Пятый подход: технологический бизнес (Thech-Business)




Стратегический подход привел к необходимости внедрения технологического менеджмента. Его задача – обеспечитьтехнологические потребности компании, независимо от того, создаются ли решения внутри компании или предоставляются третьими сторонами. Обращение к сторонним технологиям стало серьезным сдвигом в стратегическом мышлении большинства компаний, поскольку способность к производству всей базовой технологии всегда считалась одной из основных преимуществ крупных, вертикально интегрированных предприятий.

Стремительное развитие информационных технологий спровоцировало стратегические изменения; большинство крупных компаний поначалу пытались создавать собственные ИТ-разработки, но в конце концов были вынуждены признать неудачу и использовать внешние ресурсы. Новой стратегической парадигмой корпораций стало привлечение внешних игроков. Процесс начинался, как правило, с производственных и обслуживающих отделов, постепенно распространяясь на такие считающиеся ранее неприкосновенными области, как НИОКР и управление персоналом. Некоторые компании вовсе отказались от исследований, другие перешли на внутренний аутсорсинг НИОКР путем создания для этих целей отдельной компании. Отдел НИОКР потерял независимость и стал частью технологического подразделения. Исследования должны были приводить к созданию ценности и прямой монетизации результатов, поскольку только косвенной – через продаваемые компанией продукты или услуги –уже было недостаточно. Лучше всего эта цель достигалась выделением НИОКР в отдельный доходный бизнес. Переход от «центра затрат» к «создающему ценность бизнесу» говорит о возникновении пятого подхода к управлению исследованиями, чему способствовал ряд факторов и условий экономической среды.

· Главным фактором стало исчезновение традиционной цепочки создания ценности. Вертикально интегрированные организации утратили эффективность в отдельных элементах цепочки. Это привело к необходимости выстраивания новых, более сложных цепочек, включающих поставщиков и специализированные компании, которые оказались более результативными. Исчезновение привычных цепочек создания ценности затронуло и процесс научных исследований. Оказалось рациональнее вывести НИОКР на аутсорсинг: разработка всех технологий внутри компаний стала не только невозможной даже для крупнейших из них, но и нерациональной, так как требовала больших затрат.

· Поскольку технологии превратились в отдельный сегмент цепочки создания ценности, оказалось несложно оформить их в самостоятельный вид деятельности. А требование коммерческой состоятельности позволило выявить, каким именно образом научные и технологические исследования создают ценность. Однако трансформация из центра затрат в центр создания ценности требовала полной переориентации на потребителя, понимания его нужд и интересов.

· Акценты сместились с управления технологиями к управлению инновациями, а научные исследования стали частью цепочки создания ценности.

Отличительные черты пятого подхода: аутсорсинг, открытый характер исследований, ориентированность на потребителя и исследования как часть цепочки создания ценности. Независимость исследований была характерна и для технологического подхода, но при этом подходе исследования регулируются скорее законами бизнеса, чем принципом «наука ради науки».

Пять подходов к исследованиям сменяли друг друга эволюционным путем. В ответ на изменения внешней бизнес-среды руководство подразделений НИОКР вынуждено было изобретать все более эффективные приемы работы во все более сложных условиях. Новые формы организации исследований возникали постепенно, так же как в процессе эволюции возникали новые виды энергоснабжения для поддержки усложняющихся систем жизнеобеспечения. В обоих случаях новые механизмы не вытесняли предыдущие, а всего лишь отодвигали их на задний план. Это означает, что на разных рынках могут применяться разные модели управления исследованиями. Так, в развивающихся странах, возможно, целесообразно применение технологического подхода. В исследованиях всегда есть место для проб и ошибок, огромную роль играет интуиция, поэтому в ситуации, когда расходы на исследования должны быть как можно ниже, нет нужды прибегать к пятому подходу. В таблице 4.1 обобщена информация по пяти подходам к исследованиям и отличительным признакам, характерным для конкретных экономических условий.

Эволюция в управлении исследованиями наглядно показана на графике (см. рис. 4.2), где ось Х — движущая сила исследований, а ось Y — подходы к их организации. Подписи на оси Y демонстрируют, как акцент в управлении исследованиями смещался с использования научных подходов, включая метод проб и ошибок на первоначальном этапе, к бизнес-подходу. По оси X изображены изменения движущей силы — от науки к ценности, включая потребителей и корпоративную стратегию.

В таблице 4.2 отображена взаимосвязь между подходом к организации исследований и условиями рынка и бизнес-среды. При каждой смене подхода исследовательская деятельность становилась все сложнее в ответ на более сложные задачи и требования рынка, меняющиеся под воздействием новых внешних движущих сил. Но в то же самое время при каждом изменении подхода к управлению исследованиями компаниям приходилось создавать более эффективную систему контроля затрат. Все факторы, послужившие причиной смены подхода, имеют отношение к издержкам, так же как и сопутствующие изменения в способе проведения исследований (подробнее см. табл. 4.2).

 

Таблица 4.1. Отличительные особенности пяти методов управления исследованиями

 

Подход Внешняя движущая сила Характеристика Бизнес-среда
Экспериментальный Любопытство Единоличная деятельность Отсутствие систем Отсутствие системных связей между исследованиями и рынками
Технологический Наука Независимая функция Академическая обстановка Зарождающиеся рынки, цены на которых обусловлены предложением
Рыночный Рынок Центр затрат Мультифункциональные команды Проектный менеджмент Продукты первой необходимости Растущие рынки, на которых цены диктуются спросом
Стратегический Компания Центр затрат Единое управление исследованиями и технологиями Конкуренция Зрелые рынки Стратегическое позиционирование
Технологический бизнес Ценность Технология как стратегически важный инструмент Создание ценности для клиентов Исследования как бизнес-деятельность Центр прибыли Сложные цепочки создания ценности с вовлечением многих участников или заинтересованных сторон Привлечение сторонних ресурсов

 

Рисунок 4.2. Эволюция подходов к управлению исследованиями

 

Таблица 4.2. Стимулирующие факторы и меры эффективности подходов
к организации исследований

 

Переход к подходу: Стимулирующий ценовой фактор Механизм эффективности
Рыночный Инфляция Проектный менеджмент Отсутствие независимых (не имеющих конкретных заказчиков) исследований
Стратегическому Затраты на информационные технологии/Общие затраты на разработку Аутсорсинг Сотрудничество
Технологический бизнес Система распределения затрат Обслуживание внешних рынков Монетизация результатов исследований


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: