Исходные материалы для ВКР




М-80 Морозов С.А. Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавра по направление 150700.62 «Машиностроение» в области «Машины и технология обработки металлов давлением». – Ижевск, Изд-во ИжГТУ, 2011. – 14 с.

 

Методические указания содержат общие требования к выпускной квалификационной работе бакалавра техники и технологии по направлению 150700,62 «Машиностроение» в области «Машины и технология обработки металлов давлением». Отражены вопросы по содержанию, объему и структуре дипломной работы.

 

 

ã С.А. Морозов, 2011

Ó Издательство ИжГТУ, 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ................................................................................................ 4

1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВКР........................................................ 4

2. ТРЕБОВАНИЯ К ВКР........................................................................... 6

2.1. Исходные материалы для ВКР.................................................. 6

2.2. Содержание ВКР........................................................................ 6

2.3. Оформление ВКР....................................................................... 7

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ И ЗАЩИТЫВКР....................... 11

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................ 12

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ВКР.................................................................................................................... 13

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ПРИМЕР ЗАДАНИЯ НА РАЗРАБОТКУ ВКР....... 14

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Итоговая государственная аттестация предназначена для определения практической и теоретической подготовленности бакалавра к выполнению профессиональных задач, установленных ГОС ВПО по соответствующему направлению, и принятия решения о возможности и целесообразности рекомендации по продолжению обучения.

ВКР бакалавра представляет собой самостоятельное и логически законченное исследование, связанное с разработкой теоретических вопросов, с проведением экспериментальных исследований для решения отдельных задач в профессиональной области.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) являются завершающим этапом работы студента на текущей ступени обучения и подведением итогов его общеобразовательной и профессиональной подготовки. Подтверждением соответствия приобретенных им в университете знаний и умений требованиям образовательных стандартов Российской Федерации становится присуждение студенту академической степени бакалавра техники и технологии по направлению 150700.62 «Машиностроение».

Академическая степень бакалавра техники и технологии подтверждает:

– готовность выпускника к производственной, научной или педагогической работе на начальных должностях;

– его умение быстро приспособиться к выбранному роду деятельности, адаптироваться к окружающей среде и сделать первые шаги в направлении своей будущей карьеры;

– возможность получения им инженерного образования по любой специальности, соответствующей направлению подготовки;

– возможность обучения в магистратуре с целью дальнейшего поступления в аспирантуру или для проведения самостоятельной научной или педагогической деятельности.

 

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВКР

Квалификационная работа включается в учебный процесс с целью формирования профессиональных компетенций:

– получения студентами умений и навыков применения теоретических знаний для решения конкретных научных, технических, экономических или социальных задач в области своего направления;

– пополнения и систематизации теоретических знаний;

– формирования умений и навыков оформления научно-технической документации;

– развитие личностных компетенций.

Тема ВКР бакалавра должна формулироваться таким образом, чтобы при её защите, на заседании ГАК, члены комиссии смогли вынести однозначное суждение не только о возможности присуждения претенденту степени бакалавра, но и принять рекомендации о возможности и целесообразности продолжения обучения на следующей ступени образования.

Разработка содержания задания на ВКР начинается с формулировки ее предварительной темы в 7 семестре или начале 8 семестра. Курсовые работы (проекты) в 7 или 8 семестрах служат для знакомства с темой и сбора материалов. Темы ВКР предлагает её руководитель (как правило, преподаватель кафедры). В течение семестра происходит уточнение и, возможно, корректировка темы.

Для студентов, обучающихся по целевому контракту или по направлению от предприятия, тема ВКР, как правило, согласовывается с предприятием, направившим его на обучение.

Тема ВКР закрепляется за студентом приказом ректора не позднее, чем за 6 недель до защиты.

Непосредственное руководство ВКР бакалавра осуществляется руководителем ВКР, назначенным приказом ректора. В случае выполнения работы вне университета, кафедра может назначить студенту консультанта, который будет контролировать процесс разработки и отслеживать соответствие темы направлению обучения, и требований по её содержанию и оформлению.

Руководитель ВКР выполняет следующие виды работ:

– составляет задание на выполнение ВКР;

– проводит систематические, предусмотренные расписанием, консультации: по подбору литературы, справочных, статистических и архивных материалов, фактического материала и других источников по теме бакалаврской работы, по её содержанию и оформлению; по корректировке её отдельных частей;

– оказывает помощь в выборе методики проведения исследования, в сборе дополнительной информации;

– осуществляет контроль выполнения бакалаврской работы, в соответствии с разработанным календарным графиком вплоть до её защиты;

– информирует кафедру в случае несоблюдения студентом установленного графика;

– оценивает качество выполнения работы в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями; по завершении работы составляет отзыв руководителя;

– определяет готовность выпускника к защите бакалаврской работы.

Руководитель несет ответственность за технически грамотное составление задания на выполнение ВКР.

Ответственность за содержание бакалаврской работы (текстовой части и иллюстрационно-графического материала), её оформление, полноту освещенности вопросов, подлежащих разработке, несет студент.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВКР

Разработка ВКР должна вестись в соответствии с требованиями к исходным материалам, содержанию и оформлению.

 

 

Исходные материалы для ВКР

Выпускная квалификационная работа бакалавра может строиться на основе ранее проведенного исследования: курсового проекта или подборки из 2-3 курсовых проектов; либо представлять собой специальную работу (при этом на неё в учебном плане должно отводиться не менее 2ч аудиторных занятий и не менее 4ч самостоятельной работы в неделю в течение семестра), или научную публикацию (статья или фрагмент научного отчета или тезисы доклада вместе с текстом самого доклада) [1].

 

Содержание ВКР

Структура бакалаврской работы определяется следующими её обязательными компонентами:

– титульный лист (приложение 1),

– задание на разработку (приложение 2),

– аннотация,

– содержание,

– введение,

– обоснование и изложение основных результатов,

– заключение,

– список литературы,

– приложения,

– чертежи и другие иллюстрационные материалы.

 

Титульный лист и задание установленного образца (см. приложение 1 и 2) должны быть полностью оформлены и подписаны соискателем, руководителем работы и заведующим соответствующей кафедрой. Название темы работы на титульном листе и на листе задания должно совпадать с названием темы, утвержденной приказом ректора университета.

Аннотация к бакалаврской работе должна кратко и достаточно полно отражать содержание выполненных разработок, заключение и выводы по работе.

Содержание включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов (если они имеют наименование) и заключение с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы работы.

Введение – область использования ОМД, преимущества процессов ОМД по сравнению с другими способами обработки материалов, цели и задачи квалификационной работы.

 

Обоснование и изложение основных результатов:

Глава 1. – Проектирование технологии изготовления базовой детали листовой штамповкой (объемной штамповкой).

1.1. Анализ возможных вариантов технологий (приводятся маршрутные технологии).

1.2. Расчет оптимальной технологии.

1.3. Проектирование штампов.

Глава 2. – Способы наладки и эксплуатации штампов листовой штамповки (объемной штамповки).

Глава 3. – Безопасность труда при работе на прессе.

 

Соискатель должен показать знание не только дисциплин направления подготовки, но и естественнонаучных и общепрофессиональных дисциплин, умение использовать математический аппарат, обычный для работы в соответствии с выбранным направлением, свободное владение методами информационных технологий и средствами информатики.

Заключение должно состоять из нескольких пунктов, в которых приводятся выводы по работе, к которым пришел соискатель. За обоснованность выводов несет ответственность только сам автор – кандидат в бакалавры техники и технологии.

Список литературы включает в себя только те наименования, на которые имеются ссылки в работе, причем в той последовательности, в которой они появляются в работе. Выходные данные использованных источников должны приводиться в стандартной форме [2].

Приложения (не обязательны) включают в себя графические материалы (например, чертежи, схемы), сложные алгоритмы, программы, результаты вычислений, таблицы вспомогательных и промежуточных данных.

Чертежи и другие иллюстрационные материалы – содержание чертежей определяет руководитель ВКР. Например, для проектирования технологии листовой штамповки можно предложить:

1. Сборочный чертеж совмещенного штампа.

2. Деталировка по штамповой наладке совмещенного штампа.

3. Сборочный чертеж штампа для отбортовки.

Все чертежи выполняются согласно требований ЕСКД [3].

Иллюстрации к работе (за исключением помещаемых непосредственно в тексте работы) служат подспорьем для доклада соискателя при защите бакалаврской работы на заседании ГАК. Иллюстрации могут быть выполнены на листах формата А1 или на фолиях (при наличии проектора). В последнем случае при защите работы необходимо иметь комплект раздаточных материалов (повторяющих содержание фолий) для членов ГАК.

 

Оформление ВКР

Квалификационные работы оформляются в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД, ЕСТД и ЕСПД, а также стандарта ГОСТ 7.32-91 (ИСО 5966-82) «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Объем текстовых материалов и количество чертежей квалификационной работы жестко не нормируются. Общие рекомендации к выпускной работе бакалавра: пояснительная записка до 30 страниц формата А4 через 1,5 интервала, библиография 5-10 наименований, графическая часть 3-5 листов формата А1.

Пояснительная записка ВКР должна быть напечатана с использованием компьютерного набора, сброшюрована и подшита в твердую обложку (тем­ного цвета без надписи) с кармашком для диска на внутренней стороне задней обложки.

Текстовая часть дипломного проекта пишется в безличностной форме: местоимение «я», не используется. Следует употреблять выражения: «по на­шему мнению», «на наш взгляд», «мы пришли к выводам» и т.д.

Нижеследующие рекомендации относится к набору текста с использованием программы Microsoft Word.

Пояснительная записка печатается на одной стороне листа белой бумаги средней плотности формата А4 через полтора интервала. Основной ре­комендуемый шрифт − Times New Roman, размер − 14. Выравнивание − по ширине, абзацный отступ − 1,25 см. Допустимо включение автоматического переноса. Размеры полей: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 15 мм, нижнее - 20 мм. Сокращение русских слов и словосочетаний – по ГОСТ 7.12 [4].

 

Заголовки структурных элементов работы и разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать с прописной буквы вразрядку, не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовками структурных элементов отчета и разделов основной части и текстом должно быть не менее 3, 4 интервалов.

Пункты и подпункты основной части следует начинать печатать с абзацного отступа.

 

Нумерация страниц отчета – с траницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту отчета. Номер страницы проставляют в правом верхнем углу без точки в конце. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц отчета. Номер страницы на титульном листе не проставляют. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, и распечатки с ЭВМ включают в общую нумерацию страниц отчета. Иллюстрации, таблицы и распечатки с ЭВМ на листе формата A3 учитывают как одну страницу.

 

Нумерация разделов, подразделов, пунктов, подпунктов – разделы, подразделы, пункты, подпункты следует нумеровать арабскими цифрами. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой, например, 1., 2., 3. и т. д.

Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например 1.1., 1.2., 1.3. или 1.1.1., 1.1.2., 1.1.3 и т. д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например 1.1.1.1., 1.1.1.2., 1.1.1.3. и т. д.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или пункт имеет один подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

 

Иллюстрации – иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в отчете. Чертежи, графики, диаграммы, схемы, помещаемые в отчете, должны соответствовать требованиям государственных стандартов ЕСКД.

Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы белой бумаги.

Иллюстрации должны иметь название, которое помещают над иллюстрацией. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные (подрисуночный текст). Иллюстрация обозначается словом "Рис.", которое помещают после поясняющих данных. Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего отчета.

Если в работе только одна иллюстрация, ее нумеровать не следует и слово "Рис." под ней не пишут.

Иллюстрацию следует выполнять на одной странице. Если иллюстрация не умещается на одной странице, можно переносить ее на другие страницы, при этом название иллюстрации помещают на первой странице, поясняющие данные - к каждой странице и под ними указывают "Рис., лист ".

 

Таблицы – цифровой материал должен оформляться в виде таблиц. Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть ссылки в отчете. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего отчета. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова "Таблица".

Если в работе одна таблица, ее не нумеруют и слово "Таблица" не пишут.

Оформление таблиц в отчете - по ГОСТ 2.105.

 

Перечисления и примечания – перечисления, при необходимости, могут быть приведены внутри пунктов или подпунктов. Перечисления следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами со скобкой, например 1), 2), 3) и т. д., и печатать строчными буквами с абзацного отступа. В пределах одного пункта или подпункта не допускается более одной группы перечислений.

Примечания следует помещать в отчете при необходимости пояснения содержания текста, таблицы или иллюстрации. Примечания размещают непосредственно после пункта, подпункта, таблицы, иллюстрации, к которым они относятся, и печатают с прописной буквы с абзацного отступа. Слово "Примечание" следует печатать с прописной буквы с абзацного отступа вразрядку и не подчеркивать.

Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний следует нумеровать порядковой нумерацией арабскими цифрами с точкой.

 

Формулы и уравнения – пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку пояснения начинают со слова "где" без двоеточия.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), деления (:), или других математических знаков.

Формулы в работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Если в работе только одна формула или уравнение, их не нумеруют.

 

Ссылки – ссылки на источники следует указывать порядковым номером по списку источников, выделенным двумя косыми чертами. Наряду с общим списком допускается приводить ссылки на источники в подстрочном примечании. Оформление ссылок - по ГОСТ 7.1.

Ссылки на разделы, подразделы, пункты, подпункты, иллюстрации, таблицы, формулы, уравнения, перечисления, приложения следует указывать их порядковым номером, например: "... в разд. 4", "... по п. 3.3.4", "... в подпункте 2.3.4.1, перечисление 3", "... по формуле (3)", "... в уравнении (2)", "... на рис. 8", "... в приложении 6".

Если в отчете одна иллюстрация, одна таблица, одна формула, одно уравнение, одно приложение, следует при ссылках писать "на рисунке", "в таблице", "по формуле", "в уравнении", "в приложении".

 

Составление списка литературы – использованные в процессе выполнения работы специальные литературные источники указываются в конце пояснительной записки перед приложением. Список использованных источников входит в основной объем работы. Способ расположения материала в списке литературы – в порядке упоминания в тексте. Литературные источники на ино­странных языках помещаются после русских названий. Список адресов сер­веров Internet указывается после литературных источников.

Сведения о литературных источниках, включенных в список, должны состоять из определенного набора элементов, перечень которых установлен ГОСТ 7.1−2003 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления».

Пример списка литературы:

1. Базров,.Б М. Основы технологии машиностроения / Б.М. Базров. – М.: Машиностроение, 2007. – 736 с.

2. Чураков, А.Д. Автоматизация производства (металлообработка) / А.Д. Чураков, Б. В. Шандров, А. А. Шапарин.− М.: Академия, 2008. – 256 с.

3. Психология смысла: природа, строение и динамика Леонтьева Д.А. − Первое изд. − 1999. − (http//www.smysl.ru/annot.php).

Приложения – приложения следует оформлять как продолжение работы на его последующих страницах. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный прописными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть напечатано слово "ПРИЛОЖЕНИЕ".

Если приложений в отчете более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией.

При оформлении приложений отдельной книгой работы на титульном листе под номером книги следует писать прописными буквами слово "ПРИЛОЖЕНИЯ".

Имеющиеся в тексте приложения иллюстрации, таблицы, формулы и уравнения следует нумеровать в пределах каждого приложения.

Если в качестве приложения в отчете используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в отчет без изменений в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово "ПРИЛОЖЕНИЕ" и проставляют его номер, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц отчета.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: