Клинический случай: " Прогенический прикус"
Ситуационная задача: Вы - врач стоматолог - ортодонт. К Вам на консультацию направлен пациент 8 лет с жалобами на не эстетическую улыбку, неправильное смыкание зубов в переднем отделе зубного ряда.
Конечный результат ( outcomes):
-проведение опроса, физикальный осмотр пациента для регистрации стоматологического статуса;
- клиническая диагностика прогенического прикуса;
- специальные методы исследования;
-дифференциальная диагностика и обоснование окончательного диагноза;
- составление плана лечебно-профилактических мероприятий;
- оказание ортодонтической помощи при прогеническом прикусе пациенту 8 лет;
- тактика ведения пациента с прогеническим прикусом в 8 лет.
Оснащение симуляции:
1. Листок с заданием, сценарий для волонтёра (пациента, критерии оценки шагов)
2. Перчатки латексные, маска.
3. Одноразовый стоматологических набор для обследования полости рта пациента.
4.Ортопантомограмма. 5. Штангенциркуль для измерения моделей. 6.Телерентгенограмма.
1. актёр – пациент; 2. актёры - мед. сестра, помощник врача
Текст сценария для стандартизированного актёра (пациента) и описание его роли.
Жалобы: на некрасивую улыбку, не смыкание зубов в переднем отделе зубных рядов.
Суть вопроса | Формулировка вопроса для актёра | Ответ |
1. Уточнить начало заболевания | Когда обратили внимание на не эстетическую улыбку, не смыкание зубов в переднем отделе? | 3 года назад, но не придали особого значения, так как думали, что постепенно смыкание зубов нормализуется |
2. Уточнить время появления первых признаков не смыкания зубов, проведенное ортодонтическое лечение | В каком возрасте стал образовываться промежуток между передними зубами, проводилось ли ортодонтическое лечение? | В 4-5 лет, ортодонтическое лечение ранее не проводилось |
3. Причина появления промежутка между зубами | Какова причина появления промежутка? | Привычка закусывать верхнюю губу. |
4. Уточнить какие принимались меры | Пытались ли родители самостоятельно устранить вредные привычки? | Пытались. Но контролировать ребёнка не было времени, так как целый день на работе |
5.Уточнить к каким специалистам обращались | Обращались ли родители к логопеду, невропатологу за помощью | Не обращались |
6. Уточнить причину нынешнего обращения за помощью. | Почему именно сейчас Вы с ребёнком обратились к врачу ортодонту? | Ребёнок повзрослел, стал обращать внимание на внешний вид, школьный врач-стоматолог подсказал обратиться к ортодонту. |
|
Anamnes morbi: Обратили внимание на привычку закусывать верхнюю губу 3 года назад. Пытались самостоятельно отучить ребёнка от вредных привычек, но безуспешно. С возрастом не эстетический вид передних зубов стал более заметен, сверстники также обратили внимание на этот недостаток, школьный врач-стоматолог отправил на консультацию к врачу ортодонту.
Anamnes vitae: Ребёнок от третей беременности. Беременность протекала в пределах физиологической нормы. Кормление естественное до 1.5 лет. Зубы прорезывались своевременно. На диспансерном учёте у узкого специалиста не состоит.
Status presents: физически развит по возрасту, вес, рост соответствуют норме. Коммуникабельный, любознательный, осознаёт необходимость ортодонтического лечения.
|
Status locales: при внешнем осмотре определяется нормальная осанка, кожные покровы чистые, профиль слегка вогнутый, углубление носогубных складок, нижняя губа немного выступает вперёд, утолщена, смыкание губ без напряжения. Дышит то ртом то носом, речь внятная, глотание инфантильное. Осмотр полости рта: глубина преддверия у нижних передних зубов 5 мм, прикрепление уздечки верхней губы соответствует норме. Язык расположен на дне полости рта, уздечка языка в норме. Обратное перекрытие зубов с наличием сагиттальной щели– 2 мм. Вестибулярный наклон зубов нижней челюсти, оральный наклон резцов верхней челюсти. Бугры нижних клыков упираются в вестибулярную поверхность антагонистов. Зубная формула соответствует возрасту. При смыкании зубных рядов в привычной окклюзии наблюдается резцовое перекрытие, в боковых отделах – первые постоянные моляры смыкаются по 1 классу Энгля. Клинические пробы: на резцовое смыкание положительная, носовое дыхание свободное.
Предварительный диагноз:
Прогенический прикус, соотношение зубов 1.6 с 4.6, 2.6 с 3.6 по 1 классу Энгля, вредная привычка закусывать верхнюю губу.
План обследования:
· Визуальный осмотр лица и полости рта, заполнение медицинской амбулаторной карты,
заполнение зубной формулы.
· Исследование функций зубочелюстно-лицевой системы (ЗЧЛС), проведение
клинической функциональной пробы.
· Определение гигиенического состояния полости рта, индексов гигиены.
· Антропометрическое исследование: определение формы профиля лица, высоты
нижнего отдела лица. Индекс Изара, эстетическая линия Риккетц,
|
профилометрического поля.
· Консультация ЛОР-врача, логопеда.
· Изучение диагностических моделей.
· Измерение длины переднего отрезка зубного ряда на
диагностических моделях.
· Ортопантомография и интерпретация полученных результатов.
Окончательный диагноз: Прогенический прикус передний, сагиттальная щель – 2мм, соотношение зубов 1.6 с 4.6, 2.6 с 3.6 по 1 классу Энгля. Протрузия резцов нижней челюсти, ретрузия резцов верхней челюсти. Вредные привычки: закусывать верхнюю губу, смешанный тип дыхания. Инфантильный тип глотания, Степень тяжести заболевания – лёгкая.
План ортодонтического лечения.
1. Гигиеническое обучение по уходу за полостью рта и ортодонтическим устройством.
2. Устранение вредных привычек – психотерапевтическая адаптация пациента к лечению, прикусывания верхней губы с помощью миогимнастических упражнений для нормализации смыкания губ, положения языка, функции глотания, дыхания.
3. Ортодонтическое аппаратурное лечение: определение конструктивного прикуса под контролем функциональной пробы, при помощи воскового шаблона изготовленного на модели верхней челюсти, устранение сагиттальной щели. Пластинка на верхнюю челюсть с вестибулярной дугой, окклюзионными накладками, расширяющим винтом (распил в переднем секторе).
Ретенционный этап и прогноз результата ортодонтического лечения. Вид ипродолжительность по показаниям, прогноз - при соблюдении указаний врача благоприятный.