Кто может стать техностартером?




Не каждый создан для предпринимательства. Управляющий директор британской консалтинговой компании Human Factors International Эдриан Аткинсон отмечает следующее:

«Предприниматели — индивидуалисты. Они начинают собственное дело иупорно трудятся, отдавая ему все внимание и силы. Они не признают поражения. Они действуют интуитивно, а не рационально, и полностью посвящают себя работе, не обращая внимания на ограниченность ресурсов и финансовые трудности».

Можно сказать, что предприниматели воспринимают неудачу как залог будущего успеха106. Компанией Aткинсона был опубликован весьма интересный обзор характерных черт предпринимателей в противоположность наемным работникам, который представлен в блоке 5.1.

Отчеты GEM (см. след. разд.) делят предпринимателей на две категории: предпринимателей «по необходимости» и предпринимателей «по возможности». Можно со всей определенностью утверждать, что подавляющее большинство техностартеров относятся к категории добровольных («по возможности») предпринимателей. Это утверждение подкрепляется исследованием причин, по которым люди хотят заниматься собственным делом, хотя это не совсем то же самое, что быть техностартером (см. блок 5.2).

Результаты отчетов совпадают с общими наблюдениями: люди вообще и студенты в частности сейчас бóльшие <УДАР.!!!> индивидуалисты и более склонны идти на риск, чем ранее. Около 40% выпускников школы бизнеса INSEAD и примерно 20% выпускников MIT рано или поздно начинают собственное дело. Всего лишь 6% выпускников Гарвардской школы бизнеса работают в крупных корпорациях, — этот факт побудил Школу бизнеса в 2000 г. заменить курс по основам менеджмента, который преподавался на протяжении 80 лет, на курс по предпринимательству. Элективные курсы по предпринимательству пользуются популярностью и в Кембриджском университете. Зарабатывать деньги более не считается зазорным. В Европе и Азии на протяжении длительного времени самообогащение было презираемо, а предприниматели являлись социальными изгоями. Наоборот, в американской «культуре неограниченных возможностей» люди смотрят на успешных предпринимателей с гордостью, думая: «Если он смог осуществить все это, то и я смогу». Судя по всему, либеральный взгляд на предпринимательскую деятельность постепенно распространяется по всему миру.В интервью газете «Financial Times» г-н Сунил Миттал, основатель и президент Bharti Group (Индия), некоронованный «король индийских телекоммуникаций», отмечает107: «В Индии на бизнесменов всегда смотрели с презрением. Существовало мнение, что эти люди мошенничают с налогами и получают прибыли путем «высасывания» денег из бедных. Мы никогда не были уважаемыми людьми».

 

Блок 5.1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ИЛИ НАЕМНЫЙ РАБОТНИК? ПРОЙДИТЕ ТЕСТ! Вы — предприниматель, если: · Вы готовы рискнуть всем — личными активами и репутацией — чтобы добиться успеха. · Вы готовы работать все свободное время, пусть и в ущерб личной жизни. · Вы предпочитаете принимать решения быстро, основываясь на интуиции. · Вам нравится командовать процессом. · Вы работаете на основе доверия, а не на основе договорных отношений. Примеры: сэр Ричард Брэнсон[55], Чарлз Шваб[56]. Вы — наемный работник, если: · Вы предпочитаете работать в корпоративной обстановке. · Вы рациональны, для принятия решения вам необходима информация. · В основном вы сосредоточены на накоплении капитала. · Вы регулярно обращаетесь за советом к компетентным членам команды. · Вы делаете крупные ставки, но при этом ограничиваете собственные риски. Примеры: сэр Кристофер Гент[57], Джек Уэлч[58]. Источник: HumanFactorsInternational. Процитировановгазете «FinancialTimes», 9 ноября 2004 г., с. 8.

 

Изменения в Индии, по его мнению, набирают обороты с начала 1990-х гг., когда экономисты-реформаторы начали курс на либерализацию: «Накопление капитала теперь превозносится. Выпускники колледжей говорят: „Я не хочу быть бюрократом, я хочу быть предпринимателем“, а люди наподобие меня дают им надежду, что это возможно».

 

Блок 5.2. ПОЧЕМУ ЛЮДИ ХОТЯТ ЗАНИМАТЬСЯ СОБСТВЕННЫМ ДЕЛОМ? Причины (более одного варианта ответов): 53% Желание взять ответственность за свое будущее 52% Удовольствие от возможности проявить себя 48% Желание быть самому себе начальником 43% Желание реализовать уникальную идею 28% Желание больше зарабатывать 19% Неудовлетворенность текущей работой 8% Желание работать по свободному графику 6% Безработица Источник: Shell LiveWIRE Young Entrepreneurs of the Year Awards, Finalists Report 2004, процитировановгазете«Financial Times», 9 ноября 2004 г., с. 8.

 

 

И все же им предстоит преодолеть еще не одно серьезное препятствие. Студентов учат, как обезопасить себя от рисков: выбрать хорошую школу, добиться высоких результатов в учебе, поступить в хороший университет, устроиться на работу в хорошую компанию, вступить в правильные общественные организации, наладить полезные связи. Основной посыл: чем меньше рисков в твоей жизни, тем более успешным ты будешь. «Сейчас, к сожалению, патологическая склонность избегать всего [сложного] является нормой», — утверждает Люси Келлауэй108. Так, 28 марта 2006 г. около двух миллионов студентов вышли на улицы французских городов с демонстрациями против предложенного французским правительством законопроекта об отмене «контракта первого найма»(contrat première <ДИАКР.!!!> embauche)[59]:109. Это совсем не похоже на шаг в поддержку предпринимательства. Работа в крупной корпорации может оказаться еще более рискованной, чем работа на себя из-за шанса получить увольнение вне зависимости от результатов труда. Предприниматель же сам строит свою жизнь и контролирует риски.

Институт предпринимательства существует в большинстве стран, причем не только в США, но и в Европе, Азии и Латинской Америке. По мнению авторов, его становление стимулируется многими крупными корпорациями, в том числе через программы поддержки техностартеров. Компания Royal Dutch Shell успешно реализует программу LiveWire, направленную на помощь техностартерам по всему миру, а также внутрикорпоративную программу грантов GameChanger для предпринимателей из числа сотрудников. DSM предоставляет в распоряжение начинающих предпринимателей инфраструктуру собственного научно-исследовательского кампуса в Гелене (Нидерланды), а PhilipsElectronics создала бизнес-инкубатор на базе кампуса высоких технологий в Эйндховене (Нидерланды), где начинающим предпринимателям доступна современная материально-техническая база. И этот перечень можно дополнить множеством других примеров.

Как уже было отмечено в главе 4, крупные корпорации открывают собственные научно-исследовательские центры, чтобы обеспечить обмен знаниями с другими (даже конкурирующими) компаниями, организовать поддержку инноваторов и стимулировать продажи ноу-хау. Университеты большинства стран, пусть и нерешительно, также следуют этой тенденции. Программы MBA подвергаются критике, их упрекают в неспособности готовить менеджеров высшего звена с квалификацией, соответствующей реалиям современного мира110; низкий уровень подготовки называется в качестве причины ряда корпоративных скандалов, в том числе краха Enron[60].

Для быстрого взлета по карьерной лестнице разумнее начать собственное дело, продать его спустя несколько лет, а затем прийти на работу в корпорацию на руководящую должность. Для тех, кто принимает такое решение, предпринимательство — не столько дело всей жизни, сколько быстрый способ попасть в топ-менеджеры. Ведь корпорации гораздо удобнее нанять бывшего предпринимателя, который проявил себя в рыночных условиях и знает все нюансы предпринимательства, чем прилежного обладателя диплома MBA, который может быть хорошим аналитиком, но не обязательно обладает лидерскими способностями и деловой хваткой.

В студенческой среде, как правило, мало убежденных предпринимателей, которые готовы начать собственное дело невзирая ни на что, в то время как процент студентов со слабыми склонностями к предпринимательской деятельности или их полным отсутствием довольно высок. Между этими двумя группами находятся потенциальные предприниматели — люди, которые могут стать предпринимателями при благоприятных условиях или получив соответствующую возможность.

Потенциальные предприниматели становятся во главе бизнеса по разным причинам, например, приняв руководство семейным предприятием, если у владельца нет наследников. Возможен и альтернативный вариант карьеры, когда они находят работу в сфере консультирования либо в венчурном фонде. Главное же заключается в том, что потенциальные предприниматели должны быть достаточно информированы, чтобы сделать осознанный выбор. Это основа авторского подхода обучения предпринимательству, о котором рассказано в Приложении 2. Ознакомительные программымогут успешно проводиться и вне университета. Например, уже в первый год существования подобной программы в Польском агентстве по развитию предпринимательства поступило около 6000 заявок — гораздо больше, чем ожидалось.

Влияние техностартеров

С 1997 г. международная группа исследователей, возглавляемая учеными из Бэбсон-колледжа, штат Массачусетс (США), и Лондонской школы бизнеса (Великобритания) анализирует предпринимательскую деятельность в 34 странах мира111. В рамках проекта Глобального мониторинга предпринимательства (GEM) собираются статистические данные и выявляются взаимосвязи между предпринимательской деятельностью и ростом национальной экономики. С этой целью в отчетах GEM выведен индекс предпринимательской активности (TEA) — процентное соотношение взрослого населения в возрасте от 18 до 64 лет, активно вовлеченного в становление нового бизнеса или являющегося его собственником-управляющим, ко всему трудоспособному населению. Результаты исследований в 2004 г. показали, что среди трудоспособного населения исследуемых стран (в общей сложности — 566 миллионов человек) 73 миллиона составляют предприниматели (численность населения этих стран в возрасте от 18 до 64 лет равнялось 784 миллионам человек). Усредненный индекс TEA равен 9,3% и колеблется от 1,5% в Японии до 40% в Перу. В США индекс TEA составляет 11,3%, в Великобритании — 6,3%, а в Германии — 4,5%. По данным отчета GEM, в 2004 г. 65% предпринимателей в пределах исследуемой выборки были «добровольными предпринимателями» (осознанно выбравшими карьеру в бизнесе), в то время как остальные 35% — предпринимателями «по необходимости» (выбор в пользу предпринимательства из-за отсутствия других возможностей получить подходящую работу). Если верить отчету, мужчины вдвое чаще основывают собственное дело, чем женщины. В большинстве своем предпринимательской деятельностью занимаются молодые люди в возрасте 25–34 лет, независимо от уровня дохода в стране. Само собой разумеется, эти данные в разных странах значительно отличаются.

Индекс TEA является обобщенным показателем, включающим и начинающих предпринимателей, в том числе техностартеров. Однако в том же отчете говорится, что только 3% стартапов можно отнести к бизнесу с высоким потенциалом, то есть «бизнесу, который, скорее всего, будет иметь небольшое число конкурентов, намерен выпускать на рынок инновации и использует передовые технологии». Скорее всего, именно этой цифрой, со статистической погрешностью, можно определить количество техностартеров. В категорию бизнеса с высоким потенциалом попали компании «нарождающихся предпринимателей» (предпринимателей, которые находятся в процессе создания фирмы в рассматриваемом году) и «молодые компании» (руководство которых выплачивает заработную плату сотрудникам в течение более трех месяцев, но менее трех с половиной лет). К сожалению, отчеты не содержат данных, с помощью которых можно было бы разграничить эти две категории. Тем не менее общее количество техностартеров и молодых предпринимателей в 34 охваченных исследованием странах составляет приблизительно 2,2 миллиона человек или — еще более приблизительно — почти 3% взрослого населения. Это означает, что техностартеры не такое уж редкое явление: на самом деле их довольно много.

Роль университетов

Техностартеры представляют ценность для университетов по двум причинам. Первая — это роль, которую они играют в процессе обмена знаниями (карусели ноу-хау), в центре которого находятся университеты третьего поколения. Работая с материальной базой крупных предприятий и независимых исследовательских институтов, техностартеры таким образом вносят вклад в развитие научно-технического центра и, соответственно, увеличивают конкурентоспособность университета. Техностартеры незаменимы при реализации третьей цели университетов третьего поколения — коммерциализации ноу-хау.

Благоприятные условия работы для начинающих предпринимателей привлекут лучших студентов, что немаловажно в эпоху конкуренции между университетами за самых одаренных. Вторая причина состоит в том, что техностартеры обеспечивают неоценимый вклад в экономику за счет создания новых рабочих мест, требующих высокой квалификации, тем самым нивелируя сокращение занятости в сфере массового производства. Для того чтобы компенсировать потерю рабочих мест в крупных компаниях, миру ежегодно необходим приблизительно миллион стартапов. Для того, чтобы снизить уровень безработицы в 2003–2008 гг. миру требовалось, по грубой оценке, 2 миллиона предпринимателей112.

Университеты могут это обеспечить. Впервые оказываемое ими влияние раскрывается в ставшем легендарном Отчете банка BankBoston113. Проведенное исследование показало, что если бы компании, основанные выпускниками и преподавателями Массачусетского технологического института, объединились в отдельное государство, то по уровню полученного от их деятельности дохода оно оказалось бы на 24 месте в списке крупнейших экономик мира. В 1997 г. около 4000 компаний, имеющих отношение к Массачусетскому технологическому институту, расположенных в разных странах мира, имели в своем штате 1,1 миллиона работников и годовой объем продаж, равный сумму 232 млрд долларов США. Это приблизительно эквивалентно ВВП в размере 116 млрд долларов США, что сопоставимо с ВВП ЮАР или Таиланда в 1996 г. Исследование показало, что MIT «импортирует» предпринимателей, так как многие компании были учреждены не Массачусетским технологическим институтом, а теми, кто приехал в Массачусетс в расчете на преимущества, которое давала близость к университету.

Компании, связанные с Массачусетским технологическим институтом, представляют собой нетипичное явление для экономики в целом; они тяготеют к наукоемким исследованиям, занимаются разработкой программного обеспечения, производством (электронное оборудование, биотехнологии, приборы и механизмы) или консалтингом (архитектура, бизнес, инженерные разработки) и используют передовые технологии. Они склонны к росту, экспортируют результаты своей деятельности и при этом испытывают потребность в опытных специалистах.

Каждый год вокруг Массачусетского технологического института образуется более 150 новых компаний. Из них только 106 насчитывают в своем штате 1000 и более сотрудников: они и создают около 90% рабочих мест. Аштат 17 компанийимеютв 10 000 иболеесотрудников: срединихHewlett-Packard, RockwellInternational, RaytheonCo., McDonnellDouglas, DigitalEquipmentCo., TexasInstruments, CampbellSoup, Gillette, IntelиNationalSemiconductor. Некоторые из них прошли через слияния и только 6 из 17 имели штаб-квартиру в Массачусетсе.

Отчет банка BankBoston наглядно продемонстрировал, что высокоразвитые технологические университеты могут принести большую экономическую выгоду как своему региону, так и всей стране. Не вызывает удивления, что феноменом Массачусетского технологического института и Стэнфордского университета интересуются в других странах и пытаются повторить их успех.

«Создание рабочих мест не самоцель. Следует понимать, что с международной конкуренцией можно справиться только посредством вывода на рынок новых товаров. Из-за открытых рыночных систем и глобализации в стране [в Германии] товары массового потребления будут производиться все реже и реже… Дальнейший экономический рост возможен только благодаря инновациям, а рост означает создание новых рабочих мест… Многие предприятия обанкротились из-за того, что уделяли внимание исключительно контролю затрат… Наша страна всегда будет дорогой. Поэтому мы должны вернуться на передовую технического прогресса».

Это заявление сделаны Людольфом фон Вартенбергом, президентом Федерального союза германской промышленности114 (главной ассоциации работодателей Германии), и оно как нельзя лучше характеризует дилемму, с которой столкнулось большинство стран Запада. Массовое производство смещается в сторону Восточной Европы и Азии, тем самым создавая у развитых индустриальных стран необходимость в переходе к новым, инновационным производствам с высокой добавленной стоимостью.

По словам г-на фон Вартенберга, этот процесс требует времени. Хотя по большей части инновационной деятельностью будут заниматься существующие крупные предприятия, многие ожидают, что именно техностартеры заполнят пустые ниши в разных областях экономики и создадут новые рабочие места115. По всему миру начинает действовать множество финансируемых правительством или Европейским Союзом программ116, нацеленных на создание новых компаний преимущественно в тех сферах, где особо остро ощущается нехватка рабочих мест вследствие сворачивания массового производства117.

Могут ли техностартеры оправдать эти надежды? Глядя на такие технологические компании, как Intel, Dell, Apple, Sun, Amazon, eBay, Google и прочие, которые со временем превратились в структуры с объемами продаж, уровнем дохода и количеством рабочих мест, не уступающими показателям крупнейших представителей традиционных индустрий, возникает искушение ответить «да». Однако экономический анализ говорит о том, что шансы техностартера пополнить ряды крупнейших мировых игроков так же низки, как у юного футболиста-любителя — стать вторым Марадоной[61] или Кройфом[62].

С удивлением обнаружив полное отсутствие исследований на тему экономического влияния предпринимательства на состояние традиционных отраслей экономики, исследователи из проекта GEM осуществили попытку установить связь между предпринимательской деятельностью и экономическим ростом государства118. Наблюдая корреляцию между индексом TEA и экономическим ростом, они обнаружили обратную зависимость меду ними в относительно бедных странах и прямую — в относительно богатых. Этот неожиданный результат можно объяснить тем, что доля техностартеров в индексе TEA невелика, а его высокий показатель в бедных странах говорит о недостаточном количестве крупных предприятий, в то время как небольшие компании редко имеют высокий потенциал роста.

Университеты могут стать источником немалых доходов и сами получать значительную выгоду — например, оказывая поддержку техностартерам или учреждая новые компании (спин-ауты). Создание спин-аутапредпочтительнее, если университет хочет контролировать бизнес-процессы или если продажа собственно разработки (либо лицензии на нее) является не самым лучшим вариантом. В этом случае университет ищет предпринимателя для создания компании. Необходимо помнить о двух отличающихся друг от друга механизмах создания предприятия: «снизу вверх», когда инициатива исходит от отдельных лиц, и «сверху вниз», когда инициатива исходит от руководства университета. Оба эти механизма предусматривают разную структуру прав собственности и распределения имущественных прав.

В любом случае продажа лицензий, консультирование, научные исследования на договорной основе и поступления в фонды целевого капитала будут приносить непосредственный доход. Непрямая выгода определяется тем имиджем, который университет имеет в глазах студентов с предпринимательской жилкой, преподавателей и представителей отрасли — отрасли, которую он помогает развивать. В результате создается возможность для формирования сильной региональной сети наукоемких предприятий и учреждений, из чего университет, будучи ее непосредственным центром, может извлекать выгоду.

Выводы

Объектом изучения этой главы являются техностартеры, студенты или преподаватели, которые основали собственную технологическую компанию.

· Техностартеры — оптимистичные, настойчивые и влюбленные в свое дело люди, которые более заинтересованы в развитии собственного бизнеса, нежели в работе по найму. Предпринимательство становится все популярнее, и не только в развитых странах. Предпринимательская деятельность вызывает позитивное отношение, во многих государствах она стимулируется и поощряется.

· Множество техностартеров являются выпускниками технологических университетов или бизнес-школ. Растущее число технологически ориентированных компаний и независимых научно-исследовательских институтов оказывает поддержку «выделившимся» техностартерам, которые более не считаются дезертирами.

· Техностартеры — инноваторы; они создают ценность путем вывода на рынок оригинальной идеи или изобретения. При этом роль самой идеи или изобретения в процессе создания ценности вторична.

· Техностартеры имеют колоссальное значение для экономики страны. Если все компании, созданные совместно с Массачусетским технологическим университетом, рассматривать как отдельное государство, то его экономика была бы сравнима с экономикой Таиланда или ЮАР.

· Хотя точное количество техностартеров в мире неизвестно, по приблизительному подсчету они составляют около 3% трудоспособного населения.

· Университеты стимулируют появление техностартеров и по экономическим соображениям, и стремясь предоставить растущему числу студентов возможность проявить себя, и в попытке увеличить собственную конкурентоспособность, поскольку техностартеры являются бесценной составляющей карусели ноу-хау, центром которой становятся ведущие университеты.

· Университеты не только поддерживают техностартеров, но и создают новые компании, используя собственное ноу-хау. Университеты могут получать существенный доход от лицензий, консалтинга и заказных научных исследований, а также вкладов в фонды целевого капитала, выделяемых компаниями, которые были созданы либо ими непосредственно, либо при их поддержке.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: