Учение Эмиля Дюркгейма.
ПЕРВЫЙ СЛАЙД:
В последнюю четверть 19 в. Во Франции прошла волна общественных волнений связанных с революционными настроениями рабочего класса. Клерикально-монархические круги вели борьбу с буржуазными республиканцами
Произошло становление нескольких направлений в социологии:
а) Леплеизм (последователи Ле Пле)
б) Томизм (Абер, Деплуаж, Легран и др.).
в) Позитивизм (Конт)
г) учение Дюргейма
Но ни одно из них не выражало идей революционеров.
Наиболее полное выражение эта концепция нашла в трудах Эмиля Дюркгейма (1858—1917, Франция)
ВУЗ - Высшая Нормальная школе в Париже. Преподавал так же в других учебных заведениях Франции.
Вокруг Дюркгейма объединилась группа его учеников и последователей: Марсель Гране, Селестин Бугле, Жорж Дави, Франсуа Симиан, Поль Фоконне, Морис Хальбвакс, Марсель Мосс и др.
В тесном сотрудничестве с ними Дюркгейм в 1896 г. стал издавать «Социологический ежегодник», оказавший большое влияние на развитие французского обществоведения.
Дюркгейма вдохновляли: Монтескье, Кондорсе, Руссо, Сен-Симона и Конта. Кант, Вуднт
Эмиль Дюркгейм (1858-1917) — французский социолог. Разделяя частично точку зрения позитивизма, он выступал против биологизации социологии Контом. В отличие от марксизма, его теория большее значение придает субъективной составляющей социальной деятельности.
Структура социологии, по мнению Дюркгейма, включает в себя социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию. Социальная морфология, как и анатомия человека, занимается строением общества, его социальными органами (социальные институты, состав населения, его плотность, размещение и т. п.). Социальная физиология изучает социальную жизнедеятельность, се сферы и т. п. В результате возникает ряд отраслевых социологий: социология религии, социология семьи и т. п. Общая (теоретическая) социология устанавливает общие социальные законы функционирования общества.
|
Главные труды Дюркгейма:
Основное произведение Дюркгейма — «Метод социологии» (1898).
«О разделении общественного труда» (1893) «Правила социологического метода» (1895)
«Самоубийство» (1897) Дюркгейм предпринял попытку объединения теоретического под-кода к объяснению этого явления с анализом эмпирических данных, послуживших основой для теоретической гипотезы.
«Воспитание и социология» (1922) «Моральное воспитание» (1925) «Эволюция педагогики во Франции» (1938) «Уроки социологии» (1960) «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). «Социологическая школа» Дюркгейма завоевала прочные позиции во французском обществоведении
В памфлетах «Германия превыше всего» (1915) и «Кто хотел войны?» (191 Дюркгейм возлагал на Германию вину за военные бедствия.
Цели и задачи:
Дюркгейм хотел создать новую идеологию буржуазии, которая имела бы научный характер.
Дюркгейм внес немалый вклад в обоснование политики отделения церкви от государства и школы от церкви
Отвергая революцию, Дюркгейм призывал к организации профессиональных корпораций.
Дюркгейм признавал социализм движением, имеющим большое общественное значение.
При этом различают два аспекта этого понятия:
§ онтологический (учение о бытии, о наиболее общих законах бытия): а) социальная реальность столь же основательна, «реальна», как и другие виды реальности (биологическая, психологическая, экономическая), а потому — развивается в соответствии с определенными законами; б) общество — реальность особого рода, а значит, автономна от других реальностей;
|
§ методологический (вытекает из онтологического): а) поскольку социология — часть природы, то социология в методологическом плане подобна науке о природе, то есть познавательной целью должно быть исследование устойчивых причинно-следственных связей и закономерностей; б) «социальные факты» следует учитывать как вещи (объективные реальности).
Центральная социологическая идея учения Дюркгейма — идея общественной солидарности. Отталкиваясь от двух типов общества — традиционного и современного, он выделяет два типа социальной солидарности:
§ механическая социальная солидарность присуща традиционному обществу. Она основывалась на неразвитости и сходстве составляющих общество моделей. Индивид здесь не принадлежал себе: «Я — это только МЫ». Социальное принуждение выражалось в репрессивных мерах;
§ органическая солидарность порождается общественным разделением труда и основана на разделении индивидов.
Если первая предполагает поглощение индивида коллективом, то вторая предполагает развитие личности, основанное на разделении труда.
Таким образом, разделение труда выступает источником социальной солидарности, а наличие проблем и конфликтов в современном обществе объясняется ученым как простое отклонение от норм, вызванное недостаточной отрегулированностью отношений между главными классами общества.
|
Отвергая необходимость уничтожения классов, Дюркгейм не считал принципиально важным положение о «классовом конфликте», поскольку улучшение судьбы рабочих наступит не само собой как простое следствие реформы общественного устройства.
Дюркгейм рассматривал коммунизм (ранние коммунистические учения) как исключительно моральную доктрину, которой не место в реальности.
Непонимание Дюркгеймом научного социализма объясняется его реформистской позицией.
ВЫВОД
Социально-политическая позиция Дюркгейма носила примирительный и утопический характер. Его усилия как идеолога и теоретика были направлены на поиски третьего пути между клерикальным роялизмом и социализмом, на обоснование социального реформаторства. Поиски эти не увенчались сколь-нибудь серьезными результатами.
Учение об обществе Дюркгейма легло в основу многих современных социологических теорий, и прежде всего — структурно- функционального анализа.