Урок 9. Упаковка для мелочей
Тип урока: изучение нового материала | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с видами упаковок, конструкциями, их назначением; способствовать формированию умений преобразовывать развертку (достраивать, изменять размеры и форму); содействовать развитию навыков выполнять расчет размеров упаковок и их разверток; совершенствовать умения изготавливать упаковки для мелочей из разверток разных форм с расчетом необходимых размеров | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся с видами упаковок, конструкциями, их назначением; научатся формулировать требования к упаковкам (к конструкциям и материалам); преобразовывать развертку (достраивать, изменять размеры и форму); выполнять расчет размеров упаковок и их разверток; подбирать материалы и способы оформления; использовать ранее освоенные знания и умения при изготовлении упаковки для мелочей из разверток разных форм с расчетом необходимых размеров | Метапредметные: | Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла;понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда |
познавательные – наблюдать и сравнивать особенности рекламных продуктов, конструкций коробок, способов изготовления объемных упаковок; решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (способы построения форм разверток, расчета их размеров, способы изготовления замков, оформления, подбор материалов и др.); регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; коммуникативные – обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки | ||
Образовательные ресурсы: учебник (с. 32–35); контрольно-оценочные листы; образцы упаковок, образцы изделий; чертежные инструменты, клей, ножницы, картон, цветная бумага |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | ||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. – Тема урока «Упаковка для мелочей». – Определите цели урока, используя опорные слова на слайде | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке мы… | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Строить речевое высказывание в устной форме | ||||||||||||||||||||||||||
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами | Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. Демонстрирует приемы работы с инструментами и приспособлениями.
– Прочитайте ребус. (Упаковка.)
![]() | Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, находят информацию о приемах работы, после чего активно наблюдают за демонстрацией учителя приемов работы с инструментом и приспособлениями. – Упаковка – это материал, в котором хранят, перевозят, покупают товары. Используя Интернет, справочники, знакомятся с историей появления упаковки. 2500 г. до н. э. – стекло появляется в Вавилоне. 500 г. до н. э. – деревянные бочки в Галлии. 105 г. н. э. – бумагу в Китае добывали из различных источников (папирус, шкуры овец и коз, тряпье, текстиль и др.). XVIII век – текстильные мешки. 1810 г. – консервные банки разработал французский мастер Николас Апперт, по заданию Наполеона. 1825 г. – появление алюминия. 1850 г. – появляется фольга, обертка для шоколада «Cadbury», состоящая из внутреннего слоя – фольги и внешнего – бумажного. 1907 г. – первые пластмассы в Германии. 1911 г. – изобретение целлофана в Швейцарии. 1933 г. – англичане создают полиэтилен. 1935 г. – баночные напитки появляются в широкой продаже в США. 1930-е гг. – деревянные ящики в СССР. 1942 г. – появление ПЭТ в Англии. 1952 г. – упаковка «Тетра-Пак» из ламинированной бумаги. 1960 г. – появляются фильтрующие пакетики для чая. | Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками | ||||||||||||||||||||||||||
– Рассмотрите в учебнике рисунки различных упаковок. Что можно хранить в этих упаковках? | – В глиняном кувшине можно хранить молоко, в картонной коробке – хрупкие предметы, в пластиковой бутылке – воду, в фарфоровой шкатулке – украшения, в стеклянной бутылке – сок. | ||||||||||||||||||||||||||||
– Каким требованиям должна отвечать современная упаковка? | – Современная упаковка должна быть удобная, прочная, экологичная | ||||||||||||||||||||||||||||
III. Практическая (самостоятельная) работа обучаю-щихся. Включение нового в актив-ное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж | Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений). – Рассмотрите в учебнике конструкции различных упаковок в свернутом или развернутом виде, найдите развертку каждой упаковки. | Работают в группе. Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность. – Первой упаковке соответствует развертка под буквой г. данная упаковка выполнена в форме пирамиды, в основании которой – квадрат. – Второй упаковке соответствует развертка под буквой в. Данная упаковка имеет форму треугольной призмы. – Третьей упаковке соответствует развертка под буквой а. Данная упаковка имеет форму цилиндра. – Четвертой упаковке соответствует развертка под буквой б. Данная упаковка имеет форму прямоугольной призмы. | Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата | ||||||||||||||||||||||||||
– Как можно оформить и использовать разные упаковки? Что можно упаковывать в эти коробки? Решите, кому вы хотите подарить свой подарок. Сделайте для него красивую упаковку. Продумайте назначение своей упаковки, ее конструкцию, сюжет, сделайте эскизы. Уточните размеры, выберите основной материал и материал для отделки. – С помощью какого приема легко выполнять сгибание картона? – Что нужно изменить в развертке коробки, чтобы сделать ее более высокой? – Можно ли изготовить развертку коробки-упаковки вместе с фигурами оформления? | – Оформить упаковки можно с помощью аппликации. | ||||||||||||||||||||||||||||
– Составьте технологическую карту изготовления упаковки | Составляют технологическую карту изготовления упаковки: 1. Выполнить развертку коробки-упаковки. 2. Согнуть картон и склеить коробку-упаковку. 3. Вырезать детали для оформления и декора коробки-упаковки. 4. Приклеить детали аппликации. 5. Проверить изделие на практике | ||||||||||||||||||||||||||||
IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест | Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. Организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Какое изделие вы выполняли на уроке? – Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? – Какой способ работы с картоном и бумагой использовали? – Расскажите, как вы работали над созданием упаковки. Что делали вначале? Что потом? – Какие еще конструкции упаковок можно выполнить? дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось. – Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа (Ф. И. учеников). – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. | Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.
На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.
Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.
Отвечают на поставленные вопросы.
Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят вкарточку контроля:
| Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку. Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов. | ||||||||||||||||||||||||||
Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными | Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской | Оценивать качество уборки рабочих мест | |||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание | Рассмотреть разновидности упаковок | Планировать самостоятельную работу |