Исходные данные.
Таблица 1
№ п/п | Наименование | Обозначение | Величина | Ед.Измерения |
Полное водоизмещение | D | т | ||
Дейдвуд | Dw | т | ||
Эсплуатационная скорость проетируемого судна | Vэ | уз | ||
Длина судна между перпендикулярами | Lпп | м | ||
Ширина на миделе | B | м | ||
Расчетная осадка | T | м | ||
Высота борта | Hб | м | ||
Коэффициент общей полноты | Kоб | 0,72 | - | |
Сопротивление движения судна на заданной скорости | R | кН | ||
Мощность СЭС | Pэл | кВт | ||
Экипаж | Zэк | Чел. | ||
Дальность плавания | Lпл | мили |
Принятые сокращения.
ВРШ – винт регулируемого шага
ГД – главный двигатель
ГМН – главный масляный насос
ГНПВ – главный насос пресной воды
ГНЗВ – главный насос забортной воды
ДВС – двигатель внутреннего сгорания
ДГ – дизель-генератор
МДМ – максимальная длительная мощность
МО – машинное отделение
МОД – малооборотный двигатель
ПК – пропульсивный комплекс
ОДР – облость допустимых номинальных режимов
СЭС – судовая электростанция
УК – утилизационный котел
Выбор ГД.
Определение эффективной мощности судна.
Эффективная мощность судна определяется по формуле:
0,514 ∙ R∙Vэ
Ne=KN ∙ ήПР∙ ήВП ∙ ήПЕР
Где: KN – коэффициент запаса мощности, KN=1,1 … 1,15,принимает KN = 1,12;
0,514 – переводной коэффициент скорости из узлов м/с;
R – буксировочное сопротивление (задано),кН;
Vэ – эксплуатационная,расчетная скорость судна (задано)уз.;
ήПР=0,64 … 0,7 – пропульсивный коэффициент, то принимаем ήПР=0,69;
ήВП =0.98 … 0,99 КПД валопровода ήВП=0,985;
ήПЕР – КПД передачи.Для прямой передачи принимаем ήПЕР=1.
|
0,514∙400∙14
Ne=1,12∙0,69∙0,985∙1 =4743 кВт
Принимает Ne=4740 кВт
Для обеспечения пропульсивного коэффициента рассмотрим предельные значения эффективной мощности:
0,514∙R∙Vэ
Nemin=KNmin ∙ήПРmax∙ήВПmax∙ήПЕР
0,514∙400∙14
Nemin=1,1∙ 0,7 ∙ 0,99 ∙ 1 =4670 кВт;
0,514∙R∙Vэ
Nemax=KNmax ∙ ήПРmin ∙ ήВПmin ∙ ήПЕР
0,514∙400∙14
Nemax=1,15 ∙ 0,64 ∙ 0,98 ∙1=5280 кВт
Пренимаем среднее значение коэффициентов:
0,514∙400∙14
Ne=1,12 ∙ 0,66 ∙ 0,985∙1=4960 кВт
Определение оптимального числа оборотов гребного винта.
Оптимальное число оборотов гребного винта определяется из соотношения:
Дв∙ nопт=11,8 ∙ P или
11,82∙P
Nопт= Дв
Где, P – упор винта,кН;
R
P = 1- t
Где: R – буксировочное сопротивление,kH;
t – Коэффициент проскальзования t = 0,2… 0,22, принимаем t=0,2
P=1-0,2 =500 kH
Дв – диаметр винта,м.
Двmax=kв∙ T,м.
Где кв – коэффициент для одновинтовой установки кв=0,65… 0,75,если нет специальных обводов,что требует специальных расчета гребного винта.
Т – осадка,м.
Двmax(min)=0,65∙8,0=5,2 м
Двmax(max)=0,75∙8,0=6,0 м
По двум значениям определяем число оборотов гребного винта nопт:
11,8∙ P
Nопт(min)= Дв
11,82∙ 500
Nопт(min)= 6,0 = 86,6 об/мин
11,82∙ P
Nопт(max)= Двmax(min)
11,82∙ 500
Nопт(max)= 5,22 = 115,2 об/мин
Имеем Nemin=4670 кВт nопт(min)=86,6 об/мин
Nemax=5280 кВт nопт(max)=115,2 об/мин
Выбор марки ГД.
Подбираем подходящие типы двигателей по цилиндровой мощности и частотам вращения:
1. 4 цилиндровый S50MC – Nц=1430 кВ,N = 5720 кВт, n = 127/95 об/мин.
2. 4 цилиндровый S50MC – C – Nц=1580 кВ,N = 6320кВт, n = 127/95 об/мин.
|
3. 4 цилиндровый S46MC – Nц=1331кВ,N = 5244,n = 129/108 об/мин.
Для дальнейшего анализа строим мощностную характеристику для каждого двигателя.
Таблица 2
N п/п | Наименование | Обозначение | Форму-ла | Ед. изм. | 4цил. S-50MC | 4цил. S-50MC-C | 4 цил. S46MC |
Мощность в точке 1(режим МДМ)n1=nmax | N1 | N1=z∙Nц | кВт | ||||
Частота на режиме МДМ | nmax | задано | Об/мин | ||||
Частота на нижней границе режима(ОДР) | nmin | задано | Об/мин | ||||
Среднее эффективное давление на режиме МДМ | Pemax | задано | бар | ||||
Среднее эффективное давление на нижней границе ОДР | Pemix | задано | бар | 11,5 | 12,2 | 15,2 | |
Мощность в точке 2(n2=nmax) | N2 | Pemin N1∙Pemax | кВт | ||||
Мощность в точке 3(n3=nmix) | N3 | nmin N1∙nmax | кВт | ||||
Мощность в точке 4 (n4=nmix) | N4 | nmin N2∙nmax | кВт |
Ne Ne
Рассмотрим отношения: N1=Nmax
Ne 4740
Для S50MC N1=5720=0,83
Ne 4740
Для S50MC-C N1=6320=0,75
Ne 4740
Для S46MC N1=5244=0,90
На рисунке 1 представлены диапазоны допускаемых режимов МДМ агрегатов МОД.В любой точке внутри области,ограниченной линиями 1-2-3-4,могут располагаться режимы максимальной длительной мощности этих двигателей. Внутри этих диапазонов гарантируется надежная работа с утановленными характеристиками энергетической эффективности.
Рассмотрим массогабаритные парметры.
Таблица 3
№ п/п | наименование | Обозначение | Единица измерения | S50MC | S50MC-C | S46MC |
Масса сухого двигателя | - | т | ||||
Длина двигателя | L | м | 5,73 | 5,81 | 4,66 | |
Ширина двигателя | B | м | 2,95 | 3,15 | 2,924 | |
Высота двигателя | H | м | 8,26 | 7,88 | 7,89 | |
Высота ремонтная Для двигателя | Нрем | м | 9,89 | 10,04 | 9,59 |
|
По удельному расходу топлива
Таблица 4
№ п/п | Наименование | Обозначение | Единица измерения | S50MC | S50MC-C | S46MC |
Удельный расход топлива | ве | Кг/кВт∙час | 0,171 | 0,171 | 0,174 | |
Удельный расход топлива в час | B | т/ч | 0,81 | 0,81 | 0,83 | |
Удельный расход Топлива на 6000 мили B∙L Bp= V | Bp | т |
Результаты сравнения показателя ДВС:
По мощностной характеристике:
-при применении двигателя S46MC необходимо увеличить число оборотов гребного винта, что приведет к эффективной мощности судна, и следовательно увеличение затрат;
- двигатели марки S50MC и S50MC-C наиболее подходят для данного судна.
По массогабаритным показателям:
-масса двигателя марки S50MC – C меньше, чем S50MC на 179-116=63т;
-по габаритным размерам разница незначительная;
-высота борта 11м, следовательно, по габаритам (высоте) все двинатели подходят;
-по удельному расходу топлива двигатели марки S50MC и S50MC-C экономичнее, чем S46MC.
Далее рассматриваем МОД марок S50MC и S50MC-C.
Максимально возможная отбираемая мощность для валогенератора для ДВС S50MC:
NeГmax=Nmax - Ne
N еГ max=5720-4740 = 980 кВт;
На оптимальной частоте вращения nопт=115 об/мин
nопт
Nmax115=Nmax ∙ nmax
Nmax115=5720 ∙ 127=5180 кВт
NВГ115=Nmax115 - Ne
NВГ115=5180-4740=440 кВт
Nэл = NВГ115 ∙ ήперм ∙ ήГ
Nэл=440 ∙ 0,98 ∙ 0,92 = 396 кВт
Можно использовать только приблизительно 350кВт электрической мощности.
Максимально возможная отбираемая мощность для валогенератора для ДВС S50MC-C:
NеГmax=Nmax-Ne
NеГmax=6320-4740=1580 кВт
На оптимальной частоте вращения nопт=115 об/мин
nопт
Nmax115=Nmax ∙ nmax
Nmax115=6320 ∙ 127=5720 кВт
NВГ115=Nmax - Ne
NВГ115=5720-4740=980 кВт
Nэл=NВГ115 ∙ ήпер м ∙ ήГ
Nэл=980 ∙ 0,98 ∙ 0,92=885 кВт
Можно использовать приблизительно 850 кВт электрической мощности, что обеспечивает потребность СЭС 800 кВт.
Окончательно выбираем МОД 4 цилиндровый марки S50MC-C:
- Ne=4740 кВт;
- Nв=115 об/мин;
- Количество лопастей гребного винта zлоп=3,ВРШ
11,8 ∙ P
Dв= nв
11,8 ∙ 400
Dв= 115 = 4,9 м.
Построение винтовой характеристики
Для МОД с прямой передачей мощности можем отметить зависимость частоты вращения гребного винта и мощностью ГД.
При прямой передаче nв=nГД
Ne=ά ∙ (2π ∙ k2∙pв∙ Dв)∙nв
Где: AN=2π∙k2∙pв∙Dв и Ne=ά∙AN∙nв отсюда ά=1 (расчетный режим)
Ne
Nei=ά ∙ nв ∙nв
Ne
AN=nв
AN= 1153 =0,0031166
Для построения винтовой характеристики вычисления сводим в таблицу
Таблица 5
Частота n, об/мин | Мощность Ne,кВт | |||
Л | Р | Т | Ш | |
ά=0,9 (0,8-0,95) | ά=1 | ά=1,3 (1,2-1,4) | ά=1,8 (1,8-2,0) | |
Построение линии постоянной скорости производим по формуле:
ne
Nei=Ne ∙ nв
Для судов с полными обводами(танкер) т=0,3
При nв=95 об/мин Nei=4740 ∙ 115 = 4476 кВт
При nв=108 об/мин Nei=4740 ∙ 115 = 4652 кВт
Строим 10% запас мощности
Nei=1,1 ∙ 4740 = 5214 кВт
Nei=1,1 ∙ 4652=5117 кВт
Строим зону устойчивой работы