Стихи, рожденные войной.




Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности грозных лет войны в стихотворениях советских поэтов.

Тот самый длинный день в году
К. Симонов
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
И к мертвым выправив билет,
Всё едет кто-нибудь из близких
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого-то нет...

Ход урока.

- Здравствуйте, хорошие и послушные ребята. Наверное, вы уже поняли, что тема нашего урока сегодня «Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности грозных лет войны в стихотворениях советских поэтов.»

Перед тем, как мы будем с вами читать стихотворения о войне, мне бы очень хотелось, чтобы вы послушали песню «Священная война»

- Как вы думаете, о чём эта музыка?
- Какие чувства она вызывает у вас?

- Послушали? Теперь запишите тему нашего урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихами советских поэтов, прославляющие героизм, патриотизм, самоотверженность русского народа в борьбе с фашизмом. Надеюсь, что этот урок поможет вам понять, какой великой ценой была достигнута победа над коварным врагом. И пусть каждый из вас задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» и честно подумает как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойным памяти тех, кто защищал Родину от коварного врага.

Надеюсь, что мы будем учиться у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости, продолжим лучшие традиции старшего поколения.

- Какие слова могли бы стать эпиграфом к теме урока?

эпиграфы
Солдаты мы.

И это наша слава

Погибших и вернувшихся назад.

Мы сами рассказать должны по праву

О нашем поколении солдат.

^ Н. Старшинов.
Нам свои боевые

Не носить ордена.

Вам – все это, живые,

Нам отрада одна:

Что недаром боролись

Мы за Родину-мать.

Пусть не слышен наш голос –

Вы должны его знать.

^ А. Твардовский

- понравившейся эпиграф запишите в тетради.

- Почему мы обратились к этой теме?
- Кому посвящена она (тема)?

27 миллионам павшим, не вернувшимся с кровавых полей войны посвящается!
Славным ветеранам Великой Отечественной, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье посвящается!
- Кому ещё посвящается эта тема?
- Поколению, вступающему в жизнь посвящается!
- Да, ребята,
Мы знаем по сбивчивым трудным рассказам
О горьком победном пути.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс, конечно,
Мы смотрим иными глазами,
Такими же полными слёз!

История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной второй мировой, мир не знал никогда. Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной, кровавой метой пометив 30 – 40-е годы нашего столетия.

- Когда началась Великая Отечественная война? О чём мечтал враг в считанные минуты завоевания?

Ещё до воны писатель Михаил Александрович Шолохов сказал: «Если враг нападает на нашу страну, мы, писатели, отложим перо и возьмём в руки другое оружие. Разгромив врага, мы напишем книги о том, как мы этих врагов били! »

В первые же дни войны на фронт в качестве бойцов, командиров, корреспондентов ушло около тысячи писателей. Для некоторых это была не первая война: для Николая Тихонова она была четвёртой, для Александра Суркова – третей, для Константина Симонова – второй.

«С первых дней годины горькой, в тяжкий час земли родной » наши писатели встали в строй борцов за бравое дело, разделив со своим народом его судьбу. Через песню, короткий рассказ, лирическое стихотворение они рассказывали главную правду о войне, о сражавшемся народе.
^ Анна Ахматова
И та, что сегодня прощается с милым, -
Пусть боль свою в силу она переплавит.
Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,
Что нас покориться никто не заставит!
Ленинградские четверостишия
Анна Ахматова

1.

Важные знамя
Растает, как дым,
Правда за нами,
И мы победим.

2.

Копай, моя лопата,
Звени, кирка моя.
Не пустим супостата
На мирные поля.
В начале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее гибкие и оперативные жанры: публицистика (газетный материал), песня, очерк (небольшой короткий рассказ) лирические стихотворения. Необычная сила патриотического воодушевления, владевшая поднявшимся на борьбу народом, выразилась именно в стихе. Стихи способны были гораздо быстрее, эмоциональнее откликаться на постоянно менявшиеся события военного дня. Перо писателя приравняли к штыку.

Стихи кричали с плакатов, их можно было увидеть на спичечном коробке, они мелькали на броне танка, мчавшегося в атаку, бросались дождём листовок из самолетного люка, пронизывали радиоэфир, стремились уместиться в газетной полосе рядом со сводкой информбюро.

Особенно в первые месяцы войны преобладали лирическая и походная песня, басня и т.д. Многие песни становились всенародными. Уже на 3-ий день войны, как могучий призыв, как торжественная клятва, разнеслись по просторам нашей Отчизны слова Лебедева – Кумач, положенные на музыку композитора А. Александрова, с её широким, бурлящим многоголосием, мужеством.


Первыми её слушателями были красноармейцы, отправляющиеся на фронт с Белорусского вокзала Москвы. «Священную войну» справедливо по праву называют иногда «поэтической эмблемой» Великой Отечественной войны. В суровые дни борьбы с фашистскими захватчиками она стала боевым гимном, поднимающим бойцов фронта и тружеников тыла на тяжёлую ратную борьбу, на героические подвиги.

- Послушав это произведение, подумайте, сможем ли мы определить характер войны? (напишите в тетрадках).

- Все стали на защиту Отечества. Не стояли в стороне и художники.
- С образом кого ассоциируется образ Родины?
- Какие чувства вызывает у вас этот плакат? (дайте письменный ответ на эти вопросы)

- Как вы думаете, какие чувства вызывал он у защитников Родины? (дайте письменный ответ на эти вопросы)

И в стихах поэтов звучали резкие, решительные интонации. Так, некоторые стихи Михаила Исаковского напоминали народные песни- заклинания, призывающие обрушить на голову врага всю меру справедливого возмездия:

Пусть высохнут листья и травы,
Где ступит нога палачей,
И пусть не водою – отравой
Наполнится каждый ручей.

Такие стихи – заклятья были очень распространены. С этим произведением Михаила Исаковского перекликается грозное стихотворение литовской поэтессы Саломеи Нерис:

Будьте прокляты, фашисты
Прокляты, закляты,
На заре весенней, чистой
Чёрным прахом взяты.
Пусть за каждый стон ребячий,
За разбой кровавый
Станет хлеб золой горячей
А вода – отравой.


В эти годы войны стали появляться стихи, ставшие широко известными песнями.

Стихотворение «В землянке» написанное А. Сурковым, положенное на музыку композитором Листовым, обладает большой эмоциональностью, оно лирично и трагедийно. В нём Суровое и безжалостное дыхание войны подобно «злой вьюге», омертвляющей всё живое. Здесь и счастье, плутающее по белому, безжалостному снегу и тоскующий человеческий голос. Жизнь на войне ходит по кромке смерти, но стихотворение облагораживает человека своей правдивостью и верой в мужество.
(А теперь прослушайте этупесню. Задание: слушая, постарайтесь в своём воображении нарисовать картины о прослушанном.)
- Слушая её, какие чувства испытываете вы?
Прослушанная нами песня перекликается со стихотворением Константина Симонова «Жди меня».

о Симонове:

Когда в июне 1941года началась война, Симонов, как и многие другие писатели и поэты, отправился на фронт, был военным корреспондентом. За выполнение боевых заданий, за личное мужество бесстрашие Симонов в годы войны был награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами «Отечественной войны I степени». Стихотворение «Жди меня» является символом верности, разъединённых войной людей. Это стихотворение выражает общее чувство для миллионов людей. Это был крик души. На фронте эти стихи вырезали из газет, переписывали, и с ними шли в бой.
Сострадание и сочувствие, и нежность ко всем переживающим страшные годы войны мы слышим в стихотворении К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщин». Здесь каждая сточка – челыя картина, попробуйте создать фильм.


- Что напоминает вам это стихотворение?
- С кем автор ведёт разговор?
- Что они вспоминают?
^ Фильм (работа по словам)
1. дождлив день, по дорогам Смоленщины идут солдаты; женщины несут кринки, плачут украдкой «Господь вас спаси».
2. Идут они трактом, дорогой и мелькает одна деревня за другой. И в каждой деревне крестят солдат, ограждая их от несчастья, молятся за внуков, которые не верят в Бога.
3. Поэт размышляет, что дом его не квартира городская, а просёлки, с которыми свела его судьба. Это война свела его с горем всего народа.
4. С каким горем он встречается?
Изба под Борисовым, крик девичий по мёртвому, старуха и старик убиты горем, но верят, что наступит конец этому горю. «Мы вас подождём». Надеяться, что солдаты вернутся назад.
5. Умирают товарищи, по-русски рубаху, рванув на груди, осознанно или на смерть.
^ И всё-таки, пережив всё это, за что был горд автор?
- ^ Как вы понимаете выражения? (запишите в тетрадь)
Верста

Тракт
Погост
Околица
Пажити

Пришёл он, 1945 год.
Берлин пылал. Дымился каждый до
А май свечами укрывал каштаны
В разрытом парке, где катился гром,
Шёл жаркий бой за каждый дом и выступ.
Ещё горячкой боя сердце билось,
А в мир уже вступила тишина,
Как будто время здесь остановилось
Не веря вдруг, что кончилась война.

А сейчас посмотрите, как изобразил эту радость победного дня художник Кривоногов Г.А..
- Кто изображён на картине?

- Какое настроение у солдат?

- Кого вы видите на переднем плане картины? (дайте письменный ответ на вопросы)
Вот она – Победа! Она пришла, словно грянул весенний гром. А кругом в пороховом грохоте стрельбы в честь великой минуты раздаётся оглушительное русское «ура!». Этот клич несётся над Берлином как здравница народу – победителю!
К этому дню наш народ шёл долгими военными годами и длинными боевыми дорогами. Победу ждали все: матери, жёны и дети. Ждали солдаты и генералы. Ждали народы, семьи, города и даже целые страны.
Все ли вернулись с поле битвы?
Почтим память минутой молчания!
- Какую годовщину мы скоро будем праздновать? Не забудьте поздравить тех, кто обеспечил нам мирное небо, уберёг от уничтожения и рабства!
- Я думаю, что вы серьезно поработали с материалом урока. Может быть кто-то напишет свои стихи или картину, посвящённые теме Великой Отечественной войне. Напишите о своих родственниках (сочинение).

- Посмотрите, какие рисунки детей.

Д.з. два стихотворения о ВОВ выучить наизусть. Выполнить все задания, указанные в конспекте.

СПАСИБО ЗА УРОК



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: