Автобиографическая повесть о детстве в детском чтении




1. (от греч. autos - сам, bios - жизнь и grapho - пишу) - описание автором собственной жизни, иногда художественное. Представляет суждение автора о самом себе (художественная разновидность словесного портрета), о своем месте в обществе, в мире; часто выражает творческие принципы писателя.

А. может отражать преимущественно личные качества и свойства автора или тяготеть к обобщению в лице автора особенностей его поколения, этнической или социальной среды. Художественное произведение, в котором автор в качестве исходного материала использовал, переработав определенным образом, события своей личной жизни, называется автобиографическим.

Особенности жанра:

установка на воссоздание истории индивидуальной жизни, позволяющей, принципиально ретроспективная организация повествования, идентичность автора и повествователя или повествователя и главного героя. Художественная автобиография в историческом развитии тяготеет более к повести, возникает некий синтез – автобиографическая повесть, автобиографическое повествование, – который даёт возможность предположить, что перед нами жанрово-видовое образование.

Рассказ о жизни маленького героя писатели, как правило, выстраивают на основе своих личных впечатлений и воспоминаний (автобиографическая основа повестей о детстве). Но все эти произведения не укладываются в рамки строго документальной литературы: как показало сопоставление текстов с биографическими сведениями о жизни писателей, часто не менее важную роль.

События детских лет воссоздаются писателями в форме воспоминаний от первого лица, которая позволяет показать события как бы под двойным углом зрения: сочетается взгляд ребенка, по большей части наивно воспринимающего мир, и житейская мудрость взрослого человека, дополняющая и корректирующая восприятие юного героя.

В результате в повестях о детстве явно намечается противопоставление двух времен: «тогда» (время, в которое действует ребенок) и «сейчас» (время создания воспоминаний). Такое противопоставление настоящего и прошлого, как представляется, призвано не только указать на временную границу между прошлым и настоящим, но усилить противопоставление между двумя мирами - взрослого и ребенка. В соответствии с этим можно говорить об особом отношении авторов к миру детства, которое приобретает для них особую лиричность, задушевность и красоту.

Не случайно повествование часто нарушается лирическими отступлениями, основной темой которых становится грусть по золотому утраченному детству.

Своеобразным построением в повестях о детстве отличается и система персонажей, в центре которой стоит образ маленького героя. И это не случайно, поскольку основной акцент делается авторами на раскрытии личности, характера ребенка, на его постепенном взрослении. Остальные персонажи важны только с точки зрения своего влияния ни личность ребенка. И среди них особая роль отводится семье, наставникам и сверстникам.

Желание авторов запечатлеть, остановить на некоторое время детство побуждает их выбрать особый способ воспроизведения событий, в котором важную роль отводится детализированному описанию разнообразных предметов и вещей; зрительная осязаемость описываемого также является одним из устойчивых компонентов художественного мира повестей о детстве.

2. "Детство Никиты": художественное время и пространство; герой в системе образов; сюжет; эпическое и лирич. в повести; авторская позиция, средства ее воплощения.

Худ.время и простр-во. В «Детстве Никиты» запечатлен особый характер хронотопа, который обусловлен восприятием детства как мира гармонии — хронотоп дворянской усадьбы, в изображении которого сосредоточено не только осознание того, что он бесследно исчез, но и стремление сохранить навечно такое состояние мира, которое мыслится как рай.Дом — ядро целой вселенной, в которой ребенок существует. Поразительно, насколько светлым смотрится запев произведения на входе в пространство дома, которое открывается залитыми солнцем комнатами и пропитано ощущением счастья.Ребенок счастлив в окружении пространства родного дома. И ощущение счастья ему дают не только стены комнаты. Не успев проснуться, Никита уже думает, как «удрать» из дома туда, где его уже ждут белоснежные сугробы, которые намело за ночь, чтобы вдоволь накататься с них.Для А. Н. Толстого обращение к пространству усадьбы связано со стремлением вернуться в прошлое, наполненное гармонией и счастьем, которое осложнено страстным желанием обрести утраченную в мировых катаклизмах родину. Это была попытка противопоставить трагическим событиям исторического времени светлое и нетленное, помогающее обрести опору в разрушенном мире, потерявшем целостные и духовные основы.

Т. действовал в рамках русской классической традиции: сюжет дан в хронологии и представляет собой 1 год из жизни мальчика (автор рассказывает о жизни Н. в течение последнего года перед поступлением его в самарское реальное училище). Двигателем сюжета писатель избрал сезонную цикличность. Повесть открывается описанием зимнего утра и заканчивается событиями поздней осени.

Герой в системе образов. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика почти постоянное ожидание счастья, чудесного, фантастического. Поэтому становится понятным столь пристальное внимание Никиты ко всему, что его окружает. Видение Никитой реального перекликается с его фантастическими представлениями, идущими от мечты мальчика, от стремления опоэтизировать окружающий мир. Он заражает этим стремлением других. Так, Лиля ищет с ним вместе вазочку, приснившуюся однажды Никите. И когда в самом деле эта вазочка была найдена детьми на часах в темной комнате, а в ней оказалось колечко, Никита с уверенностью говорит: "Это волшебное". Автор включает в повествование картины быта. В "Детстве Никиты" Толстой представил крестьянскую жизнь безмятежной, в одних поэтических чертах, как воспринял ее сам в раннем детстве. Толстой наделил Никиту уважением к народу. Самым авторитетным лицом Никита считает работающего на скотном дворе Мишку Коряшонка - подпаска. Это серьезный и рассудительный паренек, который, в подражание взрослым говорит с напускным равнодушием. "Никита с большим уважением глядел на Коряшонка". Хотя Мишка и маленький, но в его замечаниях, советах и поступках уже ясно виден русский склад ума и русский характер. Другой знакомец Никиты - вихрастый, курносый и большеротый Степа Карнаушкин с "заговоренным кулаком". Компанию деревенских друзей Никиты дополняют Семка, Ленька, Артамошка-меньшой, Нил, Ванька Черные Уши и бобылев племянник Петрушка. Целыми днями крутится Никита во дворе, у колодца, в каретном сарае, в людской, на гумне... Для Никиты понятнее всего суждения Мишки Коряшонка. Но менее важно и то, что сказал или сделал плотник Пахом, рабочий Василий, сутулый Артем. Никита с любопытством относится к жизни деревни, крестьянских ребят, к мужицким занятиям, не понимая, правда, сложностей и тягот деревенской жизни, но в то же время стихийно, инстинктивно не отделяя себя от нее, чувствуя себя чем-то неразрывно связанным с деревней. Повесть Толстого в ряду книг о дворянском детстве является последним звеном; здесь есть все, характерное для детства барчонка, но все же это - конец дворянской усадьбы, помещичий быт на ущербе.

Сюжет. Главный герой Никита чувствует неотрывность свою от любимой усадьбы, занимающей место в степи. В повести подробно описывается глазами ребенка весь дом с постройками во дворе, хлев, конюшня, пруд. С восторгом мальчик рассказывает о комнатах с налетом таинственности, о библиотеке, наполненной старыми книгами. В этом доме помнят прадедушку, пострадавшего от несчастной любви. Говорили о его странном образе жизни. Ночами он бдел, был занят чтением и писаниной, а днем отсыпался. Ожидаемый результат: хозяйство развалилось, дворня разбрелась, поля заросли.

Повесть наполнена выразительными описаниями чуткого восприятия природы ребенком. Он ощущает себя и мир природы единым целым, при этом мальчик пускает в ход свою богатую фантазию. Он приписывает человеческие свойства и скворцу, и коту. Никита поэтизирует весь животный мир.

В главе "Солнечное утро", полагающей начало повести, рассказывается о ребяческих забавах Никиты с деревенскими мальчишками. Мальчик впивал в себя жизнь, проходящую в чередовании времен года, такую прекрасную, органичную, где появление на свет и уход из жизни сравнимы с восходом и закатом. Очень трогательна история первой любви главного героя к девочке Лиле. Вместе они нашли кольцо, когда-то подаренное прадедушкой своей возлюбленной. Оно находилось на стенных часах в вазочке десятки лет. Кольцо это Никита подарил Лиле, которая очень походила на прабабушку, что подтверждал портрет прабабушки на стене.

Каждое время года Никита любил по-своему, каждое воспринимал поэтически.

В повести содержится описание, как праздновали в усадьбе Рождество. Все дети — и барские, и крестьянские — заняты были изготовкой елочных игрушек. Наряженная, сияющая горящими свечками елка была преддверием наступления прекрасного праздника. Помещичий дом наполнялся счастьем детей, получивших подарки. Никита этот праздник любил особенно.

С наступлением весны Никита переживает восторг, наблюдая тысячи ручейков от тающего степного снега. С наслаждением, полной грудью вдыхает он чистый и пьянящий воздух весны. Значительным событием в приходе весны был для мальчика ледоход на реке. Завороженно наблюдал он буйство реки, поднимающейся над плотиной и с грохотом срывающейся глубокие омуты.

Детским восторгом Никиты проникнуто описание майской песни иволги, парение степного орла в вышине летнего неба. Для мальчика очень важно чувствовать слияние с природой. Он не любит уроки, для него это мертвящая скука. Ледоход на реке для него важнее, ради него он сбегает с занятия. Однажды, оказавшись на возу, Никита почувствовал себя плывущим под звездным небом и взгляд его прозревал далекие миры.

В последней главе "Отъезд" говорится о полученном сообщении, что Никита выдержал экзамен и поступил во второй класс. В повести это событие приравнивается к окончанию детства Никиты.

Эпическое и лирическое в повести. «Детство Никиты» — повествование о первых годах формирования человека. Перед читателем развертывается хроника основных событий жизни мальчика в течение последнего года перед началом учебы. Жизнь ребенка и жизнь природы, слияние и переплетение этих двух тем создают своеобразный лирический колорит повествования. Никита близок к природе, он как бы растворяется в окружающем его мире. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика постоянное ожидание счастья, чего-то чудесного, фантастического.
к лирическому можно отнести символические мотивы, кот. сообщают повести глубину и долговечность. В символическом значении, как знак романтической темы, употребляется здесь голубой цвет: голубые квадраты лунного света лежат на полу, голубоватым светом освещен сугроб, в котором спрятался Никита, голубой вечереющий свет проникает в кабинет, где сидят влюбленные дети.

Авторская позиция. Повесть «Детство» учит любви и трепетному отношению к ребёнку и детству, когда маленький человек не защищён от дурного влияния, примера, недоброго взгляда или колкого слова. Когда он неопытен, имеет массу неразрешённых вопросов и не защищён от самого себя. Толстой призывает осознать неоценимую важность семьи, любви и уважения внутри неё. Напоминает о хрупкости земных уз, которые нужно успеть ценить вовремя и ни в коем случае ими не пренебрегать. Толстой, учит постигать прелесть весеннего вечера, когда на небе затеплилась первая "чистая, как льдинка звезда". И в самых обыкновенных событиях, автор находит прелести сельской жизни. Поэзия разлита во всём, что окружает этого мальчика — нежного, наблюдательного, серьёзного. Все события его жизни интересны и полны значения. Повесть учит увидеть необыкновенное, в самых обыкновенных вещах, и с новой силой ощутить любовь к русским людям, родной земле и русской природе.

3. М. Горький 2детство".

Худ.время и пространство. при помощи повторяющихся лексических средств (прежде всего слова тесный и производных от него) подчеркивается «теснота» окружающего героя пространства. Признак тесноты распространяется как на внешний мир, так и на внутренний мир персонажа и взаимодействует со сквозным повтором текста — повтором слов тоска, скука: Скучно, скучно как-то особенно, почти невыносимо; грудь наливается жидким, теплым свинцом, он давит изнутри, распирает грудь, ребра; мне кажется, что я вздуваюсь, как пузырь, и мне тесно в маленькой комнатке, под грибообразным потолком.Образ тесноты пространства соотносится в повести со сквозным образом «тесного, душного круга жутких впечатлений, в котором жил — да и по сей день живет — простой русский человек».

Герой в системе образов. Жить в доме деда ему было бы совсем невыносимо, если бы не бабушка, которая стала для Алеши «лучом света». Только она дарила внуку так необходимую ему любовь, ласку, заботу. Без них, я думаю, Алеша превратился бы в озлобленного или пропащего человека, как многие вокруг него. А этот герой нашел в себе силы остаться добрым, справедливым, милосердным. И в этом он похож на Николеньку Иртеньева, который тоже всегда стремился к добру и справедливости.Друзей среди сверстников у Алеши не было. Стоило ему выйти на улицу, как ребята тут же заводили с ним разговор о драках, которые происходили в его доме, не упуская случая посмеяться над мальчиком, который в свою очередь начинал из-за насмешек драку. В следующий раз он уже был наказан, и выйти за ворота ему было нельзя.Алеша рос добрым мальчиком. Обиженные и обездоленные люди вызывали у него горячее сочувствие, а в злых и недобрых герой пытался найти положительные черты, разглядеть что-то хорошее. Однако мальчик интуитивно умел различать хороших и плохих людей. К сожалению, за время жизни в доме деда на пути Алеши встретилось слишком мало действительно добрых, отзывчивых людей. Кроме бабушки было еще два человека, к которым мальчик привязался всей душой. Это Цыганок и Хорошее Дело. Алеша представлял Цыганка сказочным героем. Действительно ценные советы давал ему Хорошее Дело. С этим героем мальчику было легко и спокойно, с ним можно было о многом поговорить, а можно было просто помолчать, думая о своем. Несмотря на то, что Хорошее Дело не любили и Алеше было запрещено общаться с ним, у мальчика даже в мыслях не было прерывать дружбу. Именно к этому герою идет мальчик со всеми своими печалями и тайнами, делится своими чувствами и переживаниями, зная, что Хорошее Дело всегда поймет его и даст хороший совет. Этот старый человек оказал большое влияние на становление характера мальчика, научил его понимать людей. Алеша сильно отличался от своих мрачных и не радующихся жизни родственников, он обладал добрым и чутким сердцем, умел любить и сопереживать. Очень важным является и то, что мальчик умел отличать добро от зла, находить среди мрачной массы добрые и отзывчивые сердца.

Роль бабушки в жизни Алеши очень велика. Добрая бабушка Акулина Ивановна Каширина становится лучшим другом Алеши на всю жизнь:

"...До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни..."

"...я как бы прирос к ней и не помню, чтоб в эту пору жизни видел что‑либо иное, кроме неугомонной, неустанно доброй старухи..."

Сюжет. У маленького Алеши от холеры умирает отец. Это случилось в Астрахани. Бабушка решает забрать его с новорождённым братом к себе в Нижний Новгород. Там живет вся семья, главой которой является дед Алеши, владеющий красильной мастерской. Мать исчезла из его жизни. Атмосфера в доме тяжелая, дядья постоянно ссорятся, недовольные тем, что отец не разделил наследство. Мальчик вынужден претерпевать болезненные телесные наказания от деда за любой неправильный поступок. Далее Алексей жил с матерью, которая вышла замуж. Отчим относился к ней плохо, отношения не заладились. В конце рассказа мама умирает, а дедушка бесчеловечно отправляет Алешу «в люди».

Эпическое и лирическое в повести. Горький стремится достоверно отобразить окружающую действительность, созданные им образы максимально приближены к реальным. Используются названия реальных мест и событий. Читатель может поверить в то, что описанные в повести события могли произойти на самом деле. Повествование охватывает не слишком большой промежуток времени и включает в себя достаточно небольшое число действующих лиц. Писатель рассказывает о не масштабных событиях из обыденной человеческой жизни, использует большое количество деталей, которые помогают читателю лучше погрузиться в атмосферу произведения. Сюжет являет собой точный пересказ событий из жизни автора.Изображая типическую картину детства выходцев из народа, показывая развитие ребенка в сложном взаимодействии различных воспитательных влияний (семьи, улицы, жизни со всеми ее острыми социальными противоречиями), Горький тем самым нарушает традицию классической автобиографической повести, ее замкнутость в рамках узкого круга семейно-бытовых отношений. В поле наблюдения Алеши Пешкова попадают многообразные впечатления бытия с их суровой, обнаженной правдой. С первых же страниц «Детства» начинает звучать тема несоответствия красоты мира и взаимоотношений между людьми.

Авторская позиция. М. Горький, выражая авторскую позицию, описывает “свинцовые мерзости дикой русской жизни”, выбирает для своего повествования особый жанр – автобиографическую повесть.Горький не скрывает в своём произведении всей жесткости жизни, он считает, что правда выше жалости. Горький крайне негативно относится к жесткости, насилию, нищете, пьянству. Он считает, что эту правду жизни люди должны знать, тогда они смогут избавиться от нее и обрести лучшую долю.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: