Никита Вепрейский и Семен Чирков




Сначала в смеси с древесным углем, а затем и отдельно — каменный уголь запылал в горне, который раздувался кузнечными мехами, от него пошел нестерпимый на близком расстоянии жар. И тогда Вепрейский и Чирков отправили в конце того же 1921 года в Петербург в Камор-коллегию три бочонка с углем и другими рудами. А оттуда они были переправлены в начале января 1722 года в государственную Берг-коллегию — центральное ведомство по управлению горнорудной промышленностью России, где надлежало специалистам определить их качество. Факт этот документально зарегистрирован. А тем временем Никита Вепрейский и Семен Чирков, окрыленные первым успехом, отправляются во вторую поисковую поездку и открывают еще одно угольное «месторождение» — на этот раз на речке Беленькой, притоке Лугани. Они организовали и в Скелеватой балке, и на речке Беленькой добычу и последующее практическое его применение в Бахмутских кузницах, а заодно отправили пробы угля и найденных других руд в столицу, вдобавок, не дождавшись ответа, еще и письмо написали на имя Петра I. В результате Берг-коллегия наконец-то повелела: «Прислать из Белгородской провинции в Бахмут к соляному правлению работных людей сколько надлежит».

 

Отчего Берг-коллегия не откликнулась сразу на найденный Никитой Вепрейским и Семеном Чирковым и опробованный на Бахмутских кузнях уголь, а лишь зарегистрировала его, очевидно, так и останется загадкой... Лишь в 1739 году, после подписания Россией нового мирного договора с Турцией на Донецком кряже вновь возобновляются прежние поиски.

 

 

 

 

 

Ковалевский организовал три геологические экспедиции в 1827 г. подтвердил предположение о больших горных образованиях края, названного по названию речки Северский Донец «Донецким кряжем». С легкой руки исследователя этот термин навсегда вошел в нашу историю. Двумя годами позже (1829 г.) в статье, опубликованной в «Горном журнале» Е.Ковалевский впервые поместил карту, на которую были нанесены 25 месторождений угля. Это была первая геологическая карта Донбасса. В статье инженер впервые употребил и название «Донбасс», окрестив этим термином территории в зоне Северского Донца и Донецкого кряжа. Этот труд поставил Евграфа Ковалевского в ряд выдающихся исследователей нашего края. Общеизвестно, что история Луганска, как крупного промышленного города, начинается с основания в 1795 году Луганского литейного завода, который был единственным предприятием в своем роде на весь Юг бывшей Российской империи. Память благодарных потомков, живущих на луганской земле, хранит имя этого замечательного человека, много сделавшего для укрепления позиций Луганского завода, становления родного Донбасса. Это ему, Евграфу Петровичу Ковалевскому, великий лирик Федор Тютчев посвятил одно из своих стихотворений, в котором есть строки:

Но в правду верил он

и не смущался,

И с пошлостью боролся

весь свой век.

Боролся – и ни разу не поддался...

Он на Руси был редкий человек

 

Ещё одно имя гордо занимает своё почётное место в освоении Донецкого бассейна. Это имя горного инженера А. В. Гурьева.

По приказу Новороссийского и бессарабского генерал-губернатора Михаила Семёновича Воронцова горный инженер А. В. Гурьев занялся проектированием рудников в Донбассе. Гурьев исследовал материалы прошлых геологических разведок. На их основе он решил провести детальные исследования верховий Кальмиуса. Исследования были проведены в 1841 году и подтвердили возможность промышленной эксплуатации месторождения каменного угля. Им был основан Александровский рудник. Центральная шахта Александровского рудника называлась Гурьевская. Она была открыта в 1842 году. Рудник за несколько лет стал крупнейшим рудником на юге Российской империи и оставался таким в течение нескольких лет. Успех Александровского рудника побудил местных помещиков тоже заняться угледобычей, что привело к созданию новых рудников. Из-за активной угледобычи стало расти местное население.

 

 

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОРОЛЬ

Самуил Соломонович Поляков родился в 1837 г. в семье еврейского купца 1-й гильдии Соломона Лазаревича Полякова, который занимался винным откупом (торговал водкой). Семья жила в местечке Дубровня Могилёвской губернии. В 1865–1866 гг. Самуил Поляков благодаря покровительству графа Толстого получил ряд субподрядов на строительство Рязанско-Козловской железной дороги от основного концессионера Карла Федоровича фон Мекка – одного из двух главных строителей железных дорог. Как впоследствии вспоминал сам Поляков, работа по организации доставки материалов и рабочей силы на стройку дала ему опыт «огромной жизненной силы». Самуил Поляков умел и любил учиться и очень быстро схватывал все новое, так что работа на крупнейшей железнодорожной стройке обеспечила ему богатый материал для раздумий на тему того, как следует организовывать этот бизнес. А в 1868 году он благодаря поддержке своего покровителя получил от самого императора Александра II концессию на строительство стратегической магистрали Курск – Ростов-на-Дону протяженностью более 800 км. В рекордно короткие сроки (за 20 месяцев) дорога была построена и введена в эксплуатацию: торжественное её открытие состоялось 5 января 1870 г. В Донбассе появились первые станции, разъезды и полустанки: Бантышево, Славянск, Краматорск, Дружковка, Константиновка, Никитовка, Горловка. Харцызск, Иловайск, Кутейниково, Амвросиевка, Успенская и др. Благодаря дороге, сельскохозяйственные районы Курской и Харьковской губерний были связаны с промышленным Донбассом, из центра страны был получен выход к Азовскому и Черному морям, развивались соляная промышленность в Славянске, добыча огнеупорных глин и стекольная промышленность в Константиновке, открылись шахты в районе станций Щербиновка, Никитовка, Горловка, Ханженково, Харцызск. В 1872 г. была сооружена Константиновская железная дорога протяженностью 90 км со станциями станции Петровская, Железная, Ясиноватая, Юзово и др. Магистраль была построена в рекордные сроки – за год и 10 месяцев – и принесла ему новые миллионы. За свою предпринимательскую и благотворительную деятельность Поляков получил генеральский чин тайного советника (3-й чин в табели о рангах), который давал право на потомственное дворянство, ордена Владимира III и Станислава I степени, был почётным гражданином более чем десяти губернских городов. У Полякова было одно из самых солидных состояний в то время, оценивавшееся более чем в 30 млн. руб. Его окрестили «железнодорожным королем» и сравнивали с американским миллиардером Вандербильдом Сав ва Мамонтов

Родился 3 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны Лахтиной, был четвёртым ребёнком. Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Предприниматель, меценат. В 1876 году государство назначило конкурс на проведение Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Савва Мамонтов выиграл торги. В 1878 г. состоялось торжественное открытие магистрали общей протяженностью в 389 верст. Управление железной дороги находилось в Луганске, рядом со станцией было построено первое в Донбассе железнодорожное училище. В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством. Менее чем за 20 лет практически все города современной Донетчины были связаны между собой железными дорогами, которые способствовали дальнейшему развитию промышленности в крае. В начале 1890-х годов правление Московско-Ярославской железной дороги (ныне Северная железная дорога) приняло решение продлить дорогу до Архангельска, что соответствовало увеличению протяжённости дороги почти в два раза. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности. Мамонтов был чужд государственных наград, однако министр финансов С. Ю. Витте добивался для него и престижных званий и даже ордена Владимира 4-й степени.

Вопросы для самоконтроля



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: