слайд В группе зарождается чувство общности. Она дает поддержку, надежду. Здесь каждый находит сочувствие.




Также в группе каждый участник имеет возможность приобрести новый опыт противостояния болезненным воспоминаниям и трудным ситуациям.
Группа поддержки является местом, где соблюдается полная конфиденциальность и полное принятие, поэтому каждый может выразить свои эмоции без опасения, что он будет раскритикован или не понят. Это место, где всегда выслушают, постараются понять и отнесутся с уважением.

u Цель проведения группы поддержки. Группа поддержки призвана организовать поддержку, содействовать обмену информацией, помочь процессу адаптация к новой ситуации развития, создание благоприятных условий для помощи и взаимопомощи.

u

u Задачи группы поддержки. Главная задача группы поддержки организовать обмен эмоциональным опытом, что позволяет решить ряд специфических задач, которые трудно или невозможно разрешить в одиночестве. Таких как снятие уникальности, эффективный поиск личностных резервов, принятие факта потери и умения находить и принимать поддержку.

Дальше передать слово Нелли

 

Форма, тип группы поддержки. Форма, в которой проводится группа поддержки, зависит от многих факторов. Мы остановимся на социально-культурных. Например, в сельской местности наиболее приемлемой формой работы будет клуб. В рабочей среде большую эффективность получат группы различного вида деятельности. Среди людей преимущественно творческих профессий, скорее всего, будут успешны дискуссионные группы.

 

5 слайд

Социальная ориентация группы поддержки. Сущностью социальной ориентации группы поддержки является организация помощи человеку в горе. Помощь человеку в горе это и содействие включению (возвращению) его в социальную жизнь, это и изменение образа жизни. В конечном счете, группа поддержки ставит перед собой задачу помощи в осуществлении личностного роста после потери.

 

Механизмы, которые обычно задействованы при проведении группы поддержки. Во-первых, это социальная оценка и осознание проблемы; во-вторых, это социально-психологическая активация; в третьих, это обмен социальной и психологической информацией на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровнях.

 

6 слайд Руководитель группы поддержки. Здесь достаточно широкий диапазон возможностей. В качестве руководителя (руководителей) могут быть сами участники. Наиболее приемлем в качестве руководителя группы поддержки -профессионал (социальный работник и практический психолог). Не противопоказано руководство группой поддержки со стороны парапрофессионалов — священники, представители правоохранительных органов и др.

 

Значение и роль руководителя разнообразна и имеет достаточно широкий диапазон: незнакомый/знакомый дядя или тетя, человек, который ведет дискуссию, обсуждает актуальные проблемы, эмоциональный лидер, способный остро чувствовать чужие переживание и включать в групповое обсуждение пострадавших. Наиболее приемлемое определение роли руководителя содержится в термине — фасилитатор. В ситуации группы поддержки данный термин можно перевести как человек создающий условия для облегчения страдания, человек облегчающий страдания

 

Продолжительность группы. Здесь нет жесткого регламента. Время продолжительности существования группы определяется потребностями ее участников. Как правило, группы, обсуждающие потери, собираются в течение года с различной частотой встреч.

 

Как сформировать группу поддержки

Ведущий группы является единственным лицом, ответственным за создание и сбор группы. Изрядная доля работы по поддержанию существования группы приходится еще на период до первой встречи, и от умения ведущего правильно отобрать пациентов и подготовить их к терапии в значительной степени зависит судьба группы.

 

Процесс создания и организации группы поддержки включает в себя следующие этапы и вопросы, которые следует решить перед началом собственно работы:

· Подготовка самого ведущего к организации группы поддержки.

· Отбор участников.

 

3.Принцип составления: демографический состав и потенциальная совместимость участников, т.е. степень гомогенности и гетерогенности группы.

· Место и условия работы.

· открытая или закрытая группа.

· Величина группы

· Частота и продолжительность встреч группы поддержки

 

 

Принципы работы в группе поддержки

 

Принципы работы группы поддержки имеют некоторые отличия от правил работы, принятых в психотерапевтических группах:

1. Принцип личной безопасности (в психотерапевтических группах он

имеет название "уровень конфиденциальности). Периодически необходимо

проводить тест на личную безопасность. Уровень безопасности

устанавливается на первой встречи. Каждый предлагает свой уровень, но

принимается самый высокий из предложенных уровней. Возможно, что со

временем уровень искренности возрастет. Если среди участников группового

обсуждения есть такие, которые работают вместе, то, как правило,

устанавливается верхний уровень безопасности, так как, даже не называя

имен, очень легко вычислить участников.

2. Установление границ дозволенного. Участники группы должны

принять границы приятного - неприятного, то есть насколько можно

превратить обсуждение в праздник, насколько можно, принимать чужие боль

и неприятности. В группе должен восторжествовать принцип, что мы не

только получаем, но и отдаем, и чтобы что-то получить, надо что-то отдать.

Кому-то необходимо оказывать поддержку, как бы плохо и трудно ни было

самому.

3. Активное слушание. Принцип работы фасилитатора - помочь людям

определить и назвать свои проблемы. Возможно, для многих основная

потребность заключается в том, чтобы их выслушали, и не давали много

советов. Что происходит в обыденной жизни, когда человек сталкивается с

трудностями? Он старается все неприятности держать в себе, убеждая

окружающих, что в его жизни "все хорошо!". И это логично, так как такой

подход более адаптивен, так как мы не создаем лишние трудности для

окружающих, но он одновременно отрицательно влияет на самочувствие и на

состояние здоровья.

В группе можно не сдерживать эмоции, можно поплакать самому или посочувствовать тем, кто плачет по сходным причинам. Закон психического

заражения нередко действует положительно на участников группового процесса. Важно, чтобы в группе с пониманием относились ко всем проблемам, высказываниям, эмоциональным проявлениям. Одним достаточно, чтобы их выслушали, другие готовы получить совет, третьим необходима помощь и поддержка. Фасилитатору необходимо чувствовать, а если надо то и прямо спрашивать, в какой помощи нуждается тот или иной член группы.

Проблемы социального контакта. Одним из условий эффективного функционирования группы поддержки является создание комфортного самочувствия участников в различных ситуациях группового обсуждения: например, создание условий, кода люди не бояться делиться любой информацией.

Лимит времени в группе. Продолжительность встречи в группе, как правило, ограничена (не более двух часов), поэтому время надо экономить и важно им эффективно пользоваться. Само по себе требование внимательно относиться к своему и чужому времени создает определенные рамки, определенную осмысленность жизни как раз в такой период жизненного пути когда «связь времен» разрушилась, распалась, произошел разрыв некой непрерывности. Таким образом, требование по эффективному использованию времени носит и психотерапевтический характер.

Домашние задания. Участники группы должны работать не только во время групповых встреч, но и в другие время - выполнять домашние задания, вести дневник и т.п. Данное требование-правило особенно необходимо на этапах острого горя, когда требуется продолжение поддержки и вне группового контекста.

Потребность фасилитатора в поддержке. Оптимальный вариант, -когда фасилитатор работает с со-фасилитатором. Когда руководитель группового обсуждения приходит не один, а с помощником, то участники увидят, что и ему необходима поддержка, и это успокаивающе действует на участников группового обсуждения.

Требования к ведущему группы

Существуют общие требования к личности ведущего группы: искренность, личностную интегрированность, терпение, смелость, гибкость, теплоту, умение ориентироваться во времени и самопознание.

 

Как работает группа психологической поддержки?

Состав группы – от трех человек до 12 человек

Цели, задачи и правила вырабатываются только участниками. Никто и ничего не навязывает. Правила можно менять, если участникам группы это покажется целесообразным. Главные правила – добровольность, конфиденциальность, идентичность проблемы, взаимоуважение.

Каждый член группы во время занятия имеет время на высказывание. Никто не вправе его перебивать или останавливать, даже если он отвлекся от темы. Если участник группы не желает высказываться, заставлять его нельзя. Когда захочет, тогда и будет говорить.

Что получит человек и чему он в итоге научится в группе психологической поддержке?

· Решать не разрешимые ранее задачи.

· Не отчаиваться, не опускать руки ни при каких обстоятельствах.

· Выявить и использовать свои ресурсы (маленькие и большие победы)

· Получать и принимать поддержку от других.

· Научится понимать, что любая боль – это опыт. Ее нужно принять и понять. Только в этом случае станет легче.

· Научится прогонять ощущение собственной ненужности.

· Сумеет впустить в свою жизнь понимание и дружбу других людей.

· Получит мотивацию к позитивным изменениям в жизни.

· Научится понимать боль других людей и помогать им с ней справляться.

 

Принципы. Они необходимы для того, чтобы оказание психологической помощи было не просто более эффективным и осмысленным занятием, но также — социально приемлемым. Во множестве работ на эту тематику обсуждаются различные сложные ситуации. Традиционно выделяют следующие.

1) Доброжелательное и безоценочное отношение.

2) Ориентация психолога на нормы и ценности клиента.

3) Запрет давать советы.

4) Анонимность.

5) Разграничение личных и профессиональных отношений.

Психотехники. Поскольку в группе может оказываться воздействие и на личность и на группу в целом, следует различать психотехники по их направленности: индивидуально-психологические и социальные.

По используемым средствам общения психотехники можно разделить на вербальные и невербальные.

По характеру коммуникации между участниками можно выделить психотехники прямого и непрямого, опосредственного взаимодействия.

По степени эмоциональной насыщенности можно классифицировать как аффективные и рационально-ориентированные.

По характеру достигаемого психофизиологического состояния психотехники подразделяются на расслабляющие и активизирующие.

По содержанию осуществляемых функции психотехники бывают, основными, направленные непосредственно на решение поставленных задач, и вспомогательными, обеспечивающими создание условий для достижений целей участников группы. К вспомогательным психотехникам относятся разминки, позволяющие раскрепостить участников и настроить их на совместное решение задач, психотехники целеполагания, формирования правил работы, подведение итогов и т.д. Вспомогательные психотехники являются такими же обязательными, как и остальные, поскольку без них становится невозможно или малоэффективно решение основных задач.

По характеру структуры психотехники могут быть сложными состоящими из определенной логической последовательности используемых приемов, операции, или простыми.

По числу вовлекаемых в непосредственное взаимодействие участников выделяются психотехники индивидуального, парного, общегруппового выполнения, психотехники используемые в подгруппах (в тройках, четверках и т.д.)

Психотехникой может выступить молчание ведущего, вопрос ведущего, предложение новой модели поведения, предложение разобраться в конфликте, рассаживание участников, поддержание зрительного контакта, демонстрация своих реакции на происходящее, описание поведения которое наблюдается, проведение первичных интервью, помощь участникам в подведений итога. Техники используются для того, чтобы помочь членам группы достичь своих личных целей в границах основной групповой задачи. Психотехника является своеобразным средством, инструментом, приводящем в действие те или иные изменения в состояниях, процессах и свойствах психической системы.

Методы работы:

1) Психодрама

2) Гештальттерапия

3) Т-группа

4) группа встреч

5) тренинг умений

6) терапия искусством

7) танцедвигательная терапия

8) телесно-ориентированная психотерапия

 

 

В чем же уникальность группы поддержки?

 

Учитывая названные выше качественные характеристики группы поддержки, можно сделать вывод о её «психологическом портрете». Портрет группы поддержки

 

- позволяет участникам найти силу и понимание;

 

- дает возможность делиться своими переживаниями и жизненным опытом;

 

- формирует у участников чувство общности, ощущение принадлежности;

 

- гарантирует участникам поддержку, сочувствие и надежду;

 

- мотивирует своих членов к приобретению нового опыта в противостоянии болезненным воспоминаниям и трудным ситуациям;

 

- учит методам и приемам совладения с сильными эмоциями, противостоянию личным страданиям;

 

- гарантирует конфиденциальность;

 

- является местом взаимного принятия и уважения.

 

Особенности организации группы

 

 

На первых встречах определяются цели и групповые нормы, которые совместно обсуждаются всеми членами группы. Как правило, такие группы являются открытыми (т.е. группа на каждой своей встрече может принимать в свои ряды новых членов). Когда группа является открытой, ведущий группы (психолог или лидер группы, занимающийся оказанием психологической помощи) обязан периодически возвращаться к уже установленным правилам работы данной группы.

 

Встречи группы могут иметь не только структурированную форму (с приготовленной заранее программой проведения), но и «эластичную» (для разрешения текущих проблем участников и стабилизации самочувствия каждого из них).

 

Важной ролью ведущего является забота о том, чтобы каждый из участников группы имел гарантированное время для высказывания. Одновременно ведущий следит за соблюдением прав участников в их желании оставаться пассивными и молчаливыми, если некоторые из них того желают.

 

.

 

• группы для детей начальной школы, родители которых находятся в раз-воде;

• группы для детей алкоголиков (средняя школа, старшие классы);

• группы для несовершеннолетних отцов, не состоящих в браке;

• группы для поддержки ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом;

• группы для мужчин в социальном центре;

• группы для детей (взрослых), подвергающихся (подвергавшихся) насилию в семье;

• группы поддержки для женщин, переживших инцест;

• группы для пожилых людей, переживших тяжелую утрату.

 

Все эти группы являются темоцентрированными в той степени, в которой они предлагают определенную структуру для проведения встреч. Они развивают обмен мнениями, формируют обратную связь между членами группы, и их целью является стимуляция и сопровождение изменений в повседневной жизни членов группы. Эти группы могут быть организованы для любой категории клиентов и удовлетворять конкретные потребности и запросы, о которых заявляет индивид.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: