Литературоведческая пропедевтика




Ученик научится:

- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора).

Ученик получит возможность научиться:

- определять позиции героев и позицию автора художественного текста;

- создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Наименование разделов и тем Всего часов Характеристика видов деятельности учащихся
  Вводный урок по курсу литературного чтения. Знакомство с учебником.   Прогнозировать содержание раздела. Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий. Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника; знать фамилии, имена, отчества писателей, произведения которых читали в 1-3 классах. Предполагать на основе названия содержание главы. Пользоваться словарём в конце учебника.
  Летописи, былины, жития.   Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. Читать отрывки из древнерусских летописей, былины, жития о Сергии Радонежском. Находить в тексте летописи данные о различных исторических фактах. Сравнивать текст летописи с художественным текстом. Сравнивать поэтический и прозаический текст былины. Пересказывать былину от лица её героя. Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки. Составлять рассказ по репродукции картин известных художников. Описывать скульптурный памятник известному человеку. Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека. Описывать характер человека, высказывать своё отношение. Рассказывать об известном историческом событии на основе опорных слов и других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных исторических событий. Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника; проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника.
  Чудесный мир классики. П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов     Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. Составлять самостоятельно план. Пересказывать большие по объёму произведения. Принимать позицию писателя, его отношение к окружающему миру, к героям. Характеризовать героев разных жанров. Сравнивать произведения разных жанров. Сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства. Наблюдать за выразительностью литературного языка в произведениях лучших русских писателей. Выражать свое отношение к мыслям автора, его советам и героям произведений. Высказывать суждение о значении произведений русских классиков для России и русской культуры. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.
  Поэтическая тетрадь. Ф.И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С.Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин     Прогнозировать содержание раздела. Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. Определять средства художественной выразительности в лирическом тексте. Определять самостоятельно интонацию, которая больше всего соответствует содержанию произведения. Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. Самостоятельно оценивать своё чтение.
  Литературные сказки. В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке», В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», П П. Бажов «Серебряное копытце»,С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»   Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературных сказок. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану выборочно и подробно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приемы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
  Делу время – потехе час. Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени», В. Ю.Драгунский «Главные реки», «Что любит Мишка», В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел»   Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения. Определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирая режиссера. Пересказывать текст от имени автора или одного из героев. Проверять себя и оценивать свои достижения.
  Страна детства. Б. С. Житков «Как я ловил человечков», К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М. М. Зощенко «Ёлка»   Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Подбирать книги по теме, рассказывать об их содержании. Воспринимать на слух художественное произведение, читать выразительно диалоги. Находить смешные эпизоды из юмористических рассказов; определять отношение автора к героям. Определять, что важное серьезное скрывается за усмешкой автора. Анализировать возможные заголовки произведений. Использовать в своей речи средства художественной выразительности. Составлять план текста. Пересказывать по плану. Проверять себя и оценивать свои достижения.
  Поэтическая тетрадь В.Я.Брюсов, С. А. Есенин, М. И. Цветаева     Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Находить средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением. Проверять себя и оценивать свои достижения.
  Природа и мы. Д. Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш», А. И. Куприн «Барбос и Жулька», М. М. Пришвин «Выскочка», Е. И. Чарушин «Кабан», В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»   Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Воспринимать на слух художественное произведение. Высказывать свое мнение. Читать вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя по его поступку. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать как авторы передают красоту природы с помощью слова. Объяснять нравственный смысл рассказа. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе. Формулировать основную тему. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
  Поэтическая тетрадь Б. Л. Пастернак, С. А. Клычков, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов, С. А. Есенин     Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения. Подбирать сборники стихов к выставке книг. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Находить средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Заучивать стихи наизусть. Сравнивать произведения живописи, музыки, литературы, определять общее настроение. Проверять чтение друг друга, работая в паре. Самостоятельно оценивать свои достижения.
  Родина. И. С. Никитин, С. Д. Дрожжин, А. В.Жигулин     Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведениями на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Читать стихи выразительно, передавая чувство гордости за своих предков. Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу. Составлять рассказы о Родине, передавая свои чувства, свое отношение к Родине. Участвовать в работе проекта: распределять роли, находить нужную информацию, представлять ее в соответствии с заданной тематикой. Писать сценарий поэтического вечера. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
  Страна фантазия. Е. С. Велтистов «Приключения Электроника», К. Булычёв «Путешествие Алисы»   Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности фантастического жанра. Сравнивать и характеризовать героев произведения. Придумывать фантастические истории. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.
  Зарубежная литература. Д. Свифт «Путешествие Гулливера», Г. Х. Андерсен «Русалочка», М. Твен «Приключения Тома Сойера», С. Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете»   Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведениями на уроке, используя условные обозначения. Подготовить к выставке книги зарубежных писателей. Читать и воспринимать на слух художественное произведение, выразительно читать диалоги. Пересказывать самые интересные эпизоды из произведений от лица героев произведений. Составлять рассказ о герое, используя авторский текст. Высказывать свое мнение о прочитанном произведении. Характеризовать поступки героев. Пользоваться списком рекомендованной литературы для выбора книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование разделов и тем Учебные часы Практическая часть
Контрольные работы Тест Наизусть Проверка навыка чтения Проект
1. Вводный урок            
2. Летописи, былины, жития            
3. Чудесный мир классики            
4. Поэтическая тетрадь            
5. Литературные сказки            
6. Делу время- потехе час            
7. Страна детства            
8. Поэтическая тетрадь            
9. Природа и мы            
10. Поэтическая тетрадь            
11. Родина            
12. Страна Фантазия            
13. Зарубежная литература            
  Итого            

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п Сроки выполнения Название раздела (кол-во часов), темы урока
план факт
1 (1) 03.09   Знакомство с учебником по литературному чтению
Раздел 1. Летописи. Былины. Жития (8 ч)
2 (1) 05.09   Летописи. "И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда".
3 (2) 06.09   "И вспомнил Олег коня своего".
4 (3) 07.09   Былина – жанр устного народного творчества. Былина «Ильины три поездочки».
5 (4) 10.09   «Житие Сергия Радонежского» –памятник древнерусской литературы.
6 (5) 12.09   «Житие Сергия Радонежского». Тест № 1
7 (6) 13.09   Вн.чт. Летописи, былины, сказания.
8 (7) 14.09   Проект «Создание календаря исторических событий».
9 (8) 17.09   Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Проверка навыка чтения
Раздел 2. Чудесный мир классики (21 ч)
10 (1) 19.09   П.П. Ершов. Сообщение о П.П. Ершове.
11 (2) 20.09   П.П. Ершов «Конёк-Горбунок».
12 (3) 21.09   П.П. Ершов «Конёк-Горбунок»
13 (4) 24.09   А.С.Пушкин. Сообщение о А.С. Пушкине. Вн.чт А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»
14 (5) 26.09   А.С. Пушкин. Стихи «Няне», «Туча», «Унылая пора!..».
15 (6) 27.09   А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
16 (7) 28.09   А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
17 (8) 01.10   А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
18 (9) 03.10   М.Ю. Лермонтов. Сообщение о М.Ю. Лермонтове
19 (10) 04.10   М.Ю. Лермонтов «Дары Терека».
20 (11) 05.10   Вн.чт М.Ю.Лермонтов «Три пальмы»
21 (12) 08.10   М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
22 (13) 10.10   М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».
23 (14) 11.10   Сообщение о Л.Н. Толстом.
24 (15) 12.10   Л.Н. Толстой «Детство».
25 (16) 15.10   Л.Н. Толстой «Как мужик убрал камень».
26 (17) 17.10   Сообщение о А.П. Чехове.
27 (18) 18.10   А.П. Чехов «Мальчики».
28 (19) 19.10   А.П. Чехов «Мальчики».
29 (20) 22.10   Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».
30 (21) 24.10   Проверим себя и оценим свои достижения.
Раздел 3. Поэтическая тетрадь (12 ч)
31 (1) 25.10   Лирика Ф.И. Тютчева. «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»
32 (2) 26.10   Вн. чт.Ф.И. Тютчев «Декабрьское утро» Тест № 2.
33 (3) 07.11   А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь».
34 (4) 08.11   Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..»
35(5) 09.11   Е.А. Баратынский «Где сладкий шепот…».
36 (6) 12.11   А.Н.Плещеев «Дети и птичка»
37 (7) 14.11   И.С.Никитин «В синем небе плывут над полями…»
38 (8) 15.11   Н.А.Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»
39 (9) 16.11   Вн.чт. Н.А.Некрасов «Зелёный шум. Пчёлы»
40 (10) 19.11   И.А. Бунин «Листопад». Тест № 3
41 (11) 21.11   Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
42 (12) 22.11   Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа № 1
Раздел 4. Литературные сказки (15 ч)
43 (1) 23.11   В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
44 (2) 26.11   В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
45 (3) 28.11   В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке».
46 (4) 29.11   В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
47(5) 30.11   В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».
48 (6) 03.12   Вн. чт. И.С. Тургенев «Собака».
49 (7) 05.12   П.П.Бажов «Серебряное копытце.
50 (8) 06.12   П.П.Бажов «Серебряное копытце.
51 (9) 07.12   П.П. Бажов «Серебряное копытце».
52 (10) 10.12   С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
53 (11) 12.12   С.Т. Аксаков «Аленький цветочек».
54(12) 13.12   С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Проверка навыка чтения
55 (13) 14.12   Вн. чт. А.П. Чехов Беглец. Детвора
56 (14) 17.12   КВН «Литературные сказки»
57 (15) 19.12   Обобщение по разделу: «Литературные сказки».
Раздел 5. Делу время – потехе час (12 ч)
58(1) 20.12   Е.Л. Шварц«Сказка о потерянном времени»
59(2) 21.12   Е.Л. Шварц«Сказка о потерянном времени»
60(3) 24.12   Е.Л. Шварц«Сказка о потерянном времени»
61 (4) 26.12   В.Ю. Драгунский «Главные реки»
62 (5) 27.12   В.Ю. Драгунский «Главные реки»
63(6) 28.12   В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
64(7) 09.01   В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
65(8) 10.01   В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»
66 (9) 11.01   В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел»
67 (10) 14.01   Обобщение по разделу «Делу время – потехе час».
68 (11) 16.01   Проверим себя и оценим свои достижения. Тест №4.
69 (12) 17.01   Вн.чт.
Раздел 6. Страна детства (8 ч)
70 (1) 18.01   Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
71 (2) 21.01   Б.С. Житков «Как я ловил человечков».
72 (3) 23.01   К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
73 (4) 24.01   К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
74 (5) 25.01   М.М. Зощенко «Ёлка». Тест № 5.
75 (6) 28.01   Обобщение по разделу «Страна детства».
76(7) 30.01   Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа № 2.
77(8) 31.01   Вн.чт. Озорные рассказы М.М. Зощенко
Раздел 7. Поэтическая тетрадь (8 ч)
78 (1) 01.02   В.Я. Брюсов «Опять сон».
79 (2) 04.02   В.Я. Брюсов «Детская».
80 (3) 06.02   С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
81 (4) 07.02   М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка».
82(5) 08.02   М.И. Цветаева «Наши царства».
83 (6) 11.02   Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
84 (7) 13.02   Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа № 3
85 (8) 14.02   Вн.чт. Стихи крымских поэтов.
Раздел 8. Природа и мы (12 ч)
86(1) 15.02   Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
87(2) 18.02   Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
88(3) 20.02   Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».
89(4) 21.02   А.И. Куприн «Барбос и Жулька».
90(5) 22.02   М.М. Пришвин «Выскочка».
91(6) 25.02   Е.И. Чарушина «Кабан».
92(7) 27.02   В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип».
93(8) 28.02   В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип». Тест № 6.
94(9) 01.03   Вн. чт. Читаем рассказы о животных.
95(10) 04.03   Проект «Природа и мы»
96(11) 06.03   Обобщение по разделу «Природа и мы».
97(12) 06.03   Проверим себя и оценим свои достижения. Контрольная работа №4
Раздел 9. Поэтическая тетрадь (9 ч)
98 (1) 07.03   Б.Л. Пастернак «Золотая осень»
99 (2) 11.03   С.А. Клычков «Весна в лесу»
100 (3) 13.03   Д.Б. Кедрин «Бабье лето»
101(4) 14.03   Н.М. Рубцов «Сентябрь».
102 (5) 15.03   С.А. Есенин «Лебедушка».
103 (6) 20.03   С.А. Есенин «Лебедушка».
104 (7) 21.03   . Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
105(8) 22.03   Проверим себя и оценим свои достижения.
106(9) 22.03   Вн.чт. Урок-конкурс «Поэзии прекрасные страницы». Чтение стихотворений наизусть.
Раздел 10. Родина (7 ч)
107(1) 01.04   И.С. Никитин «Русь».
108(2) 03.04   С.Д. Дрожжин «Родине»
109(3) 04.04   А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».
110(4) 05.04   Б.А. Слуцкий «Лошади в океане».
111(5) 08.04   Проект: «Они защищали Родину»
112(6) 10.04   Обобщение по разделу «Родина».
113(7) 11.04   Вн.чт. Произведения о Родине.
Раздел 11. Страна Фантазия (6 ч)
114(1) 12.04   Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
115(2) 15.04   Е.С. Велтистов «Приключения Электроника».
116(3) 17.04   Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
117(4) 18.04   Кир Булычёв «Путешествие Алисы».
118(5) 19.04   Обобщение по разделу «Страна фантазия». Тест № 7.
119(6) 22.04   Вн.чт. Фантастические рассказы
Раздел 12. Зарубежная литература (17 ч)
120(1) 24.04   Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
121(2) 24.04   Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
122(3) 25.04   Д. Свифт «Путешествие Гулливера».
123(4) 26.04   Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
124(5) 06.05   Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
125(6) 06.05   Г.-Х. Андерсен «Русалочка».
126(7) 08.05   М. Твен «Приключения Тома Сойера».
127(8) 13.05   М. Твен «Приключения Тома Сойера».
128(9) 15.05   Проверка навыка чтения
129(10) 16.05   Итоговая диагностическая работа
130(11) 17.05   С. Лагерлёф «Святая ночь».
131(12) 17.05   С. Лагерлёф «В Назарете».
132(13) 20.05   С. Лагерлёф «В Назарете».
133(14) 22.05   Обобщение по разделу «Зарубежная литература».
134(15) 23.05   Итоговый урок
135(16) 23.05   Что читать летом. Экскурсия в библиотеку.
136(17) 24.05   Итоговый урок за год

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

 

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает ряд требований к освоению основных образовательных программ начального общего образования в части планируемых результатов обучения младших школьников по предмету.

Предметными результатами обучения являются формирование необходимого уровня читательской компетентности, овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, умение анализировать произведение, составлять небольшие собственные высказывания, устно передавать содержание текста по плану, характеризовать героев и давать оценку их поступкам, уметь читать наизусть стихотворения, выступать с небольшими творческими сообщениями.

Оценивание навыка чтения младшего школьника:

- способ чтения;

- правильность чтения, чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

- скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

- выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Оценивание навыка чтения

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.

Литературное чтение

Виды чтения Количество слов
Вслух 85-90 слов
Про себя 115-120 слов
Наизусть* Не менее 15 стихотворений

*на усмотрение педагога

Требования к чтению

На момент завершения начального образования у детей должно быть сформировано осознанное, правильное, выразительное чтение, с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Посредством пауз, интонаций, ученик выражает не только понимание смысла читаемого текста, но и свое отношение к его содержанию; самостоятельно готовится к выразительному чтению, осознанно читает про себя любой по объему и жанру текст.

В ходе фронтального опроса проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

- неправильная постановка ударений (более двух);

- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

- неумение выделить основную мысль прочитанного;

- неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

- не более двух неправильных ударений;

- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

- неточности при формулировке основной мысли произведения;

- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Чтение наизусть

Отметка «5» – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Отметка «4» – знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Отметка «3»– читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Отметка «2» – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

- правильная постановка логического ударения;

- соблюдение пауз;

- правильный выбор темпа;

- соблюдение нужной интонации;

- безошибочное чтение.

Отметка «5» – выполнены правильно все требования.

Отметка «4»– не соблюдены 1–2 требования.

Отметка «3»– допущены ошибки по 3 требованиям.

Отметка «2»– допущены ошибки более чем по 3 требованиям.

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

- своевременно начинать читать свои слова;

- подбирать правильную интонацию;

- читать безошибочно;

- читать выразительно.

Отметка «5»– выполнены все требования.

Отметка «4»– допущены ошибки по 1 какому-то требованию.

Отметка «3» – допущены ошибки по 2 требованиям.

Отметка «2»– допущены ошибки по 3 требованиям.

Пересказ

Отметка «5» – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно, кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Отметка «4»– допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их.

Отметка «3» – пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Отметка «2»– не может передать содержание прочитанного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: