Методика обучения игре в баскетбол в группе начальной подготовки




 

Начальный этап обучения баскетболу детей отличается сложностью и трудностью работы. Это объясняется, во-первых, особенностями занимающихся и, во-вторых, многообразием педагогических задач, которые необходимо с особой тщательностью решать на этом этапе.

 

Обучение баскетболу в этом возрасте представляет собой не самоцель, а лишь средство всестороннего развития и воспитания ребенка. Однако это не противоречит осуществлению специализированной подготовки, проводимой сообразно с этими ведущими задачами.

 

Начальный этап обучения юных спортсменов баскетболу преследует две главные цели: 1) знакомство детей младшего школьного возраста с баскетболом как действенным средством физического воспитания и 2) отбор одаренных детей для привлечения в специализированные отделения ДЮСШ [34].

 

Обучений детей младшего школьного возраста баскетболу представляет собой педагогический процесс, который содержит две стороны дополняющие друг друга, - обучение и тренировку. Причем при работе с детьми младшего школьного возраста обучение имеет преобладающее значение. Конечной целью подготовки детей этого возраста является приобретение элементарных знаний, умений и навыков, воспитание физических и психических качеств. В результате занятий баскетболом дети должны приобрести специальную игровую ловкость, представляющую собой сочетание специальных двигательных и интеллектуальных качеств. Следовательно, достижение этой цели возможно только при такой организации учебного процесса, когда развитие двигательных качеств, овладение игровыми приемами органически сочетается с целенаправленным воспитанием личности.

 

Подготовка детей, занимающихся баскетболом, должна представлять собой хорошо продуманную систему, в которой количественные и качественные характеристики соответствовали бы особенностям возрастного развития и общим задачам физического воспитания. Правильный выбор средств и методов подготовки - решающее условие эффективности избранной системы подготовки [34,42].

 

Формирование двигательных навыков - важная задача процесса обучения. Ее решают посредством специальных методов обучения: целостного и расчлененного. Оба они находят применение в практике работы с детьми. Но все же ведущее место занимает целостный метод. В качестве одной из причин этого следует назвать особую сложность приемов игры, которые всегда представляют единство двух сторон - внешней, т.е. техники, и внутренней, смысловой, т.е. тактики. Техника движений всегда обусловлена условиями применения. Отрыв техники от тактики порождает утерю причинно-следственной связи и, следовательно, затрудняет понимание ее целесообразности. Это тем более опасно, когда изучаемое движение искажается. Игровые примы, как правило, представляют собой слитные взаимосвязанные ациклические движения. Разделить их на части, выполнение которых было бы возможно без искажения внутренней структуры и кинематики движения, очень трудно.

 

Разучивание нового осуществляется посредством методов показа, объяснения и упражнения. С помощью первых двух методов у занимающихся создается представление об изучаемом движении. В дальнейшем эти представления уточняются и закрепляются в процессе упражнений. Это не исключает возможности повторного объяснений и показа закрепляемого материала.

 

Постепенно занимающиеся приобретают умение применять изучаемые элементы в реальных условиях игры, изученные приемы автоматизируются и достигают высокого уровня совершенства. Это позволяет переключить внимание на характер игровой деятельности, добиваясь проявления творчества и изобретательности от каждого занимающегося.

 

Игровой метод в работе с детьми способствует успешному решению задач всех видов подготовки. При обучении технике игровые навыки адаптируются к влиянию эмоционального фона состязаний. Тактические действия лучше всего осваиваются в упрощенных условиях "маленьких" игр [42].

 

Как правило, в этом возрасте дети еще имеют самые минимальные представления об игре в баскетбол и не владеют специальными навыками, но отличаются безграничной верой в свои возможности, активностью в игре и стремлением стать "большим мастером баскетбола".

 

Конечная цель систематизированных занятий в этом возрасте сводится к тому, чтобы выработать у детей так называемое чувство мяча, научить их обращаться с ним. Для этого они должны научиться правильно выходить на мяч для овладения им, ловить мяч и передвигаться с ним в руках, правильно бросать его на различные расстояния, постоянно наблюдать за играющим.

 

Характерным для этого этапа обучения является ограничение количества изучаемых технических приемов и преобладающее использование подвижных игр. Игру в баскетбол (мини) вводят лишь в конце периода, когда дети научатся ловить, передавать мяч и передвигаться с ним, будут понимать основные тактические задачи в нападении и защите.

 

Главной целью занятий по баскетболу с детьми данного возраста является обеспечение полноценного физического развития и приобретение комплекса качеств и навыков, необходимых в дальнейших занятиях баскетболом. Именно в этом возрасте целенаправленное развитие этих качеств дает наиболее ощутимый результат и становится реальной основой будущего высокого спортивного мастерства.

 

Учебный процесс с детьми, занимающимися баскетболом складывается из: физической, технической, тактической, морально-волевой (психологической) и теоретической подготовки. Все эти стороны подготовки взаимосвязаны, а условное их деление лишь облегчает анализ всей работы.

 

Физическая подготовка - первейшая основа роста спортивного мастерства юного баскетболиста. Не обладая высоким уровнем развития физических качеств и не владея разнообразием двигательных навыков, нельзя овладеть специальными приемами игры в баскетбол. Правильно организованная физическая подготовка способствует развитию детского организма, функций отдельных органов и систем и тем самым укрепляет здоровье занимающихся.

 

В данном возрасте еще не следует делить физическую подготовку на общую и специальную, так как главное ее назначение - достижение всестороннего физического развития. Основное содержание составляют общеразвивающие упражнения. Специальные качества развиваются непосредственно в процессе упражнений с мячом и игры в баскетбол.

 

Одна из особенностей физической подготовки младших школьников состоит в том, что они не располагают возможностями для интенсивного развития всех физических качеств, а лишь некоторые из них. К числу последних относятся ловкость, гибкость и быстрота.

 

Техническая подготовка имеет решающее значение для формирования будущего баскетболиста. Не овладев техническими приемами, невозможно принять участие в игре и, следовательно, нельзя освоить ее тактику.

 

Изучение техники всегда должно проходить вместе с тактикой, на фоне тактических задач. Выполнение техники возможно лишь после определения тактической задачи и на короткий период, до овладения основой движения. Дальнейшая детализация и закрепление технического приема проходит также на фоне решения тактической задачи. Изолированное обучение технике с последующим (в более старшем возрасте) соединением с тактикой не дает желаемого результата и не позволяет достичь высокого спортивного мастерства.

 

Правильно организованная техническая подготовка обязательно должна быть связана и с физической подготовкой. Всесторонняя физическая подготовка есть основа для овладения техникой баскетбола. Чем выше уровень двигательных возможностей, тем легче, прочнее усваиваются специальные приемы. После того как техника будет освоена, рост мастерства больше всего будет связан с совершенствованием уровня специальных физических качеств.

 

Тактическая подготовка при работе с детьми занимает важное место, ибо она означает обучение умению играть. Основу игры составляет способность владеть мячом, т.е. техника, а умение распорядиться им есть не что иное, как тактика. Для этого нужно правильно выбрать способ, место и время действия, быстро и правильно реагировать на действия противника, уметь взаимодействовать со своими партнерами. Именно это и является содержанием тактической подготовки.

 

Тактическая подготовка осуществляется с помощью специальных средств, к числу которых относятся парные, групповые (с пассивным противником) и игровые упражнения (2х1, 2х2, 3х2, 3х3), подвижные игры и игра в мини-баскетбол. Однако ни одно из этих средств не является универсальным. Они используются последовательно или комплексно на разных этапах обучения.

 

Морально-волевая (психологическая) подготовка столь же необходима при работе с детьми, как и другие стороны подготовки. По своему содержанию этот раздел подготовки целиком направлен на воспитание у занимающихся лучших черт характера. Младший школьный возраст в отношении воспитательного воздействия столь же податлив и благоприятен, как и в отношении обучения двигательным действиям. Успех начальной подготовки, как никакой другой, зависит от качества этого сложного раздела работы.

 

Теоретическая подготовка - обязательная часть общей подготовки юных баскетболистов. Она помогает вооружить занимающихся широким запасом сведений о содержании игры, закономерностях двигательной деятельности.

 

Наиболее доступной для детей формой теоретической подготовки являются краткие беседы, которые предшествуют и связаны с содержанием тренировки.

 

Тесная взаимосвязь между всеми видами подготовки вызывает необходимость преимущественного использования комплексных форм и методов занятий с юными спортсменами. Почти на всех занятиях нужно решать задачи как минимум трех видов подготовки: физической, технической и тактической. Лучше, если ведущей задачей всего урока будет обучение тактике. Тогда все остальные задачи будут подчинены ей, а занятие получит тематическую направленность.

Заключение

Систематическая учебно-тренировочная работа проводится пока только в детско-юношеских спортивных школах, в которые отбирают наиболее одаренных детей. К сожалению, в общеобразовательных школах баскетбол еще не получил должного развития. Технические элементы, усвоенные в процессе тренировки, помогают правильному ведению игры в условиях соревнований. Они разделяются на технические приемы игры в нападении, защите.

 

Изучение техники игры начинается с приемов, которые чаще всего встречаются в игре. Это перемещения по площадке, затем изучение техники игры в нападении и постепенно вводятся элементы защиты. К перемещениям по площадке относятся ходьба, бег, прыжки, остановки, повороты.

 

Главными задачами на этапе начальной спортивной специализации являются обеспечение всесторонней физической подготовленности занимающихся, овладение ими рациональной спортивной техникой, создание благоприятных предпосылок для достижения наивысших результатов в возрасте, оптимальном для каждого вида спорта.

 

У детей данного возраста недостаточно развита мышечная сила, координация и точность движений. Младшие школьники не всегда правильно повторяют движения, воспринимают направление движения относительно собственного тела. Выполнение упражнений, связанных с сохранением равновесия, сложных по координации требует концентрации внимания. Дети этого возраста более расположены к кратковременным скоростно-силовым упражнениям, так как силовые, особенно статические упражнения вызывают быстрое развитие охранительного торможения, связанного с низким уровнем развития силы.

 

Начальный этап обучения юных спортсменов баскетболу преследует две главные цели: знакомство детей младшего школьного возраста с баскетболом как действенным средством физического воспитания и отбор одаренных детей для привлечения в специализированные отделения ДЮСШ.

 

Начальный этап обучения детей младшего школьного возраста баскетболу представляет собой педагогический процесс, который содержит две стороны дополняющие друг друга, - обучение и тренировку. Причем при работе с детьми младшего школьного возраста обучение имеет преобладающее значение. В результате занятий баскетболом дети должны приобрести специальную игровую ловкость, представляющую собой сочетание специальных двигательных и интеллектуальных качеств. Следовательно, достижение этой цели возможно только при такой организации учебного процесса, когда развитие двигательных качеств, овладение игровыми приемами органически сочетается с целенаправленным воспитанием личности.

Библиография

1. Абалаков, В.М. Новая аппаратура для изучения спортивной техники.- М.: ФиС, 1960. - 89 с.

 

2. Адаптация организма учащихся к учебным и физическим нагрузкам / Под ред. А.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. - М.: Педагогика, 1982. -240с.

 

3. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия - М.: Просвещение, 1968. -С.58-97.

 

4. Анненков В.Н. Средства и методы технико-тактической подготовки юных баскетболистов 8-11 лет: Автореф. дис. …канд. пед. наук. - СПб, 1993. - 24 с.

 

5. Анискина С.Н. Методика обучения технике игры в баскетбол. -М., 1991.

 

6. Арсак К. Программирование игр и головоломок. - М.: Наука, 1990 - 224 с.

 

7. Бальсевич В.К., Запорожанов В.А. Физическая активность человека. - Киев: Здоровья, 1987. - С.124-147.

 

8. Бальсевич В.К. Онтокинезеология человека.. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 275 с.

 

9. Баскетбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва. - М., 1984. - 154 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: