Примеры и дополнительная информация




1. Толщина воздушной обо­лочки Земли сравнительно не­велика при сопоставлении с кос­мическими расстояниями. Она составляет l/4 часть радиуса Земли и 1/10 000 часть рас­стояния от Земли до Солнца. Плотность атмосферы на уровне моря 0,001 г/см3, в тысячу раз меньше плотности воды. Масса воздуха в атмосфере достигает 5,15 •1015 т.

2. В атмосферу Земли в ре­зультате человеческой деятель­ности ежегодно выбрасывается 156 млн. т сернистого газа, 60 млн. т оксидов азота. Там, где много промышленных пред­приятий, воздух загрязняется сильнее. Например, в Токио еже­месячно на каждый квадратный километр городской территории выпадает 34 т сажи, в Нью-Йор­ке - 17 т. В Магнитогорске в 1990 г. в мартеновских печах выплавлялось 16 млн. т стали в год, а объем загрязнений, выбра­сываемых в атмосферу, составлял 870 тыс. т в год, или по 20 т в год на душу населения. Только половина выбросов прохо­дила через фильтры, которые улавливали лишь 1/3 ядовитых веществ. 3. С развитием промышлен­ности и транспорта кислород во все больших количествах ис­пользуется на горение. Напри­мер, легковой автомобиль за 1 тыс. км пробега расходует суточную норму кислорода одного человека (в среднем человек в су ки потребляет 500 л О, пропуская через легкие 12 т воздуха' За 1 трансатлантический рейс ее временный реактивный самолете использует 35 т кислорода.
Общие черты правового режима природных ресурсов

Под правовым режимом природных ресурсов понимается совокупность правовых методов и мер регулирования обществен­ных отношений по поводу земли, недр, вод, других природных ресурсов как объектов собственности, пользования и охраны.

Рассмотренные в общей части курса права окружающей среды темы дают достаточно полное представление о правовом регулиро­вании отношений собственности на природные богатства, а также об общих правовых мерах обеспечения их рационального исполь­зования и охраны. Они проанализированы в рамках основных пра­вовых институтов формируемого в России права окружающей среды. Такие институты по своему характеру являются комплекс­ными, так как регулируются нормами, содержащимися не только в законодательстве об окружающей среде, но и в актах иных отрас­лей российского законодательства — административного, граж­данского, предпринимательского и иного.

Общие черты правового регулирования собственности, исполь­зования и охраны природных ресурсов рассмотрены с учетом прин­ципа всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости в природе, в рам­ках интегрированного подхода к регулированию отношений, объ­ектом которых выступает окружающая среда в целом. Природоресурсные акты законодательства, регулируя отношения использо­вания и охраны «своих» природных ресурсов, предусматривают, что при этом должны соблюдаться требования по охране других природных ресурсов и окружающей среды в целом. Данное прави­ло вытекает из ст. 36 Конституции РФ об ограничении свободы реализации полномочий собственника природных ресурсов. Таким образом, достижение целей рационального использования и охра­ны природных ресурсов может быть обеспечено посредством одно­временного и комплексного регулирования соответствующих от­ношений многими как природоресурсными актами, так и актами других отраслей законодательства.

При регламентации использования природных ресурсов и их охраны от вредных воздействий общими являются требования, ка­сающиеся:

• основ регулирования права природопользования, включая регулирование видов природопользования (общего и специ­ального, с учетом целей природопользования и др.), юриди­чески значимых принципов природопользования, субъектов и объектов природопользования, оснований возникновения, изменения и прекращения права природопользования;

• информационного обеспечения природопользования и охра­ны природных ресурсов, относительно прав на информацию о состоянии природных ресурсов, источников правовой инфор­мации, учета и отчетности, кадастров природных ресурсов, мониторинга окружающей среды и отдельных природных ресурсов и др.;

• экологического нормирования и стандартизации в части нор­мирования качества почв, водных объектов, атмосферного воздуха, нормативов использования природных ресурсов и нормативов предельно допустимых воздействий на землю, атмосферный воздух, воды;

• оценки воздействия планируемой деятельности на земель­ные ресурсы, воды, недра, растительные ресурсы, объекты животного мира и выработки при этом специальных мер по их использованию и охране, а также организации и проведе­ния государственной и общественной экологической экспер­тизы. Другими словами, — обеспечения выполнения эколо­гических требований при подготовке и принятии экологичес­ки значимых хозяйственных и иных решений;

• лицензирования и заключения договоров на природопользо­вание и осуществление иной экологически значимой дея­тельности;

• экологической сертификации природных объектов, товаров и услуг;

• экологического аудита;

• осуществления экономических мер обеспечения рациональ­ного природопользования и охраны окружающей среды, включая регулирование планирования и финансирования мероприятий в данной сфере, платы за природопользование, экологическое страхование, меры экономического стимули­рования;

• экологического государственного, ведомственного, произ­водственного и общественного контроля в области рацио­нального использования и охраны земель, вод, недр и иных объектов окружающей среды;

• применения мер дисциплинарной, материальной, админи­стративной, уголовной и гражданско-правовой ответствен­ности за нарушение правил использования и охраны земель, вод, недр, лесов, атмосферного воздуха, объектов животного мира, правил охраны окружающей среды.

Некоторые специфические меры регламентации использова­ния и охраны отдельных природных ресурсов были рассмотрены при характеристике того или другого института права окружаю­щей среды. Например, применительно к экологическому нормиро­ванию или к регулированию лицензирования и заключения дого­воров на право пользования или аренды природных ресурсов.

Другие специфические правовые меры будут рассмотрены в этом разделе с учетом того, что природные ресурсы — земля, воды, атмосферный воздух, растительный мир, объекты животного мира — каждый занимает свое особенное место в природе, свою экологическую нишу. Они же выполняют специфические функции в удовлетворении потребностей человека. Все это предопределяет необходимость дифференцированного подхода к правовому регу­лированию использования того или иного природного ресурса и его охране, с учетом их специфики. К особенностям относится также характеристика юридического понятия того или другого природ­ного ресурса.

При оценке правовой регламентации использования и охраны земель, вод, недр, лесов, атмосферного воздуха, объектов животно­го мира важно знать как общие требования, так и некоторые спе­цифические особенности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: