Арабский халифат (V- XI вв. н.э.)




Государства востока в эпоху средневековья

Термин «Средние века» употребляется для обозначения периода истории стран Востока первых семнадцати веков новой эры. Естественным верхним рубежом периода принято считать XVI — начало XVII в., когда Восток становится объектом европейской торговой и колониальной экспансии, прервавшей характерный для азиатских и североафриканских стран ход развития.

Географически средневековый Восток охватывает территорию Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Центральной и Средней Азии, Индии, Шри-Ланки, Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.

Страны Востока в Средние века были связаны с Европой. Носительницей традиций греко-римской культуры оставалась Византия. Арабское завоевание Испании и походы крестоносцев на Восток способствовали Взаимодействию культур.

Становление средневековых обществ Востока характеризовалось ростом производительных сил — распространялись железные орудия, расширялось искусственное орошение и совершенствовалась ирригационная техника, ведущей тенденцией исторического процесса как на Востоке, так и в Европе было утверждение феодальных отношений. Различные же итоги развития на Востоке и Западе к концу XX в. обусловливались меньшей степенью его динамизма.

Факторы запаздывания восточных обществ:

- Сохранение наряду с феодальным укладом крайне медленно распадавшихся первобытно-общинных и рабовладельческих отношений;

- Устойчивость общинных форм общежития, сдерживавших дифференциацию крестьянства;

- Преобладание государственной собственности и власти над частным землевладением и частной властью феодалов;

- Безраздельная власть феодалов над городом, ослабляющая антифеодальные устремления горожан.

 

 

Основные этапы истории восточных государств

I—VI вв. н.э. — переходный период зарождения феодализма.

VII—X вв. — период раннефеодальных отношений с присущим ему процессом натурализации экономики и упадка древних городов.

XI—XII вв. — домонгольский период, начало расцвета феодализма, становление сословно-корпоративного строя жизни, культурный взлет.

XIII в. — время монгольского завоевания, прервавшего развитие феодального общества и обратившее некоторые из них вспять.

XIV— XVII вв. — послемонгольский период, который характеризуется замедлением общественного развития, консервацией деспотической формы власти.

В цивилизационном отношении восток отличался от Европпы. Одни цивилизации на Востоке возникли еще в древности: буддийская и индусская — на полуострове Индостан, даосско- конфуцианская — в Китае. Другие родились в Средние века: мусульманская — на Ближнем и Среднем Востоке, индо-мусульманская — в Индии, индусская и мусульманская — в странах Юго-Восточной. Азии, буддийская — в Японии и Юго-Восточной Азии, конфуцианская — в Японии и Корее.

Индия (VII – XVII вв.)

В V-VII вв. на территории Индии существовало около 50 враждующих друг с другом государств. В середине VIII в. Северную, а также часть Цен­тральной Индии завоевали раджпуты — потомки смешавшихся с местным населением кочевников. Наиболее влиятельный раджпутский род образовал государство Пратихаров. Это государство долго господствовало в Индии. К этому периоду относятся и пер­вые попытки проникновения в Индию арабов.

Социально эканомическое развитие в раджупский период характеризовалось ростом феодальных владение. Наиболее богатыми среди феодалов наряду с правителями были индуиские храмы и монастыри. Но индуиская община оставалась не зависимой, крупным по размерам и обладавшим автономным самоуправлением.

Городская жизнь начала возрождаться только к концу Раджуптского периоа: быстрое развитие старых портовых центров; возникновение новых городов среди замков феодалов, где селились ремесленники, обслуживающие потребности двора; усиление обмена между городами и возникновение группировок ремесленников по кастам; развитие ремесла и торговли сопровождалось борьбой граждан против феодалов.

На этом этапе феодальной раздробленности буддуизм взял вверх над буддизмом. Это соответствовало политическому строю эпохи.

В XIII в. значительная часть страны была объединена в рамках мусульманского государства — Делийского султаната. Еще до его возникновения на севере Индии образовалось несколько мелких государств на землях, захваченных мусульманами. Военачальник одного из мусульманских правите­лей объявил себя султаном, сделав своей столицей город Дели. Постепенно власть султанов распространилась на всю Северную и Центральную Индию, а временами они захватывали и Южную Индию. Значительная часть индийских земель была распределена между мусульманскими воинами и мечетями. Индийские князья должны были подчиняться мусульманам. Высшая власть в госу­дарстве принадлежала султану. Правосудие осуществлялось мусуль­манским духовенством. Весь государственный аппарат, как и ар­мия, состоял из мусульман. Мусульмане были освобождены от податей.

Города Индии успешно развивались, чему способствовали рас­ширение торговых связей с исламским миром.

В Индии стал распространяться ислам. Но основная масса на­селения осталась верной индуизму. Борьба индуизма и ислама, несовместимость жизненных обычаев, норм поведения, опреде­ляемых этими религиями, вела к ослаблению Делийского султа­ната.

Культура Индии.

Наиболее известные памятники культуры ран­него Средневековья находятся в Аджании и Эллоре. Аджания про­славилась главным образом настенными росписями буддийских монастырей.

На юге Индии в X-XII вв. получает распространение бронзо­вая скульптура. Среди статуй и статуэток индуистских божеств глав­ное место занимает изображение бога Шивы. Он предстает в виде многорукого Натараджана — бога танца.

Завоевание Северной Индии в X-XII вв. мусульманами при­несло новые для Индии культурные традиции Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока. В Индии стали строиться сооруже­ния с арками, куполами и сводами. Появились и новые типы со­оружений (мечети, минареты, мавзолеи).

Велик вклад Индии и в науку. Так, исключительно важным стало создание десятичной системы счисления. Индийскими уче­ными была создана таблица для вычисления местонахождения планет. Ученый и астроном Арнабхата высказал мысль, что Земля — шар и вращается вокруг своей оси. Многие астрономические труды индийских ученых переводились на арабский язык. Благодаря этому идеи, заложенные в эти сочинения, проникали и в другие страны.

Китай (III-XVII вв.)

Эпоха раздробленности (III-VI вв.).

С падением империи Хань на рубеже II-IIIвв. в Китае происходитсмена эпох: заканчивается древний период истории страны и начинается Средневековье. Первый этап раннего феодализма вошел в историю как время Троецарствия (220-280 гг.). На территории страны сложилось три государства (Вэй-на севере, Шу-в центральной части и У-на юге), власть в которых по типу приближалась к военной диктатуре.

Но уже в конце III в. политическая стабильность в Китае вновь утрачивается, и он становится легкой добычей хлынувших сюда кочевых племен, преимущественно оседавших в северо-западных районах страны. С этого момента в течение двух с половиной веков Китай был разделен на северную и южную части, что сказалось на последующем его развитии.

Политические изменения в Китае III-VI вв. тесно связаны с кардинальными сдвигами в этническом развитии.

Период политической раздробленности сопровождался заметной натурализацией хозяйственной жизни, упадком городов и сокращением денежного обращения. Мерилом стоимости стали выступать зерно и шелк. Была введена надельная система землепользования (чжань тянь), которая сказалась на типе организации общества и способе управления им.

Надельной системе противостоял процесс роста частных земельных участков так называемых «сильных домов» («да цзя»), который сопровождался разорением и закабалением крестьянства. Введение государственной надельной системы, борьба власти против экспансии крупного частного землевладения длились на всем протяжении средневековой истории Китая и сказались на оформлении уникального аграрного и общественного строя страны.

Ярким проявлением социальных сдвигов стало повышение роли аристократии. Знатность определялась принадлежностью к старым кланам. Родовитость закреплялась в списках знатных фамилий, первый общий реестр которых был составлен в III в. Еще одной отличительной чертой общественной жизни III-VI вв. было усиление личностных отношений. Принцип личного долга младшего перед старшим занял ведущее место среди моральных ценностей.

Имперский период (конец VI-XIII вв.). В этот период в Китае возродился имперский порядок, произошло политическое объединение страны, изменился характер верховной власти, усилилась централизация управления, возросла роль чиновно-бюрократического аппарата. В годы владычества династии Тан (618-907) складывается классический китайский тип имперского управления. В стране происходили мятежи военных губернаторов, крестьянская война 874-883 гг., длительная борьба с тибетцами, уйгурами и тангутами на севере страны, военное противостояние южно-китайскому государству Наньчжао. Все это привело к агонии Танского режима.

Экономика Китая VII-XII вв. основывалась на аграрном производстве. Надельная система к концу Х в. исчезла. Порядок налогообложения назван тотальным. Главным был поземельный двухразовый натуральный налог, составляющий 20 % урожая, дополнявшийся промысловой податью и отработками. Для учета налогоплательщиков каждые три года составлялись подворные реестры. Объединение страны привело к постепенному повышению роли городов.

В средневековом Китае существовали три религиозные доктрины: буддизм, даосизм и конфуцианство. В эпоху Тан правительство поощряло даосизм Одновременно усиливались гонения на буддизм и утверждалось неоконфуцианство, которое претендовало на роль единственной идеологии, обосновавшей общественную иерархию и соотносившей ее с понятием личного долга.

К началу XIII в. в китайском обществе приобретают законченную форму и закрепляются многие черты и институты, которые впоследствии будут претерпевать лишь частичные изменения.

История средневекового Китая представляет собой пестрый калейдоскоп событий: частую смену правящих династий, длительные периоды господства завоевателей, как правило, приходивших с севера и очень скоро растворявшихся среди местного населения, восприняв не только язык и образ жизни, но и классический китайский образец управления страной, оформившийся в танскую и сунскую эпохи. Ни одно государство средневекового Востока не смогло достичь такого уровня управляемости страной и обществом, какой был в Китае.

Китайское общество не было столь замкнутым и жестко организованным, как, например, индийское. Предводитель крестьянского восстания в Китае мог стать императором, а простолюдин, выдержавший государственные экзамены на чиновничью должность, мог начать головокружительную карьеру.

Япония.

Япония успешно контактировала с ближайшими соседями – Китаем и Кореей. Поэтому многое в управлении государством было заимствовано у этих стран.
Впервые государство в Японии возникло в 4 – 6 веке. В раннем средневековье во главе государства стоял правитель, управлявший при помощи знати.
Основную массу населения составляли крестьяне. На них приходилась вся тяжесть налогов. Главным из них была рента на землю. Кроме того, в Японии жили неполноправные (иноземцы) и рабы.

 

 

Для политической системы Японии было характерно:
1. централизация власти;
2. Вся земля в стране находится в руках государства;
3. существование общин.

Арабский халифат (V- XI вв. н.э.)

На территории Аравийского полуострова уже во II тыс. до н.э. жили арабские племена, входившие в семитскую группу народов. В V-VI вв. н.э. арабские племена преобладали на Аравийском полуострове. Через Аравийский полуостров проходили торговые караванные пути между Месопотамией, Сирией, Египтом, Эфиопией, Иудеей. Пересечением этих путей был Мекканский оазис близ Красного моря. В этом оазисе жило арабское племя курейш, родоплеменная знать которого, используя географическое положение Мекки, получала доходы от транзита товаров через их территорию. Кроме того Мекка стала религиозным центром Западной Аравии.

Причины возникновения исламам: В VI в. н, э. в Аравии в связи с перемещением торговых путей в Иран падает значение торговли. Население, потерявшее доходы от караванной торговли, вынуждено было искать источники существования в земледелии. Но пригодных для сельского хозяйства земель было мало. Их надо было завоевывать. Для этого необходимы были силы и, следовательно, объединение раздробленных племен, к тому же поклонявшихся разным богам. Все явственней определялась необходимость введения единобожия и сплочения на этой основе арабских племен.

Эту идею проповедовали приверженцы секты ханифов, одним из которых был Мухаммед (ок. 570-632 или 633), ставший основателем новой для арабов религии – ислама.

Ислам имеет с иудаизмом общие обычаи и запреты. На первом этапе развития новое религиозное мировоззрение ислам не было поддержано большинством соплеменников Мухаммеда, и в первую очередь знатью, так как они опасались, что новая религия приведет к прекращению культа Каабы как религиозного центра, и тем самым лишит их доходов.

В 622 г. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать от преследований из Мекки в город Ясриб (Медину). Этот год считается началом мусульманского летоисчисления. Однако лишь в 630 г., набрав необходимое число сторонников, он получил возможность сформировать военные силы и захватить Мекку, местная знать которой вынуждена была подчиниться новой религии, тем более их устраивало, что Мухаммед провозгласил Каабу святыней всех мусульман.

Значительно позже (ок. 650) после смерти Мухаммеда его проповеди и изречения были собраны в единую книгу Коран (в переводе с арабского означает чтение), которая стала священной для мусульман.

Более поздняя исламская религиозная литература носит название сунна. В ней приведены предания о Мухаммеде. Мусульмане, признавшие Коран и сунну, стали называться суннитами, а признавшие лишь один Коран, – шиитами.

Шииты признают законными халифами (наместниками, заместителями) Мухаммеда, духовными и светскими главами мусульман только его родственников.

Экономический кризис Западной Аравии в VII в., вызванный перемещением торговых путей, отсутствием пригодной для сельского хозяйства земли, высоким приростом населения, подталкивал вождей арабских племен к поискам выхода из кризиса путем захвата чужих земель.

Руководствуясь этой конкретной задачей и идеологией ислама, преемники Мухаммеда – халифы, начали серию завоевательных походов. Они завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Персию. Уже в 638 г. они захватили Иерусалим.

До конца VII в. под властью арабов оказались страны Ближнего Востока, Персия, Кавказ, Египет и Тунис.

Таким образом, эпоха существования Арабского халифата, вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются «Золотым веком ислама».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: