Кейс 1: Бандунгский технологический институт




 

Бандунгский технологический институт (Institut Teknologi Bandung), основанный в 1920 г., является старейшим университетом Индонезии и одним из ведущих технологических университетов Азии. Он может похвастаться множеством успешных выпускников, включая первого президента страны Сукарно. В отличии от большинства индонезийских университетов в БТИимеется сильная научно-исследовательская база, отличные международные связи и сильная ассоциация выпускников. В БТИ осознают, что экономика Индонезии может стать более инновационной, если избежит примитивной роли рынка сбыта для международных корпораций, и в этой связи БТИ видит задачу по извлечению выгоды из своих ноу-хау как одну из своих обязанностей перед нацией.

Руководит университетом его Попечительский совет, который назначает ректора и утверждает наиболее значимые управленческие решения, касающиеся университета. Ректор является высшим должностным лицом университета; Академический блок (SA), Блок развития Фонда целевого капитала (SKD), а также Блок инноваций и развития предпринимательства (SUK) напрямую подотчетны ректору. Последние два являются относительно независимыми подразделениями; кандидаты на должность их руководителей предлагаются ректором, но назначаются Попечительским советом. Академический блок состоит из двух частей: Научно-исследовательского центра (LPPM) и факультетов, возглавляемых деканами и называемых «школами».

 

Рисунок 3.2. Организационная структура Бандунгского технологического института

 

В Научно-исследовательском центре имеется Отдел интеллектуальной собственности (HAKI), выдающий третьим лицам лицензии на использование созданных в университете технологий. В Блоке инноваций и развития предпринимательства имеется бизнес-инкубатор (IPB), поддерживающий техностартеров и молодые компании, возникшие благодаря его усилиям, а также Отдел эксплуатации зданий и сооружений — LAPI. Организационная структура университета представлена на рис. 3.2.

В БТИ на программах бакалавриата, магистратуры и аспирантуры обучаются в очной форме 15 000 человек; общее число сотрудников университета — 2100 человек, из которых 1200 человек — преподаватели.

 

Коммерциализация ноу-хау и техностартеры

В БТИ серьезно воспринимают необходимость создания новых предприятий. В стратегическом документе БТИ под названием «Общая политика развития на 2001–2006 гг.» было заявлено, что университет хочет «осуществлять исследования с целью разработки применимых технологий и создания национального экономического потенциала. От БТИ ожидается подготовка технопренеров[43], способных повысить конкурентоспособность местной промышленности в глобальной экономике». Данное заявление четко показывает приверженность университета помочь созданию индонезийских технологических компаний, которые смогут конкурировать в глобальной экономике. Его можно рассматривать как третью цель университета, наряду с двумя другими: научными исследованиями и образованием. Все они отражены в организационной структуре университета. БТИ ставит перед собой следующие задачи, реализация которых поддерживается рядом академических и неакадемических структурных подразделений:

· обогащение академической среды;

· трансфер технологий и их коммерциализация;

· экономическое развитие региона.

Деятельность, связанная с развитием технологического предпринимательства, начала осуществляться в БТИеще в 1973 г., когда бывший в то время ректором профессор Искандер Алисиабана инициировал создание компании Radio Frequency Communication plc, единственным учредителем которой был университет и которая занималась исследованиями и продажей современных телекоммуникационных систем. Спустя некоторое время эта компания перешла в ведение Министерства обороны, поскольку ее ноу-хау было признано имеющим оборонное значение. Другой причиной этого изменения было то, что в те времена университетыИндонезии не имели права владеть компаниями. После перехода в собственность Министерства обороны множество сотрудников покинули Radio Frequency Communication plc и открыли собственные компании. Одной из них была Control Communications, которая впоследствии разделилось на несколько отдельных компаний, включая Hariff.

Компания Hariff начала свою деятельность в 1982 г., имея всего 20 сотрудников, а сегодня в ее офисах и на складах по всей Индонезии работает 500 человек. Hariff разрабатывает и поставляет кастомизированные телекоммуникационные системы и системы резервирования энергии для компаний и других клиентов. Она также разрабатывает и частично производит оборудование, которое становится частью предлагаемых компанией проектов «под ключ». После инсталляции Hariff проводит сервисное обслуживание собственных систем. В этом Hariffгарантирует впечатляющую скорость сервиса, обеспечивая их двухчасовое восстановление после отказа на территории острова Ява и четырехчасовое — на остальной территории Индонезии. Рост компании Hariff полностью финансировался банковскими кредитами, которые предоставлялись под конкретные проекты. Этот сравнительно дорогой вид финансирования был выбран основателями и менеджментом компании, поскольку привлечение сторонней организации для инвестирования в акционерный капитал было признано слишком рискованным. Исследовательская работа Hariff по своей природе кастомизирована и компания поддерживает свою репутацию посредством развития сетевых отношений с клиентами, а не путем рекламных акций, что ведет к получению все новых и новых проектов. Hariff является хорошим примером раннего университетского спин-аута. Компания имеет потенциал превращения в крупного экспортера, и она может нарастить свой портфель продуктов и услуг, если сможет привлечь финансирование для их разработки.

 

Школа бизнеса и менеджмента и Центр инноваций, предпринимательства и лидерства

Школа бизнеса и менеджмента была основана в 1990 г., когда БТИ запустил двухлетнюю программу MBA (тогда называвшуюся «Магистр менеджмента»); тогда БТИ был одним из четырех университетов в Индонезии, которые первыми начали ее реализовывать. Открытию программы MBA и созданию школы предшествовали долгие споры о приемлемости подобного образования для технологического университета. Программа MBA оказалась довольно успешной, и в 1996 г. школа открыла трехлетнюю программы подготовки бакалавров менеджмента. Эта программа реализуется на английском языке (только в первый год обучение проводится на двух языках), а максимальное количество студентов на курсе составляет 100 человек в год.

Школа бизнеса и менеджмента занимает в университете сравнительно независимое положение, поскольку имеет право самостоятельно принимать множество решений (например, нанимать и увольнять сотрудников). Школа аккумулирует все доходы от сторонней деятельности своих сотрудников, в отличие от общепринятой практики, когда преподаватели сами получают гонорары за свои консультации. Школа спонсируется Фондом Путрасампоро (Putrasamporo Fund) и участвует в международных проектах кооперации, например, с Университетом Санкт-Галлена в Швейцарии, Национальным университетом Сингапура (NUS), Малазийским университетом в Куала-Лумпуре (Малайзия) и Университетом Гронингена в Нидерландах. В кампусе в Джакарте открыта программа Executive MBA. Кампус стратегически удачно расположен в индустриальной части Джакарты всего в двух часах езды от Бандунга.

Важным образовательным инструментом БТИ является курс «Управление инновациями и предпринимательство», который читается Школой бизнеса и менеджмента на всех факультетах (пусть и под разными названиями и с различными особенностями). Данный курс обязателен для всех студентов бакалавриата БТИ.

 

Бизнес-инкубатор

Миссией бизнес-инкубатора (Pulsat Inkubator Bisnis) является «выращивание предпринимателей и компаний посредством оказания поддержки и предоставления инфраструктуры, необходимых потенциальному предпринимателю».

В бизнес-инкубаторе ведется база данных по результатам всех университетских исследований, которые могут быть коммерциализированы. Информация в эту базу данных поступает из Научно-исследовательского центра и Отдела интеллектуальной собственности. Таким образом, сотрудники бизнес-инкубатора имеют хорошее представление о ноу-хау университета. Другой функцией бизнес-инкубатора является поиск потенциальных предпринимателей как среди студентов и выпускников последнего года и прошлых лет, так и за пределами университета. Бизнес-инкубатор также договаривается об условиях предоставления финансовой поддержки предпринимателям. В соответствии с законодательством индонезийские государственные компании обязаны перечислять 2% от собственной прибыли в фонд венчурного капитала. Государственная компания может самостоятельно основать такой фонд и управлять им или же передать взнос в уже созданный для таких целей фонд. Средства фондов не обязательно полностью передаются техностартерам, они могут быть использованы в иных целях — например, для развития местной инфраструктуры. Несколько стартапов бизнес-инкубатора БТИ были профинансированы из фонда индонезийского телекоммуникационного гиганта Telkom. Другими источниками финансирования являются частные инвесторы, компании и инвестиционные фонды.

Базовый план поддержки технопренеров состоит из трех этапов:

1. На доинкубационном этапе предприниматели должны утвердиться в принятом решении, продумать и подготовить бизнес-план, собрать команду, провести рыночные исследования и подготовительные мероприятия перед запуском бизнеса. Данный период длится шесть месяцев.

2. Инкубационный период, на протяжении которого компании размещаются на территории бизнес-инкубатора, длится 24 месяца. На этом этапе компаниям предоставляются все виды услуг и производится регулярный мониторинг их деятельности.

3. В постинкубационный период (следующие шесть месяцев) компании должны покинуть территорию инкубатора — многие переезжают в частный индустриальный парк в окрестностях Джакарты. Это не означает окончание участия в их судьбе бизнес-инкубатора БТИ, который продолжает предоставлять компаниям услуги.

Общая продолжительность активного участия бизнес-инкубатора в становлении компаний составляет три года.

В августе 2006 г. мы изучили работу трех технопренерских компаний, которые тогда были в бизнес-инкубатореБТИ: Fermentech, Natural Resource Foundation и Lorco Multimedia. Далее суммированы результаты нашего знакомства с этими компаниями.

 

Компания Fermentech

Изначально эта компания была основана в 2004 г. Заки Рахманом Нуром, студентом-биологом, проходившим обучение в Бандунгском технологическом институте с 1999 г. Компания Fermentech производит и продает замороженные безалкогольные напитки на йогуртовой основе в собственных магазинах под брендом Ciko; в этом названии содержится отсылка к Сиконенгу — региону в Западной Яве, где производят молоко. В каждом магазине есть стойка, где продаются продукты компании, и мини-ресторан. Это место идеально подходит для отдыха в перерыве работы или учебы. Сейчас в ассортименте Ciko широкий выбор безалкогольных напитков, кофе, но основным продуктом бизнеса остаются напитки на йогуртовой основе. Благодаря привлекательному и запоминающемуся дизайну магазины Ciko легко узнаваемы (как и точки McDonald’s или Starbucks, их невозможно не заметить) и уже пользуются популярностью в Бандунге и его окрестностях, так что в планы Заки входит создание франшизы на основе этого бизнеса, что позволит компании очень быстро распространиться по всей стране. Компания Fermentech арендует неподалеку от Бандунга фабрику, где производятся ингредиенты для йогуртовых напитков. Сами напитки взбивают в миксере непосредственно у прилавка. Заки понимает, как критически важно при этом соблюдать правила гигиены, ведь любая оплошность может стоить компании репутации, что негативно скажется на работе всех ее магазинов. Поэтому он тщательно обучает персонал, уделяя особое внимание вопросам гигиены, и нанимает работников только после того, как они успешно пройдут обучение.

Учеба не сыграла практически никакой роли в начале Заки своего бизнеса; он целиком придумал его работал вне связи с учебой. Серьезная поддержка ему была оказана сотрудниками бизнес-инкубатора, которые проводили с ним коучинг и дали ему множество полезных советом и, кроме того, ему предоставили дешевое офисное помещение. Если бы не бизнес-инкубатор, Заки пришлось бы гораздо сложнее. Особенно ему не хватало знаний по маркетингу, и только после их получения он смог запустить свою компания.

Он разработал свои напитки на йогуртовой основе и основал компанию, будучи студентом БТИ. Эти дела отнимали так много времени, что учебу в БТИ пришлось отложить. Тем не менее он оказался настойчив и весной 2006 г. окончил учебу, потратив в целом семь лет для получения степени бакалавра. Однако, по его мнению, это невысокая цена за то, чтобы мечта — создать собственную компанию — стала явью.

Сейчас сеть Ciko состоит из двух магазинов, каждый из которых обслуживают двое работников. На фабрике также заняты двое рабочих. Заки занимает пост генерального директора и работает с тремя партнерами, ведущими дела его компании по совместительству. «Экспансия», — это первом слово, с которого он начинает ответ на вопрос о планах на будущее; и, кажется, он знает, что для этого нужно делать. Беспокоит ли его конкуренция? «Нет, — говорит он, — все дело во вкусе, а у наших напитков он уникален; взять, например, йогуртовый напиток со вкусом манго, который я создал сам». Кроме того, хотелось бы добавить, что сеть магазинов Ciko обладает неповторимым стилем, который поможет ей занять свое место на индонезийском рынке.

 

Компания Natural Resource Foundation (Yayasan Sumber Daya Hayati)

Когда Дженти Сетьянингрум изучала фармацевтику, ее внимание привлекли народные методы лечения, основанные на травах. Впоследствии оказалось, что она разбирается не только в травах («лучше всего их покупать в Восточной Яве: травы там лучше на вкус, чем те, что растут в Западной»), но и в том, какими из них можно лечить определенные болезни. Поэтому в 2003 г., еще во время учебы в БТИ, она основала компанию по производству травяных смесей. Рецепты создавала сама. На следующий год, окончив университет, она устроилась в аптеку, а в свободное время вместе с друзьями ведет собственный бизнес. Она работает в паре с партнером, который занимается закупкой трав и процессом производства, в то время как сама Дженти отвечает за разработку продукции и маркетинг.

Травы промывают и кипятят с добавлением сахара, затем процеживают и разливают по флаконам. Есть несколько видов смесей, каждая имеет свои целебные свойства в зависимости от симптомов или заболевания, например, диабета, повышенного уровня холестерина в крови и т.д. В одной партии содержится десять флаконов, и в настоящее время компания ежедневно производит одну такую партию. Флаконы продаются через распространителей. Дженти ведет программу на радио о советах по здоровью, а также открыла первую клинику, пациенты которой могут пройти процедуру детоксикации с помощью натуральных лечебных средств и массажа. Клиника называется Ruma Herba, что означает «Дом трав».

Идея создать собственный бизнес посетила Дженти еще на втором курсе, когда один из профессоров убеждал студентов в необходимости начать свое дело для борьбы с безработицей в Индонезии. Она считает, что создавая рабочие места вместо того, чтобы работать по найму, она вносит свой вклад в решение этой проблемы страны. На начальных этапах Дженти нашла значительную поддержку в лице того самого профессора; позже ей помог бизнес-инкубатор БТИ. Компания начала приобретать популярность после того, как представила свою продукцию на выставке, и на волне интереса индонезийцев к своему здоровью стала пользоваться успехом.

Что касается планов на будущее, то у Дженти их много. Прежде всего, ей хотелось бы расширить ассортимент медицинских средств, которые она производит. Также она хотела бы выпускать экстракты трав в капсулах, но для этого ей еще нужно овладеть технологией этого процесса. Также она мечтает о создании сети клиник и собственной радиопрограммы. Спит ли она вообще когда-нибудь? «Это же замечательно, когда ты ведешь активную деятельность и приближаешься к своей мечте. Я чувствую, что занимаюсь делом, нужным не только мне, но и моим клиентам. Кроме того, создавая рабочие места, я приношу пусть небольшую, но все же пользу экономике своей страны», — считает она.

 

Компания Lorco Multimedia and Software Development

В начале последнего семестра учебы на биологическом факультете в БТИ Дони Тиртана осознал, что ему необходимо определитьсяс выбором места работы после окончания университета. Он гадал что ему делать. Работа в крупной компании или в правительстве не привлекала его, и он обнаружил, что есть «другой путь», то есть предпринимательство. Он решил начать свое дело, и поскольку мультимедиа было его хобби (он изучал аранжировки и активно участвовал в студенческом клубе мультимедиа), он решил сделать мультимедиа своим бизнесом. Первым продуктом его компании Lorco стали CD-диски с интерактивными обучающими мультимедийными программами, рассчитанными на массового потребителя. К сожалению, дело не увенчалось успехом, поскольку маленькой компании оказалось не под силу выйти на массовый потребительский рынок. Но Дони был настойчив и переключился на рынок B2B (рынок сделок между юридическими лицами). Для этого рынка компания разработала три вида продуктов:

· Основными продуктами являются создание мультимедийные презентации и программное обеспечение для управления персоналом и по работе с клиентами.

· Вторая продуктовая линия — прочие инструменты коммуникации.

· Третий вид продуктов — реклама.

Основными покупателями Lorco являются предприятия, работающие в узкой рыночной нише: безопасность, здоровье и экология. Нишевая стратегияи сопряженная с этим специализация позволили компании быстро создать сильное имя на своем рынке. По большей части Lorco ведет продажи через Интернет, это касается и видеоклипов, которые она создает для своих клиентов. Поэтому компания фактически не несет расходов на дистрибуцию — все что она делает, делается под заказ и отправляется клиентами по Интернету.

К переключению срынка B2C («бизнес-клиент») на рынок B2B («бизнес-бизнес») Дони вдохновил пример другой компании из бизнес-инкубатора. Дони признается, что он многому учился у сотрудников бизнес-инкубатора, и, в частности, они постоянно напоминали ему о важности отчетности, являющейся не самой сильной стороной большинства предпринимателей. Он также многому учился у коллег путем обмена информацией, на деловых встречах, но особенно когда они встречались в неформальной обстановке. Кроме возможностей бизнес-инкубатора, учеба в БТИ не принесла Дони реальной пользы; исключением можно назвать участие в клубе мультимедиа. Профилирующий предмет обучения Дони не имеет почти ничего общего с продуктовым портфелем его компании.

 

3.3. Кейс 2: Русенский университет76

 

Русенский университет имени Ангела Кынчева

Русенский университет, основанный в 1945 г. как Высшая техническая школа, является одним из старейших университетов Болгарии; статус университета был присвоен этому учебному заведению в 1995 г. В 1981 г. университет был назван именем Ангела Кынчева, болгарского повстанца и интеллектуала, который погиб в возрасте 22 лет в борьбе за освобождение Болгарии от Османской империи. В 1980-х гг. Русенский университет дважды получал в национальном конкурсе за звание «Исследовательский университет». В тот период бюджет университета формировался в большей части за счет контрактов с промышленными предприятиями; они же дали ему и значительный опыт заказных исследований.

После 1989 г., в период перехода от плановой экономики к рыночной, университет прошел через стагнацию — впрочем, как и все университеты в бывшие социалистические страны. Несмотря на недостаточноефинансирования, университет поддерживал высокое качество образования; однако научно-исследовательские работы фактически прекратились. Положительной стороной открытия страны для мира стала возможность развития тесного сотрудничества со многими университетами Европы и США.

В этот переходный период бюджеты на исследования для промышленности сильно сократились: государственные предприятия закрывались или приватизировались, а их новые (частные) владельцы тратили много меньше средств на исследования, чем ранее государство. Как раз в это время зарубежные университеты увеличили продуктивность коммерчески привлекательных исследований, и начали процесс систематической коммерциализации своих ноу-хау. Сейчас Русенский университет следует этому примеру, желая вернуть былую мощь в заказных исследованиях. Университет успешно работает над реализацией своей основной стратегической цели:«позиционировать себя и развиваться как ведущий и престижный интеллектуальный центр в Русенской области и Северо-Восточной Болгарии и осуществлять образовательные, научные и различныекультурные программы, достоинства которых признаны на национальном и международном уровнях».

Сегодня более 9600 студентов университета обучаются на семи факультетах в современных лабораториях и аудиториях. Кроме того, университет имеет ряд специализированных центров: Центр исследований; Центр непрерывного образования; Университетская библиотека; университетский Центр информационных услуг и компьютерных технологий; Центр международного сотрудничества и мобильности; Болгаро-румынский межуниверситетский центр; университетский Спортивно-оздоровительный центр, а также множество других подразделений, о которых будет сказано ниже.

Каждый факультет возглавляет декан. Деканы подотчетны ректору, избираемому на четыре года. Ему же подотчетны три проректора, соответственно, проректор по учебной работе (образование), проректор по научному и кадровому развитию (исследования), проректор по качеству образования и аккредитации, а также заместитель ректора, являющийся финансовым директором университета. Всего в университете работает более 800 сотрудников, из которых около 490 человек являются преподавателями; половина из них — профессора или доценты, имеющие докторскую степень.

Русенский университет принимает участие во многих международных программах, нацеленных на улучшение процесса обучения. Кроме того, он участвует в международных исследовательских проектах, в основном спонсируемых Европейским союзом; также заключены двусторонние договоры с университетами Великобритании, Германии, Греции, Литвы, Португалии, России, Румынии, США, Турции, Украины и государств бывшей Югославии.

Сегодня в Русенском университете осознают, что для превращения в университет третьего поколения необходимо предпринять серьезные усилия. В противном случае университету придется смириться с малопривлекательной ролью второстепенного университета, в основном занимающегося подготовкой бакалавров для местных работодателей. Очевидно, что процесс разделения университетовна первоклассные и второстепенные уже начался.Русенский университет традиционно играл важную роль в экономическом развитии региона, и сейчас он снова принимает на себя эту роль. В университете был организованряд семинаров для его руководства, в результате которых лидеры университета пришли к выводу, что пути назад нет. Если университет XXIвека стремится быть привлекательным для студентов и компаний, он должен осуществить переход к модели университета третьего поколения путем добавления к обучению и исследованиям третьего компонента – коммерциализацию своих ноу-хау и сотрудничество с бизнесом. В дополнение кэтому техностартеры должны получать адекватную помощь при создании своих наукоемких или технологических компаний. В университете считают, что к числу его главных приоритетов относится развитие и расширение его Центра карьеры, Центра предпринимательства иЦентра трансфера технологий. Учитывая возможный синергетический эффект от добавления других структурных элементов, Русенский университет может осуществить желаемые изменения, чтобы достичь соответствия модели университета третьего поколения, хотя на реализацию этих планов потребуется немало времени.

 

Факультет бизнеса и менеджмента

В начале 1990-х гг. вРусенском университете были созданы первые программы по менеджменту бакалаврского и постбакалаврского уровней. В 1994 г. был создан факультет бизнеса именеджмента, который объединил несколько ранее существовавших кафедр.

На факультете есть четыре кафедры: Бизнеса и менеджмента, Экономической теории, Управления производством и Европейских исследований. Факультет сотрудничает с Корнельским университетом (США), Университетом Центрального Ланкашира (Великобритания), Волгоградским государственным университетом (Россия), Бухарестской академией экономики (Румыния), Высшей школой имени Карела де Грот (Бельгия) и другими учебными заведениями. В рамках программ ЕС многие преподаватели смогли прослушать курсы лекций за границей. Факультет предлагает программы бакалавриата и магистратуры по управлению бизнесом, маркетингу, управлению производством, международным экономическим отношениям, европейским исследованиям, финансовому менеджменту, управлению региональным развитием иэкономике сельского хозяйства. Многие студенты участвуют в программах мобильности ЕС, обучаясь в течение одного семестра вуниверситетах стран Евросоюза.

Факультет бизнеса именеджмента разработал учебные курсы для техностартеров, например, «Как начать собственный бизнес иуправлять им», «Предпринимательство и посредничество», «Управление малым бизнесом» и другие курсы по предпринимательству. Это оказало влияние насоздание новых технологических компаний, очем будетсказано ниже. Факультет инициировал создание Центра предпринимательства и разработал для него комплекснуюобразовательную программу. В результате сформировался подход, который включает следующие четыре этапа:

· Программы осознания важности предпринимательства, через которые пройдут все студенты инженерных специальностей – им будут читаться обычные лекции по основам экономики и менеджмента. Цель этих программ состоит в том. чтобы дать студентам общее представление о предпринимательской деятельности.

· Базовое обучение предпринимательству. Студентам предлагается элективный курс по предпринимательству, который дает им более глубокое понимание предпринимательской деятельности; одновременно идет выявление потенциальных техностартеров.

· Продвинутоефункциональноеобучение предпринимательству. Студенты инженерных специальностей напрограммах бакалавриата или магистратуры имеют возможность прослушать курсы надругих факультетах (например, факультете бизнеса и менеджмента, юридическом и др.) для получения знаний по таким предметам, как разработка бизнес-плана, маркетинг, управление финансами, права интеллектуальной собственности и т. д.

· Углубленная программа обучения предпринимательству. Потенциальные техностартеры получают возможность посещать специальные семинары, организованные Центром предпринимательства, сучастием приглашенных лекторов, например, консультантов, бизнесменов и т. д.

Последние два этапа должны дать студентам более практические знания и передать опыт в сфере предпринимательской деятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: