоднородность развития как неречевых психических функций, так и лексической системы речи.

В зависимости от степени выраженности и характера недоразвития лексики, было выделено две подгруппы детей.

Первую подгруппу составили 27% детей с ОНР, обусловленным моторной алалией, и 48% детей ОНР на фоне стёртой дизартрии. Анамнезы детей этой подгруппы характеризовались наличие разнообразных патологий в период раннего развития.

При исследовании номинативного словаря у детей были отмечены трудности актуализации слов, обозначающих части предметов и мелкие детали. слов обобщающего характера. Дети использовали обобщающее слово только при обозначении простых групп слов (овощи, фрукты). Актуализация более сложных обобщающих понятий (транспорт, домашние животные) оказалась недоступной. Возможно, это связано с недостаточно развитым у детей словесно-логическим мышлением, сложностями в осуществлении процессов обобщения и классификации.

Глагольный словарь детей первой подгруппы характеризовался затруднениями при актуализации слов, обозначающих движения, действия с предметом. Дети с трудом дифференцировали слова близкие по значению. Затруднений не вызывали только те слова, которые обозначали ежедневно выполняемые детьми действия.

При использовании прилагательных дети не всегда дифференцировали качества предметов, допускали замены прилагательных, сходных по нескольким признакам.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том. что у детей первой подгруппы в активном словаре преобладают существительные, отмечается неточное использование слов, обозначающих действия и признаки предметов. У детей страдает слоговая структура слов. Многочисленны неточности в употреблении слов и их замены. У этих испытуемых отмечалась и недостаточная сформированность семантической структуры слов, задержка в формировании лексической системности и организации семантических полей. При объяснении значений слова, дети использовали только денотативные признаки: определение слова через описание внешних признаков денотата, объяснение значения слова с помощью описания функционального признака денотата. Лексико-семантические признаки слов детьми данной подгруппы не использовались.

Исследование антонимического ряда позволило выделить следующие особенности. Нередко дети отказывались от выполнения задания на подбор антонимов. А при выполнении задания, допускали ошибки (повторяли исходное слово с частицей «не», подбирали семантически близкие слова), которые свидетельствовали о недостаточной дифференциации категориальных значений слов и трудностях выделения существенных признаков слов. Задание на подбор синонимов детям данной подгруппы оказалось недоступным. Можно предположить, что нарушение формирования и систематизации антонимического и синонимического рядов связано у детей с недоразвитием мыслительных операций (сравнения, обобщения), с недостаточны объёмом словаря, с несформированностью семантических полей, с неумением выделять дифференциальный семантический признак слова, сопоставлять слова по существенным признакам, с недостаточной активностью процесса поиска слов.

При анализе вербальных ассоциаций было выявлено. Что у детей денной подгруппы преобладают синтагматические ассоциации. Также детьми использовались случайные ассоциации (что говорит о несформированности семантических связей между словами), тематические ассоциации, отражающие связь с периферией семантического поля. Парадигматические ассоциации использовались крайне редко, что свидетельствует о неспособности детей данной подгруппы выделять ядро семантического поля.

Во вторую подгруппу вошли 25% детей с ОНР.

Анализ анамнезов и данных медицинских обследований детей, составивших вторую подгруппу, показал, что эти испытуемые не имели выраженных нервно-психических нарушений и поражений ЦНС.

У детей второй подгруппы не наблюдалось значительного расхождения между пассивным и активным словарём. В активном словаре помимо существительных и глаголов, дети использовали прилагательные и наречия. У этих испытуемых не наблюдались выраженные нарушения звукослоговой структуры слова. При объяснении значения слова дети нередко использовали лексико-семантические признаки. Преобладающим типом вербальных ассоциаций у них являлись синтагматические ассоциации, случайные ассоциации почти не наблюдались. Дети часто использовали и парадигматические ассоциации, что свидетельствует об относительно высоком уровне сформированности семантических полей.

Данная подгруппа детей по показателям выполнения экспериментальных заданий на исследование неречевых функций и лексической системы речи приближалась к норме. Однако в предметном словаре детей отсутствовали слова, обозначающие неярко выраженные признаки. Выполняя экспериментальные задания дети иногда смешивали родовые и видовые понятия, заменяли сходные по значению слова, смешивали признаки. Дети, вошедшие во вторую подгруппу, не могли подобрать антонимы к словам с абстрактным значением. У них наблюдались затруднения при образовании слов с помощью увеличительных и уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Недостаточность развития неречевых функций у детей второй подгруппы также не была ярко выраженной, по сравнению с детьми из контрольной группы. Однако у них отмечались более низкие, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием, показатели состояния произвольного внимания, речеслуховой памяти и мышления.

В целом результаты исследования показали. Что контингент дошкольников с ОНР (с третьим уровне развития речи)неравномерен по степени сформированности лексической системы речи. Одни дети демонстрируют состояние речи, которое условно можно охарактеризовать как «вхождение в третий уровень развития речи». Другие дети находятся ближе к границе перехода от третьего уровня к нормальному речевому развитию.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что несформированность лексической системы речи взаимосвязана с недоразвитием у детей неречевых психических функций, недостаточным уровнем развития мыслительных операций и мышления в целом. Логопедическая работа по развитию лексики у детей с ОНР должна осуществляться параллельно с совершенствованием у них неречевых психических функций, познавательных способностей. Иначе говоря, процесс формирования лексики в логопедической работе должен основываться на системном подходе и учитывать связи развития словаря детей со становлением у них психических функций, формированием функций словообразования и способности полноценно воспроизводить звукослоговую структуру слов.

Критериями дифференцированного подхода к детям в процессе логопедической работы могут служить: степень выраженности и характер недоразвития лексической системы речи, неречевых психических функций. А также здоровье детей и выраженность клинической симптоматики, что, в свою очередь, предопределяет особенности в организации процесса коррекции, необходимость комплексного подходы с участием смежных специалистов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: