Пояснения 6
Задание 1
Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Около полудня появляет..ся множество круглых обл..ков. Они с..роватые‚ а края у них белые. Они наскво(з/с)ь пр..никнуты светом и т..плотой. Обл..ка поч..ти (не)движ..тся между ними вид..шь большие(3) пр..светы неба. Цвет небосклона (не)меняется весь день. Нигде не т..мне..т не густе..т гроза. Только изре(д/т)ка протян..тся сверху вниз(1) г..лубоватая пол..са. Это струйки дождя. (К)вечеру круглые обл..ка исч..зают(4). Последние (из)них, ч..рноватые и размытые, ложат..ся клубами напротив заходящего со..нца. (На)мест.., где оно закатил..сь, алое сиянье стоит над п..темневшей з..млёй. Тихо мигая, как бережно весомая свеч..ка, заиграет(2) на небе вечерн..я звезда.
Пояснение.
Около полудня появляется множество круглых облаков. Они сероватые, а края у них белые. Они насквозь проникнуты светом и теплотой. Облака почти не движутся, между ними видишь большие просветы неба. Цвет небосклона не меняется весь день. Нигде не темнеет, не густеет гроза. Только изредка протянется сверху вниз голубоватая полоса. Это струйки дождя. К вечеру круглые облака исчезают. Последние из них, черноватые и размытые, ложатся клубами напротив заходящего солнца. На месте, где оно закатилось, алое сиянье стоит над потемневшей землёй. Тихо мигая, как бережно несомая свечка, заиграет на небе вечерняя звезда.
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы:
(1) — фонетический разбор;
(2) — морфемный разбор;
(3) — морфологический разбор;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Пояснение.
Фонетический разбор
|
вниз(1)
в — [в] — согласный, звонкий, твёрдый
н — [н'] — согласный, звонкий, мягкий
и — [и] — гласный, ударный
з — [с] — согласный, глухой, твёрдый
4 буквы, 4 звука, 1 слог
Морфемный разбор (по составу)
заиграет(2)
за- — приставка
-игр- — корень
-а- — суффикс
-ет — окончание
Морфологический разбор
большие(3) (просветы)
1) большие (просветы) — имя прилагательное, обозначает признак предмета: просветы (какие?) большие;
2) начальная форма — большой; во множественном числе, в винительном падеже;
3) в предложении является определением.
Синтаксический разбор
К вечеру круглые облака исчезают(4).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа: облака (подлежащее), исчезают (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: (облака) круглые — определение; (исчезают) к вечеру — обстоятельство.
Задание 3
Поставьте знак ударения в следующих словах:
квартал, начаться, углубит, цемент
Пояснение.
квартАл, начАться, углубИт, цемЕнт
Задание 4
Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных Вам частей речи отсутствуют в предложении.
В середине апреля из Африки возвращаются на родину соловьи.
Пояснение.
1) Обозначение частей речи в предложении:
2) обязательное указание отсутствующих в предложении частей речи: имя прилагательное, местоимение (ИЛИ личное местоимение), союз, частица. Возможное, но необязательно указание: наречие, имя числительное, междометие
Задание 5
Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.
|
1) По утверждению постового посторонние не могли проникнуть на территорию автобазы незаметно
2) Саша попросил нас чтобы мы подождали его у школы
3) А сейчас выступает Александра Истомина объявил ведущий
4) Почему ты так всё путано объясняешь Саша
Пояснение.
1) Расставим знаки препинания:
«А сейчас выступает Александра Истомина!» — объявил ведущий. (ИЛИ: «А сейчас выступает Александра Истомина», — объявил ведущий).
2) Составим схему:
«П!» — а. (ИЛИ «П», — а).
Примечание:
В русском языке предложения с прямой речью служат для дословной передачи чужих слов. При этом важным является также указание на того, кто их произнес, поэтому в составе такого предложения есть слова автора и его высказывание - собственно прямая речь.
Задание 6
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Хвост у Шарика был крючком.
2) Соня положила в сумку тетради и ноты.
3) В парке росли столетние сосны и высокие лиственницы.
4) Теперь ребята откройте учебники на десятой странице.
Пояснение.
Расставим знаки препинания:
1) Хвост у Шарика был крючком. - Запятые не нужны.
2) Соня положила в сумку тетради и ноты. - Запятые не нужны: однородные дополнения соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
3) В парке росли столетние сосны и высокие лиственницы. - Запятые не нужны: однородные подлежащие соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
|
4) Теперь, ребята, откройте учебники на десятой странице. - С двух сторон выделяется обращение «ребята».
Ответ: 4) Теперь, ребята, откройте учебники на десятой странице. - С двух сторон выделяется обращение «ребята».
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Задание 7
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Туча поднялась и заслонила всё небо
2) Взошло солнце и лес заиграл каплями росы
3) Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы
4) Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам
Пояснение.
Расставим знаки препинания.
1) Туча поднялась и заслонила всё небо. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
2) Взошло солнце, и лес заиграл каплями росы. - Запятая между частями сложного предложения.
3) Тучи низко ползли над землёю и окутывали горы. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
4) Вода уже поднялась в реке и шумно бежала по канавам. - Запятые не нужны: однородные сказуемые соединены одиночным союзом И, поэтому запятая между ними не ставится.
Ответ:2) Взошло солнце, и лес заиграл каплями росы. - Запятая между частями сложного предложения.
Объяснение выбора может быть сформулировано иначе.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 8—12.
Текст 2
(1)Каштанка поглядела на незнакомца сквозь снежинки, нависшие на ресницы, и увидела перед собой коротенького и толстенького человечка с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку. (2)Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой.
(3)Не больше как через полчаса она уже сидела на полу в большой, светлой комнате и, склонив голову набок, с умилением и с любопытством глядела на незнакомца, который сидел за столом и обедал. (4)Он ел и бросал ей кусочки… (5)Сначала он дал ей хлеба и зелёную корочку сыра, потом кусочек мяса, полпирожка, куриных костей, а она с голодухи всё это съела так быстро, что не успела разобрать вкуса. (6)И чем больше она ела, тем сильнее чувствовался голод. (7)Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды.
Задание 8
Определите и запишите основную мысль текста.
Пояснение.
Определим основную мысль текста.
Каштанка долго голодала, поэтому не могла наесться, когда её приютил незнакомец.
Задание
Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Каштанка была голодна? Запишите ответ.
Пояснение.
Подтверждением, что Каштанка была голодна, является описание того, как много она ела и как съеденное лишь усиливало чувство голода.
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 4—6 текста. Запишите ответ.
Пояснение.
В предложениях представлено повествование. Повествование – это тип текста, в котором описываются события в определённой последовательности.
Ответ: повествование
Задание 11
В предложениях 1—2 найдите слово со значением «в расстёгнутом виде». Выпишите это слово.
Пояснение.
В предложении 1 есть слово «нараспашку», которое имеет значение «в расстёгнутом виде».
Ответ: нараспашку
Задание 12
В предложениях 6—7 найдите антоним к слову «слабее» и выпишите его.
Пояснение.
Антонимы - это слова с противоположным значением.
В предложении 6 есть слово «сильнее», которое является антонимом к слову «слабее».
Ответ: сильнее