Ответ на домашнее задание. Час- 10.4 ТЫСЯЧ




ОДб.12 ГЕОГРАФИЯ

Автомеханик

УРОК № 5

Группа: АМ-3-20

Дата: 06.10.2020 г.

Преподаватель: Л.Н.Иванова

ТЕМА УРОКА: ЧИСЛЕННОСТЬ, ВОСПРОИЗВОДСТВО, ДИНАМИКА НАСЕЛЕНИЯ. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА. РАЗМЕЩЕНИЕ И ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ. СОСТАВ И СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ (ПОЛОВОЗРАСТНОЙ, ЭТНИЧЕСКИЙ, РЕЛИГИОЗНЫЙ СОСТАВ, ГОРОДСКОЕ И СЕЛЬСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ).

Цель урока: сформировать представления о численности населения Земли, о типах воспроизводства населения, о демографической политике в странах с разным типом воспроизводства населении, о продолжительности жизни; выявить закономерности динамики численности населения мира.

 

Мы приступаем к изучению очень важной и интересной темы: «Население мира». В ходе урока мы выявим закономерности динамики численности населения мира. Познакомимся с типами воспроизводства населения и с демографической политикой стран с разными типами воспроизводства населения. Будем совершенствовать навыки работы со статистическими материалами.

 

Как называется наука о численности населения?

Демография ( от греч. демо - народ, графо - пишу)- наука о закономерностях производства населения, изучающая его численность.

- В результате какого процесса можно установить численность населения страны? (Перепись)

- Какой период рекомендует ООН? (10 лет)

В мире издавна существовал интерес к численности населения. Впервые учёт численности населения проводился 4 тысячи лет назад в государствах Востока – Египте, Китае, Индии. Позднее в Древней Греции и Древнем Риме. Сегодня учёт проводится во всех странах мира кроме Катара и Омана.

Зачем государству необходимо знать численность населения своей страны?

(Численность рабочей силы, возможность формирования армии, сбор налогов и т. д)

Д о 17 в. население росло медленно.

- Почему? (Эпидемии, войны, нехватка продовольствия, низкий уровень жизни, недостаточно развита медицина.)

В начале 20 в. Произошло резкое увеличение численности населения. Это называется демографический взрыв.

В странах – участниках 2-й мировой войны демографический взрыв не наблюдался. Был он небольшим и в России.

В различных регионах мира население увеличивалось разными темпами.

Какие регионы являются лидерами по росту численности населения?

1. Зарубежная Азия 2. Африка. 3. Латинская Америка.

Какие проблемы вызывают высокие темпы роста населения в мире?

1. Продовольственную - нехватка продуктов питания в некоторых регионах мира (в основном в тех, где наблюдаются высокие темпы прироста населения.) В целом по миру недоедает 500 млн. чел.

2. Истощение земель из-за нерационального их использования.

3. Сведение лесов вследствие вырубки на топливо и на увеличение новых земель под пашню.

4. Загрязнение окружающей среды – результат урбанизации, в виде большого количества свалок вокруг крупных городов, повышение востребованности в огромном материальном бытовом обеспечении.

5. Проблема нехватки воды и т.д.

 

Итак! Никогда население земли не возрастало так быстро, как в середине 2-й половины 20 века.

Час- 10.4 ТЫСЯЧ

МИНУТА- 175 ЧЕЛОВЕК

СУТКИ- 250 ТЫСЯЧ

ГОД- 140 МЛН. ЧЕЛ.

Сколько нас? Статус 7 млрд. жителя планеты приобрел ребенок, родившийся в Калининграде. 31октября 2011 года. А на сегодняшний день? Как Вы думаете?

От каких показателей зависит численность населения? (от рождаемости и смертности).

Естественный прирост - превышение рождаемости над смертностью, то есть разница между количеством родившихся и количеством умерших за определенный период времени.

Смертность. На уровень смертности влияют такие процессы как питания, санитарно- гигиенические условия труба и быта, уровень развития и доступности здравоохранения.

Рождаемость также зависит от уровня социально-экономической структуры общества и от условий жизни людей. Но неправильно было бы определить прямую зависимость уровня рождаемости от уровня жизни в стране. Например, в США уровень естественного прироста средний, а в ФРГ он намного ниже. Россия переживает экономический кризис и, следовательно, рождаемость низкая, а в ФРГ и Италии экономическая жизнь стабильная, но рождаемость такая же низкая и естественный прирост отрицательный. Как правило, по мере роста благосостояния и роста уровня образования, женщины вовлекаются в экономическую жизнь общества, на производство, увеличивается срок образования детей, увеличивается возраст вступления в брак, общее возрастание затрат на ребенка, также рост урбанизации влияет на уменьшение рождаемости. Следовательно, в развитых странах уровень рождаемости, как правило, падает. В странах с переходной экономикой повышение уровня жизни вызывает, наоборот, рост рождаемости.

Социально-экономические причины, вызывающие низкие показатели рождаемости:

1. Высокий уровень урбанизации (выше 75%).

2. Высокий уровень жизни.

3. Высокий уровень образования и возрастание лет затраченных на учебу.

4. Увеличение расходов на содержание ребенка.

5. Изменение статуса женщины, эмансипация, появление у женщин новых ценностей, таких как независимость, желание сделать карьеру и т.д.

6. Увеличение доли пожилых людей и, следовательно, уменьшение доли работоспособных людей.

7. Последствия войн, конфликтов, терроризма.

8. Увеличение возраста вступления в брак, например, в Швеции и Дании доля населения вступающих в брак в возрасте 30 лет в первый раз близка к 50%.

Социально-экономические причины, вызывающие высокие показатели рождаемости:

1. Низкий уровень жизни.

2. Преобладание сельского образа жизни.

3. Религиозные обычаи, поощряющие многодетность.

4. Традиции многодетности.

5. Подневольное положение женщин, ранние браки.

6. Рост уровня медицины.

7. Улучшение санитарной культуры.

Рост численности населения зависит от характера его воспроизводства.

Воспроизводство (естественное движение) совокупность процессов рождаемости, смертности и ЕП, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений.

Возрастной состав

Выделяются страны:

а) с прогрессивным типом возрастной структуры населения — с большой долей детей (какой тип воспроизводства?);

б) со стационарным типом — равновесная по возрастам;

в) с регрессивным типом — большая доля пожилых и малая доля детей.

Информация к размышлению. Самая большая боля пожилых в Швеции — 25%, детей — в Йемене — 52%. Меньше всего пожилых людей в ОАЭ и Кувейте — 2%.

Какие проблемы испытывает страна с большой долей детей или пожилых людей?

Демографическая политика - это система административных, экономических и пропагандистских и других мероприятий, с помощью которых государство воздействует на естественное движение населения (прежде всего на рождаемость) в желаемом для себя направлении.

Демографическая государственная политика в зависимости от своей направленности дает определенные результаты. В основном ее действенность проявляется в изменении рождаемости в стране. В странах первого типа воспроизводства демографическая политика направлена на повышение рождаемости, а второго типа — наоборот, на уменьшение.

Продолжительность жизни -это ожидаемая продолжительность предстоящей жизни населения, которая определяется с помощью расчетов, основанных на теории вероятностей. Зависит как от биологических, наследственных особенностей, так и от условий питания, быта, труда. Исчисляется количеством лет.

Изучая надгробные камни древних римлян, английский ученый Магдонелл пришел к выводу, что они жили в среднем 22 года. Точно такое число получили исследователи египетских мумий. Фараон Рамсес II прожил около 70 лет, в его царстве в то время не было людей, живших во времена правления предыдущего фараона, и египтяне считали, что фараон бессмертен. О жизни в средние века папа Иннокентий III писал, что в XII-XIII веке мало кто достигал 46 лет, 60-летние люди — большое исключение. В XVIII веке был достигнут 30-летний рубеж. В XIX веке бельгийцы жили в среднем 32 года, голландцы — 34; англичане — 33. Разная смертность была и среди разных слоев населения: среди зажиточных 12, 6 промилле, среди рабочих — 27,2.

В 70-х годах 20 века продолжительность жизни в Швеции 71-75 лет, Пакистане — 35 лет.

Для характеристики продолжительности жизни используют показатель продолжительности предстоящей жизни, который говорит о том, сколько лет проживет человек, родившийся в соответствующем году, если условия для сохранения его здоровья останутся неизменными на протяжении всей его жизни.

Средняя продолжительность жизни для всего мира – 69 лет (67 лет для мужчин и 72 года для женщин). Для экономически развитых стран составляет 75 и 85 лет соответственно.

Для развивающихся – 66 и 69.

Афганистан – 44,6

Свизиленд – 45,5

Лесото – 45,7

Зимбабве – 46,8

Замбия – 47,2

ДР Конго – 47,2

Япония – 82, 3

Сингапур – 82,1

Австралия – 81,8

Италия – 81,8

Канада – 81,4

Франция – 81,2

Испания – 81,2

Как вы думаете?

1. Почему в развивающихся странах так упорно сохраняется высокая рождаемость?

(Здесь высока доля детской смертности; много детей — больше шанс иметь

много работников в семье, обеспечить себя в старости.)

2. Какую демографическую политику вы бы порекомендовали среднеразвитой стране с немногочисленным населением и значительными резервами для обработки земель? (ДМ на повышение рождаемости)

3. Какую демографическую политику вы бы порекомендовали правительству стран с низким уровнем развития, высокой плотностью населения, ограниченными землями под пашню? (На понижение рождаемости)

Домашнее задание.

1. Написать в конспекте причины, повышающие рост рождаемости и причины, снижающие ее.

2. Сделать вывод о связи продолжительности жизни с качеством жизни.

3. Заполнить таблицу, выбрав ответы из предложенных ниже

Демографическая политика в странах первого типа воспроизводства Демографическая политика в странах второго типа воспроизводства
   
   
   
   

 

Предлагаемые ответы:

1. Единовременные ссуды молодоженам

2. Принята национальная программа планирования семьи

3. Пособия при рождении каждого ребенка

4. Повышен возраст вступления в брак

5. Ежемесячные пособия для детей

6. Производится добровольная стерилизация населения

7. Оплачиваемые отпуска

8. Политический девиз: нас двое - нам двоих

 

 

Ответ на домашнее задание

(в виде фотографий или документов Microsoft Word)

прислать на электронный адрес:
larisanikolaevna.epgl@yandex.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: