Жанр утопии и антиутопии в мировой литературе (Е,И,Замятин «Мы»)




Тема греха и покаяния в произведениях отечественной классики ХХ-ХI века.

Особенно ярко эту тему Достоевский раскрыл в романе "Преступление и наказание"

Подавленное состояние, потрясение бездонностью человеческих страданий, а также вера в то, что "кровь по совести" может быть оправдана, разрешена – вот те факторы, заставившие Родиона решиться пойти на тяжкий грех – убийство.

Кара не заставила себя ждать. Весь месяц от преступления до признания проходит для Раскольникова в непрестанном напряжении, не прекращающейся ни на секунду внутренней борьбе. Это борьба с самим собой, выраженная в его лихорадочных метаниях, страшнейших угрызениях совести. Взять хотя бы его ужасный сон, который он видит после убийства. Этот сон наполнен страшными, дикими, жуткими звуками, "таких неестественных звуков, такого воя, вопля, скрежета, слёз, побоев и ругательств он ещё никогда не слыхивал и не видывал". Под действием этих звуков у Родиона Раскольникова начали появляться первые и ещё робкие сомнения в своей теории. Настасья так охарактеризовала ему его состояние: "Это кровь в тебе кричит". Но в нём кричит не его кровь, а кровь убитых им людей. Всё существо Раскольникова воспротивилось совершённому им преступлению, лишь воспалённый мозг уверяет сам себя в том, что теория верна и что для Родиона убийство должно быть так же обычно, как смена дня и ночи. Но это не так.
Истерзавшись от одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, отказывается от какого-либо протеста, идет на конечный шаг, который хоть как-то должен был уменьшить его терзания, – он решает признаться в содеянном.Но Соня спасает Раскольникова.
Однако самым страшным наказанием для Раскольникова явилось открытие ужасной истины: преступление оказалось бессмысленным, цели он не достиг, потому что он "не старуху убил, а принцип убил". "Не переступил, на этой стороне остался", оказался человеком обыкновенным, "тварью дрожащею". "Стало быть, я не имел права на такой шаг", - окончательно подытожил Раскольников, будучи уже на каторге. Здесь происходит окончательный приход Раскольникова к вере и отречение от "теории". Рука его тянется к Евангелию, происходит воскрешение "падшего человека" и его покаяние.

 

 

Образы Москвы и Петербурга в произведениях отечественной классики ХХ-ХI века.

Рассмотрим образы Москвы и Петербурга на примере "Войны и мир" Толстого.

С первых страниц романа возникает образ Петербурга, города, где господствует светская условность и ложь.

Далее действие переносится в Москву, и мы сразу попадаем не просто в другой город, а в другой мир. Это прежде всего мир дома Ростовых, открытый для каждого, с его особой любовной атмосферой, с тем высшим накалом радости жизни, радушия, гостеприимства, которые всегда будут характерны для этого дома и которые в полной мере проявятся и тогда, когда Ростовы приедут в Петербург. Образ Москвы – большой, богатый, хлебосольный русский город с его особой, отличной от Петербурга атмосферой. Москва представлена символом России во время войны 1812 года, русским городом, оказавшимся в центре решающих для России событий, символом народного одушевления и сопротивления нашествию; городом, события в котором сыграли огромную роль в жизни многих героев.

Петербург в романе – холодный и официальный город, не имеющий корней в народной жизни. Жизнь этого города искусственна. Обитатели города, люди высшего света представленные в романе, погружены в заботы о собственном преуспевании.

Жанр утопии и антиутопии в мировой литературе (Е,И,Замятин «Мы»)

Е. Замятина интересуют проблемы взаимоотношений личности и государства, индивидуальности и коллектива. Он прогнозирует пути развития человеческого общества.

Антиутопия – изображение опасных, пагубных последствий разного рода социальных экспериментов, связанных с построением общества, соответствующему тому или иному идеалу.

Жанр антиутопии приобретает статус прогноза, “романа – предупреждения”.

Исторический путь человечества не прямолинеен, трудно уловить его истинное направление. Замятин попытался проследить путь линии истории после 1917 года, который ведет к Единому Государству. И вместо гуманного, счастливого общества, о котором мечтали поколения, обнаруживает бездушный, казарменный строй, в котором обезличенное “нумера” “интегрированы” в послушное и пассивное “мы”, в слаженный неодушевленный механизм.

Замятин задается вопросом: каким должно быть будущее, чтобы человек чувствовал себя счастливым, чтобы осуществил свои надежды, реализовал идеалы? Е. Замятин как будто специально повторяет описание этой, одной из классических утопий: его герои живут коммуной в городе из стекла и металла.

Утопия – жанр, характеризующийся развернутым описанием общественной, государственной и частной жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Утопия – мечта.

“Мы” – не мечта, а проверка состоятельности мечты, не утопия, а антиутопия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: