Выделяют следующие ценообразующие факторы[2]:
- Затраты;
- Ценность товара;
- Спрос и его эластичность;
- Конкуренция;
- Государственное влияние
Концепции ценообразования
Существует два основных подхода к ценообразованию: затратный и ценностный[3].
Затратный подход
Затратный подход объединяет группу методов ценообразования, принимающих в качестве отправной точки фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товара. В рамках затратного подхода выделяют определённые методы расчёта цен, а сами цены, определённые таким образом, получили название — «цены с ориентацией на издержки».
В этой группе методов расчёта цен выделяют:
- Прайсинговые методы — в основе лежит принцип «издержки плюс прибыль». В качестве издержек могут использоваться полные, усреднённые, предельные, стандартные или нормативные затраты (полные, усреднённые, предельные затраты связаны с реальным производством; стандартные и нормативные оторваны от производства фирмы, они приняты при нормальных условиях производства — используются, когда нужно ограничить издержки). В качестве прибыли чаще всего берут среднеотраслевую, если иное не определено законодательством (идёт «накидка» на издержки) — есть товары, на которые «накидка» регулируется. Но существуют и другие методы определения прибыли — например, целевая прибыль. Если какое-то предприятие в силу определённой ситуации на рынке может воздействовать на цену (убедить или заставить рынок), то тогда оно может задавать прибыль (по модели «точки безубыточности»).
- Методы поэлементного расчёта цен. Когда используются эти методы, делается расчёт основных категорий затрат (например, прямые расходы на материалы, на заработную плату), а все другие категории затрат рассчитываются в процентах от основных показателей (выбирается показатель самый надёжный или более жёстко связанный с объёмом производства).
- Методы, основанные на установлении фиксированной цены. Эти методы используют, когда существуют стандартные цены (например, в случае стандартной продукции — массового, поточного производства). Работа с фиксированными ценами предусматривает возможность их изменения. Существуют различные методы, наиболее распространённый — корректировка по скользящей шкале. Основой для шкалы может быть, например, изменение стоимости валюты или наступление определённого события (например, инфляция). Особенность метода заключается в том, что порядок пересчёта должен быть отражён в договоре.
Ценностное ценообразование
|
Ценностное ценообразование — установление цен таким образом, чтобы это обеспечивало фирме получение большей прибыли за счёт достижения выгодного для неё соотношения «ценность товара / затраты на товар».
В рамках ценностного ценообразования формируются цены с ориентацией на спрос. Наиболее известный метод — метод установления цены на основе ощущаемой ценности товара. Один из методов реализации этого метода ценообразования — это магазины без цен (например, антикварные магазины, скопление магазинов для туристов). На практике сложность этого метода упирается в уровень квалификации продавцов. Процесс торга — основной процесс при данном методе.
Пассивное ценообразование
Кроме двух описанных подходов выделяют метод «пассивного ценообразования ». Какой бы подход предприниматели не выбирали, все равно придётся учитывать конкуренцию. Но анализ цен конкурентов может стать самостоятельным подходом к ценообразованию на собственный товар (этот подход не относится ни к ценностному, ни к затратному подходу). В рамках пассивного ценообразования принято выделять цены с ориентацией на конкуренцию, например, метод установления цен на уровне существующих на аналогичные товары. В качестве ведущей может быть цена товара-лидера, цена среднеотраслевая.
|
18. Виды цен, элементы цен. Ценовая политика.
Виды цен
Розничная цена
Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. В соответствии с государственным стандартом ГОСТ Р 51303-99 розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке.
Оптовая цена
Оптовой (или отпускной) называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.
Закупочная цена
Закупочная цена — вид оптовой цены, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке. Закупочные цены дифференцируются в зависимости от качества продукции и с учётом географической сегментации рынка. В соответствии с ГОСТ Р 51303-99 закупочная цена определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.
|
Ценовая политика
Цена - инструмент коммерческой политики фирмы. И потому всякое обсуждение методов и правил ценообразования приобретает смысл только в том случае, если мы представляем, чего хочет фирма добиться, устанавливая цены на свои продукты или услуги.
Часто описание закономерностей деятельности фирмы сводится к утверждению, что основной ее целью является максимизация прибыли, т. е. получение наибольшей ее величины на протяжении фиксированного периода времени - квартала или года. Такое представление во многом является упрощением, поскольку не учитывает два важных обстоятельства:
- не в любой период деятельности фирма может добиваться максимизации прибыли. Причиной тому - внешние ограничения, с которыми она сталкивается в своей деятельности. Например, в ситуации появления опасных конкурентов для фирмы более важным может оказаться сохранение своей доли продаж на рынке (или ранее найденных покупателей) - даже если решение этой задачи потребует снижения цен и соответственного сокращения величины прибыли в текущем периоде;
- максимизация прибыли на самом деле является задачей, производственной от цели более глобальной - максимизации ценности фирмы, т. е. той суммы денег, которую владельцы фирмы могли бы получить при продаже ее активов по рыночным ценам этих активов. А достижение этой основной цели может требовать от фирмы даже временного сокращения размеров прибыли (например, в период освоения новых видов продукции или захвата новых рыночных ниш) ради того, чтобы обеспечить себе устойчивые перспективы развития и еще большее увеличение своей ценности.
Поэтому в практике можно встретить три основные разновидности целей фирмы.
Естественно, это никоим образом не умаляет важности задачи максимизации прибыли: фирма, решившая все иные задачи, но не имеющая нормальной (с позиции владельцев) прибыли, не может считаться успешной. Кроме того, не имея прибыли, фирма лишается возможности успешно решать разного рода задачи своего развития, что может быстро привести к потере ею своего положения на рынке и запаса эффективности.
И если фирма в качестве своей основной (доминирующей) цели выбирает максимизацию прибыли, то ее коммерческая политика далее определяется тем, насколько она может варьировать цену продажи своих товаров. Если эта фирма не является монополистом или олигополистом и должна исходить из неизменности цены, то она будет добиваться максимизации прибыли за счет варьирования объемов производства (продаж).
Если фирма ставит своей основной задачей максимизацию прибыли и обладает полной информацией о рыночном спросе, а также своих маржинальных затратах и производственных возможностях, то ее менеджеры на основе вышеописанных закономерностей всегда могут выработать оптимальную коммерческую политику, т.е. определить оптимальный объем продаж и цену, при которой весь этот объем может быть продан.
Однако на практике, как мы уже показали выше, получить полную информацию о рыночном спросе практически нереально и приходится довольствоваться лишь определенными допущениями. И все же даже в таких условиях понимание взаимосвязи объемов продаж, маржинальных затрат, маржинальной выручки и цены помогает находить решения, достаточно приближенные к оптимальным. Отметим, что в зависимости от типа товаров (рынков) и позиции, занимаемой той или иной фирмой, можно разбить все фирмы на две группы:
- фирмы, формирующие цены (ценоискатели). Эти фирмы обладают рыночной силой, достаточной для того, чтобы устанавливать на свои товары цены, отличные от цен конкурентов. Такие ситуации характерны для рынков монополистической конкуренции и олигополии;
- фирмы, следующие рыночным ценам (цекополучатели). Эти фирмы обладают слишком малой властью над рынком, чтобы проводить собственную ценовую политику, а потому им не остается ничего иного, как продавать свои товары по цене, сложившейся на рынке (такие ситуации характерны для рынков совершенной конкуренции и рынков с доминирующими фирмами-лидерами).
Соответственно фирмы первого типа могут и должны разрабатывать собственную ценовую политику, тогда как для фирм второго типа эта задача неактуальна - в основе их коммерческой политики лежит управление объемами производства, качеством продукции и затратами.
19. Налоги, их функции. Виды налогов. Основные налоги. Участники
налоговых отношений.
Налог – индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 НК РФ).
Сущность налога состоит в отчуждении государством в свою пользу принадлежащих частным лицам денежных средств. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке изымает в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации публичных задач и функций. При этом часть собственности налогоплательщиков – физических лиц и организаций – в денежной форме переходит в собственность государства.
Функциональное назначение налогов состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, т. е. в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.
В состав основных функций, выполняемых налогом, включаются следующие.
1. Казначейская функция характеризует налог ответом на вопрос, куда поступает налог, где он мобилизуется для последующего перераспределения. Казначейская функция возникает у налога в связи с его поступлением в строго определенный централизованный фонд – бюджет и показывает формирующую бюджетные доходы роль налога. При этом следует различать фискальную (казначейскую) функцию налога и его фискальное значение, так как они имеют разные признаки проявления. Казначейская функция определяет направление движения налога и его предназначение конкретному бюджету, в то время как фискальное значение налога связано с его обременительной функцией через величину налога и показывает абсолютную и относительную доли конкретного налога в общей структуре налоговых доходов бюджетов.
2. Обременительная функция указывает количественную сторону налога и отвечает на вопросы, каков налог по величине, насколько в абсолютном и относительном выражении он обременителен для налогоплательщика. Этой функции свойственно распределение между налогоплательщиками с учетом их податных возможностей налоговой нагрузки в соответствии с социально-экономическими приоритетами государственной политики. Дифференцирование обременительного эффекта производится с помощью двух элементов налога – налоговой ставки и налоговых льгот.
Повышение общего уровня обременительного эффекта налога может происходить в результате перехода налоговой базы на иные стоимостные показатели или при включении в объект налога дополнительных элементов.
3. Аналитическая функция позволяет сделать определенные выводы о характерных особенностях макроэкономического развития страны в сложившихся на конкретно-исторический момент социально-экономических условиях. Помимо макроэкономического анализа, эта функция позволяет выделить не только причины, которые привели к несоответствию фактически полученных налоговых доходов их прогнозируемым величинам по отдельно взятым налогам, но и процессы, повлиявшие на динамику налоговых поступлений при их сравнении с налоговыми доходами за разные периоды времени.
В связи с тем, что социальная функция не выявляет и не характеризует конкретное, индивидуально-определенное свойство налога, можно говорить об отсутствии у налога социальной функции.
По уровням бюджетов налоги и сборы распределяются следующим образом:
I. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
II. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на недвижимость (при введении в действие этого налога прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц и земельного налога);
3) дорожный налог;
4) транспортный налог;
5) налог с продаж;
6) налог на игорный бизнес;
7) региональные лицензионные сборы.
III. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) налог на рекламу;
4) налог на наследование или дарение;
5) местные лицензионные сборы.
Объект налогообложения НДС – операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе на безвозмездной основе; передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
НК рФ предусматривает изъятия из перечня объектов обложения НДС. Не облагаются НДС операции, не признаваемые налоговым законодательством реализацией товаров (работ или услуг). К ним в соответствии с п. 3 ст. 39 НК РФ относят операции:
– связанные с обращением российской или иностранной валюты;
– передача имущества правопреемникам при реорганизации;
– передача имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательством;
– передача имущества инвестиционного характера (вклады в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ, по договору простого товарищества, паевые взносы в паевые фонды кооперативов);
– передача жилых помещений физическим лицам в домах государственного (муниципального) жилищного фонда при проведении приватизации;
– изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с ГК РФ. Кроме того, не облагаются НДС:
– передача на безвозмездной основе объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и подобных объектов государственным (местным) органам власти;
– передача имущества государственных (муниципальных) предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
– работы, услуги государственных(местных) органов в рамках выполнения своих полномочий;
– передача на безвозмездной основе объектов основных средств государственным (местным) органам;
– операции по реализации земельных участков;
– передача имущественных прав организации ее правопреемнику.
Участниками налоговых отношений в соответствии с законодательством о налогах и сборах являются:
- Организации и физические лица, признаваемые налогоплательщиками или налоговыми агентами;
- Налоговые органы;
- Таможенные органы;
- Органы государственных внебюджетных фондов;
- Государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы;
- Сборщики налогов.
20. Налоговый кодекс РФ. Порядок исчисления налогов. Федеральный налог
- НДС, федеральный налог на прибыль
Налоговая система Российской Федерации, введенная с 1 января 1992 г., функционирует в соответствии с Налоговым кодексом РФ, определившим перечень налогов и сборов в стране, их основы, а также порядок исчисления и уплаты в бюджет федеральных, региональных и местных налогов и сборов. По определению НК РФ,
налоги — это обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований, а
сборы — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными организациями и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
В России все обязательные платежи в соответствии с НК РФ разделены на три группы в зависимости от органа, который их изымает и использует: федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги действуют по всей территории Российской Федерации. Они имеют решающее значение как главный ресурс российского государства и выполняют прежде всего фискальные функции, тогда как регулирующие в силу специфики экономического развития страны пока еще недостаточно используются. К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
Значительная часть федеральных налогов распределяется между бюджетами субъектов РФ в определенном соотношении, которое определяется Бюджетным кодексом РФ и законом о федеральном бюджете на финансовый год.
Региональные налоги устанавливаются НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территории субъектов РФ. При введении региональных налогов представительные органы власти субъектов РФ определяют только налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов в пределах, предусмотренных НК РФ, а также они могут устанавливать налоговые льготы, основание и порядок их применения. К региональным относятся налоги на имущество организаций, на игорный бизнес, транспортный.
Местные налоги также вводятся НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Они обязательны к уплате на территории муниципальных образований. К ним относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.
Кроме указанных налогов НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
Федеральный налог- НДС
В российской налоговой системе один из самых главных федеральных налогов — налог на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающий более 20% всех доходов федерального бюджета.
Введенный с 1 января 1992 г. в России, он заменил налоги с оборота и с продаж. Впервые появившийся во Франции (1954 г.), в настоящее время НДС действует во многих странах.
НДС — это налог на стоимость, добавленную факторами производства (капиталом, землей, рабочей силой) предприятия. Это косвенный налог в форме надбавки к цене товара (работ, услуг), непосредственно не затрагивающий доходность предпринимателя. Это налог на потребителя, а не на предприятие, которое по существу — лишь его сборщик.
Федеральный налог на прибыль организации занимает важное место в налоговой системе РФ. Это прямой налог, им непосредственно облагают доходы юридических лиц, и, как правило, он не переходит на потребителей конечной продукции.
• Действующий налог на прибыль введен Законом от 27 декабря 1991 г.-и функционирует с 1 января 1992 г., ныне в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ.
• Плательщиками налога на прибыль признаются организации, которые по российскому законодательству считаются юридическими лицами и имеют прибыль от осуществления предпринимательской деятельности. Налог платят и иностранные организации, осуществляющие в России предпринимательскую деятельность через постоянные представительства и получающие доходы от источников в РФ.
• Плательщиками налога на прибыль не являются: предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса и уплачивающие налог на игорный бизнес, Банк России и его учреждения, организации, перешедшие на специальные налоговые режимы.
• Налогом на прибыль облагают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, внереализационные доходы.
• Доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в зависимости от выбранного в учетной политике для целей налогообложения метода признания доходов.
• Доходом от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав признаются выручка от реализации товаров как собственного производства, так и ранее приобретенных и выручка от реализации имущественных прав. Выручка определяется исходя из всех поступлений, выраженных в денежной или натуральной форме, исключая суммы НДС, акцизов, предъявленные налогоплательщиком покупателю и выделенные в счетах-фактурах.
• Налоговой базой признается денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.
• Налогоплательщик исчисляет налоговую базу самостоятельно по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета нарастающим итогом с начала года.
• Расчет налоговой базы предусмотрен ст. 274 НК РФ.
В российском законодательстве по налогу на прибыль организаций не оговорены налоговые льготы. Однако для малого бизнеса отдельных сфер деятельности, осуществляющих целевые программы жилищного строительства, действуют некоторые льготы по этому налогу. Кроме того, в гл. 25 предусмотрены вычеты отдельных расходов которые раньше рассматривались как налоговая льгота. Можно рассматривать как налоговую льготу и перенос убытка на будущее.
Налоговые ставки. В Налоговом кодексе РФ предусматриваются различные виды ставок в зависимости от плательщиков и вида дохода.
Основная ставка установлена в 24%, она разделена на две части:
• сумма налога, которым облагается прибыль по 6,5%, зачисляется в федеральный бюджет;
• сумма налога, которым облагается прибыль по 17,5%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе снижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5%.
Кроме этой ставки для иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянные представительства, действуют ставки 10 и 20%. Доходы от дивидендов облагаются по ставкам 9 и 15%, а прибыль Банка России — 0 и 24%.
Налоговым периодом по налогу признается календарный год; отчетными периодами по налогу — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
21. Трудовые ресурсы. Структура и состав кадров. Система управления
персоналом. Наем и отбор персонала.
Трудовые ресурсы представляют собой трудоспособную часть населения страны, которая в силу психофизиологических и интеллектуальных качеств способна производить материальные блага или услуги. К трудовым ресурсам относятся люди как занятые в экономике, так и не занятые, но способные трудиться.
Количественная характеристика трудовых ресурсов предприятия в первую очередь определяется такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников.
Списочная численность - это численность работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников.
Явочная численность - это количество работников списочного состава, явившихся на работу. Разница между явочным и списочным составом характеризует количество неявок (отпуска, болезни, командировки и т.д.). Ее средняя величина определяется аналогично величине списочной численности.
Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на количество календарных дней месяца. Причем численность работников за праздничный (выходной, нерабочий) день принимается равной списочной численности за предшествующий день.
Система управления персоналом представляет собой совокупность приемов, методов, технологий, процедур работы с кадрами.
Все элементы системы управления персоналом условно можно разделить на три блока:
1) технологии формирования персонала, к которым относятся кадровое планирование, определение потребности в найме, набор, отбор, найм, высвобождение, иногда сюда включают адаптацию работников;
2) технологии развития персонала, объединяющие обучение, карьеру и формирование кадрового резерва;
3) технологии рационального использования персонала, включающие оценку, мотивацию, нормирование труда.
Цели и функции системы управления персоналом
Всю совокупность целей организации можно разделить на четыре вида, или блока: экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные. Каждый из названных блоков имеет свою цель:
= экономическая цель — получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг;
= научно-техническая цель — обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии;
= производственно-коммерческая цель — производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью (обеспечивающие экономическую цель договорные обязательства, госзаказы и т.п.);
= социальная цель — достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.
Наем на работу - это ряд действий, направленных на привлечение кандидатов, обладающих качествами, необходимыми для достижения целей, поставленных организацией
Набор заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации.
Организация отбора персонала
1. предварительная отборочная беседа
2. заполнение бланка заявления и анкеты претендента на должность
3. беседа по найму
4. тестирование
5. проверка рекомендаций и послужного списка
6. медицинский осмотр
7. принятие предложения о приеме.
На каждом этапе отсеивается часть претендентов или же они отказываются от процедуры, принимая другие предложения.
Методы отбора персонала
Испытания. Поведенческие науки разработали много видов различных испытаний, которые помогают предсказать, сколь эффективно сможет кандидат выполнять конкретную работу.
22. Профессиональная подготовка персонала. Количественная и
качественная характеристика трудовых ресурсов. Рынок труда.
Профессиональная подготовка - приобретение сотрудниками новых компетенций, знаний, умений и навыков, которые они используют или будут использовать в своей профессиональной деятельности. Основные методы профессионального развития: профессиональное обучение, развитие карьеры, образование.
Профессиональное обучение - процесс формирования у сотрудников организации специфических профессиональных навыков посредством специальных методов обучения. Обучение персонала является одним из актуальных вопросов в области управления персоналом, стоящих перед руководством не зависимо от того, на какой стадии существования находится предприятие.
К трудовым ресурсам в практике планирования и учета относят население в трудоспособном возрасте, т.е. мужчин 16—59 лет и женщин 16—54 лет, за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях (мужчин 50—59 лет, женщин 45—54 лет). Кроме того, к трудовым ресурсам относится население старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в общественном производстве.
Трудовые ресурсы имеют количественную и качественную характеристики. Исходной базой для определения количественных характеристик трудовых ресурсов страны, региона или населенного пункта являются показатели численности населения: фактическая, прогнозируемая и средняя. Последний показатель используется при оценке и анализе демографических процессов: исчислении общих и специальных коэффициентов рождаемости, смертности, а также коэффициентов абсолютных темпов роста и прироста населения, среднего коэффициента прироста населения и среднего темпа прироста населения. Качественная характеристика трудовых ресурсов характеризуется с точки зрения трудоспособности. При этом различают общую и профессиональную трудоспособность. С точки зрения профессиональных способностей качественный состав трудовых ресурсов характеризуется образовательным уровнем и уровнем профессиональной подготовки, при анализе и оценке которых учитывается целый комплекс показателей: профессионально-квалификационная структура, удельный вес работников по всем видам деятельности, уровень квалификации по отдельным половозрастным группам и др.
Приобретение способностей к труду через систему общего и специального образования, профессиональной подготовки, восстановление и развитие способностей к труду наряду с естественным воспроизводством населения составляют первую фазу воспроизводства трудовых ресурсов — их формирование. Второй фазой воспроизводства трудовых ресурсов является их распределение и перераспределение, которое в основном протекает в виде миграции — перемещения населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места проживания, а для трудовых ресурсов — и места приложения труда.
Рынок труда в нашей стране отягощен многочисленными диспропорциями, придающими ему большое своеобразие. Прежде всего, это наличие административных, правовых и экономических ограничений, все еще препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для большинства работников. Это и наличие регистрации, формально заменившей прописку, и отсутствие реального рынка жилья при его огромном дефиците, и неразвитость механизмов государственного регулирования и социальной поддержки в сфере занятости. Другой особенностью российского рынка труда является высокая доля работников, совмещающих работу в нескольких местах.
Главной особенностью российского рынка труда является то, что как и в советские времена, в стране по-прежнему существует в больших масштабах скрытая безработица, т.е. большой избыток на предприятиях работников, которые используются крайне нерационально, но уволить их сложно по различным социальным причинам. Определенное представление о масштабах этого явления дают сведения о численности работников, переведенных на неполный рабочий день и отправленных в отпуска (часто неоплачиваемые) по инициативе администрации. По разным оценкам число таких работников составляет от 4 до 5 млн человек, или 9—10% от среднесписочной численности занятых.
23. Формы и система оплаты. Нормирование труда, классификация затрат рабочего времени. Методы нормирования труда.
Оплата труда работников – это цена трудовых ресурсов, задействованных в производственном процессе. С одной стороны, оплата должна компенсировать расход физических и интеллектуальных сил работника, с другой стороны, работник не должен чувствовать себя ущемленным, сравнивая оплату своего труда с оплатой аналогичного труда на родственном предприятии. Однако предпринимателя ограничивает ряд факторов внешнего характера:
· Установленный государством минимальный уровень заработной платы (МРОТ);
· Условия договора между предпринимателем и коллективом работающих;
· Требования профсоюзных комитетов.
При организации оплаты труда предприниматель должен:
· Определить форму и систему оплаты труда работников своего предприятия;
· Разработать систему должностных окладов для служащих, специалистов, управленческого персонала;
· Выработать критерии и определить размеры доплат для сотрудников предприятия.
Наибольшее распространение на предприятиях различных форм собственности получили следующие формы оплаты труда:
1. Сдельная форма оплаты – это оплата за каждую единицу продукции или выполненный объем работ;
2. Повременная форма оплаты – это оплата за отработанное время, но не календарное, а нормативное, которое предусматривается тарифной системой.
Сдельная форма оплаты
1.Прямая (простая) сдельная система оплаты
При этой системе труд оплачивается по расценкам за единицу произведенной продукции. Эта система может применяться там, где на первый план выдвигается необходимость расширения производства продукции и услуг. Однако данная система мало стимулирует исполнителя повышать качество продукции, экономно расходовать ограниченные ресурсы, добиваться высоких коллективных результатов труда и т.п.
2. 2. Сдельно-премиальная система оплаты
При ней рабочий получает оплату своего труда по прямым сдельным расценкам и дополнительно получает премию. Но для этого должны быть четко установлены показатели, за которые осуществляется премирование (выполнение плана производства, заданий по качеству продукции, экономия материальных ресурсов, рост производительности труда и др.), они должны быть доведены до каждого исполнителя.
3. Косвенно-сдельная система оплаты