Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.




Пояснения 5

Задание 1

Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

Ре(т/д)кая волна бе..шумно стучит..ся (в)берег(4). Шлёпн..т потом возвращает..ся вспять(1). Подождёт и снова тащ..т гравий обратно. Сер..бристо-ч..рное небо сплошь з..сыпано августовск..ми(3) звёздами. Млечный Путь выр..стает(2) над головой руслом небес..ной реки. Небо отражает..ся (в)море. Ты лежиш.. на тёплой гальке. Подним..ш.. голову (в)небо и не поймёш.., где верх, а где низ. Будто в..сишь ср..ди звёз..ной бездны. (По)всем напр..влениям кат..тся вспыхивают падающие звёзды. В бурьяне тр..щ..т сверч..ки и где-то очень д..леко ла..т собаки.

Снач..ла каж..тся, что звёзды неп..движны. Но нет. Присмотр..шься — и видно, что весь небес..ный свод медленно пов..рачивается. Одни звёзды опускают..ся за дачи. Другие, новые, во..ходят на небосклон.

(По В. Катаеву)

Пояснение.

Редкая волна бесшумно стучится в берег. Шлёпнет, потом возвращается вспять. Подождёт и снова тащит гравий обратно. Серебристо-чёрное небо сплошь осыпано августовскими звёздами. Млечный Путь вырастает над головой руслом небесной реки. Небо отражается в море. Ты лежишь на тёплой гальке. Поднимешь голову в небо и не поймёшь, где верх, а где низ. Будто висишь среди звёздной бездны. По всем направлениям катятся, вспыхивают падающие звёзды. В бурьяне трещат сверчки, и где-то очень далеко лают собаки.

Сначала думаешь, что звёзды неподвижны. Но нет. Присмотришься — и видно, что весь небесный свод медленно поворачивается. Одни звёзды опускаются за дачи. Другие, новые, восходят на небосклон.

 

Задание 2

Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:

(1) — фонетический разбор;

(2) — морфемный разбор;

(3) — морфологический разбор;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Пояснение.

Фонетический разбор

вспять(1)

в — [ф] — согласный, глухой, твёрдый

с — [с] — согласный, глухой, твёрдый

п — [п']— согласный, глухой, мягкий

я — [а] — гласный, ударный

т — [т'] — согласный, глухой, мягкий

ь — не обозначает звука

6 букв, 5 звуков, 1 слог

Морфемный разбор (по составу)

вырастает(2)

вы- — приставка

-раст- — корень

-а- — суффикс

-ет — окончание

Морфологический разбор

Августовскими(3) (звёздами)

1) августовскими (звёздами) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: звёзды (какие?) августовские;

2) начальная форма — августовский; во множественном числе, в творительном падеже;

3) в предложении является определением.

 

Синтаксический разбор

Редкая волна бесшумно стучится в берег(4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.

Грамматическая основа: волна (подлежащее), стучится (сказуемое).

Второстепенные члены предложения: (волна) редкая — определение; (стучится) в берег — обстоятельство (допустимо: дополнение); (стучится) бесшумно — обстоятельство.

 

Задание 3

Поставьте знак ударения в следующих словах:

алфавитный, каучук, квартал, начаться

Пояснение.

алфавИтный, каучУк, квартАл, начАться

 

Задание 4

Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.

Ребята катаются с горки на лыжах и санках.

Пояснение.

1) Обозначение частей речи в предложении:

2) Обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), частица.

Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие.

 

Задание 5

Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) Возьмите меня с собой ребята

2) Так нам завтра к восьми приезжать уточнила Настя

3) Мне сказали что автобус будет только через час

4) Дом возведён пока до второго этажа но по словами строителей его закончат через месяц

Пояснение.

1) Расставим знаки препинания:

«Так нам завтра к восьми приезжать?» — уточнила Настя.

2) Составим схему:

«П?» — а.

Примечание:

В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание - собственно прямая речь.

 

Задание 6

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) В буфете стояли красивые чашки и блюдца.

2) Стволы сосенок обросли серебристым мхом.

3) Помнишь Мария этот старый дом?

4) Таня любит читать стихи и рассказы.

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

1) В бу­фе­те сто­я­ли кра­си­вые чашки и блюд­ца. - Запятые не нужны: однородные подлежащие соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

2) Ство­лы со­се­нок об­рос­ли се­реб­ри­стым мхом. - Запятые не нужны.

3) Пом­нишь, Мария, этот ста­рый дом?- С двух сторон выделяется обращение «Мария».

4) Таня любит чи­тать стихи и рас­ска­зы. - Запятые не нужны: однородные дополнения соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

Ответ: 3) Пом­нишь, Мария, этот ста­рый дом?- С двух сторон выделяется обращение «Мария».

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

 

Задание 7

Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) В лесу и на полях всё было занесено снегом

2) Я стал посещать музеи и читать книги

3) В Сибири я любовался дремучими лесами и бездонными озёрами

4) Пошёл дождь и озеро покрылось пузырями от капель

Пояснение.

Расставим знаки препинания.

1) В лесу и на полях всё было за­не­се­но сне­гом. - Запятые не нужны: однородные обстоятельства соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

2) Я стал по­се­щать музеи и чи­тать книги. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

3) В Си­би­ри я лю­бо­вал­ся дре­му­чи­ми ле­са­ми и без­дон­ны­ми озёрами. - Запятые не нужны: однородные дополнения соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.

4) Пошёл дождь, и озеро по­кры­лось пу­зы­ря­ми от ка­пель. - Запятая между частями сложного предложения.

Ответ: 4) Пошёл дождь, и озеро по­кры­лось пу­зы­ря­ми от ка­пель. - Запятая между частями сложного предложения.

Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.

Текст 2

(1)У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. (2)Нина самая маленькая: ей девять лет. (3)Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. (4)Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. (5)Все к этому привыкли и стараются не замечать. (6)Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? — рука её дрожит ещё сильнее. (7)Несёт ложку бабушка — ложка дрожит, капельки на стол капают.

(8)Скоро день рождения Нины. (9)Мать сказала, что на её именины будет обед. (10)Она с бабушкой испечёт большой сладкий пирог. (11)Пусть Нина пригласит своих подруг.

(12)Пришли гости. (13)Мама накрывает стол белой скатертью и ставит на скатерть пирог. (14)Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у неё рука дрожит. (15)Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

(16)Нина сказала тихонько маме:

— (17)Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится...

— (18)Почему? — Удивилась мама.

— (19)У неё рука дрожит... (20)Подружки смеяться будут...

(21)Мама побледнела. (22)Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

(23)Потом мама долго сидела молча и наконец сказала:

— (24)У нас сегодня бабушка больна. (25)Именинного обеда не будет. (26)Поздравляю тебя, Нина, с днём рождения. (27)Моё тебе пожелание: научись уважать старость! (28)Стыдно её не уважать.

(По В.А. Сухомлинскому)

Задание 8

Определите и запишите основную мысль текста.

Пояснение.

Основная мысль текста:

Нельзя стыдиться старости. (ИЛИ: Старость нужно уважать).

Основная мысль текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

Задание 9

Какой факт в тексте свидетельствует о том, что бабушка хочет сделать приятное Нине ко дню рождения? Запишите ответ.

Пояснение.

Ответ может быть сформулирован так:

Бабушка с мамой испекли Нине на день рождения сладкий пирог.

Ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

 

Задание 10

Определите, какой тип речи представлен в предложениях 21—23 текста. Запишите ответ.

Пояснение.

В предложениях представлено повествование. Повествование – это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.

Ответ: повествование

 

Задание 11

В предложениях 23—27 найдите слово со значением «относиться с почтением». Выпишите это слово.

Пояснение.

В предложении 27 есть слово «уважать», которое имеет значение «относиться с почтением».

Ответ: уважать

 

Задание 12

В предложениях 7—11 найдите антоним к слову «маленький» и выпишите его.

Пояснение.

Антонимы - это слова с противоположным значением.

В предложении 10 есть слово «большой», которое является антонимом к слову «маленький».

Ответ: большой

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: