Урок 25. Аксессуары одежды
Тип урока: решение учебной задачи | ||
Педагогические задачи: создать условия для знакомства с видами аксессуаров одежды, с отделкой аксессуаров вышивкой; способствовать формированию умений работать с текстильными материалами; содействовать развитию навыков выполнения ручных швов; совершенствовать умения украшать изделия ручными швами, вышивкой | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятсяс видами аксессуаров одежды, с отделкой аксессуаров вышивкой; научатсявыполнять строчки крестообразного стежка и его разновидностей; использовать ранее освоенные знания и умения при работе с текстильными материалами; выполнять ручные швы; украшать изделия ручными швами, вышивкой | Метапредметные: познавательные – формулировать возникающие проблемы, искать пути их решения, отбирать оптимальный способ выполнения изделия, обосновывать выбор оптимального решения; открывать новые знания и умения, решать конструкторско-технологические задачи через наблюдения и рассуждения, упражнения (приемы вышивки крестообразной строчкой и ее вариантами); регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; выполнять практическую работу с опорой на рисунки; коммуникативные – обсуждать и оценивать результаты своей работы и работы одноклассников, исправлять свои ошибки | Личностные: опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного учителем или собственного замысла; понимать необходимость бережного отношения к результатам труда людей; уважать людей различного труда |
Образовательные ресурсы: учебник (с. 84–85); контрольно-оценочные листы; образцы изделий; иголки, игольница, нитки, ткани, ножницы |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности обучающегося | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Организационный момент. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Приветствует и проверяет готовность обучающихся к уроку. Демонстрирует изделия, выполненные учениками прошлых лет, мотивирует обучающихся. Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, постановку учебной задачи. Уточняет понимание обучающимися поставленной темы и целей урока. – Отгадайте загадку: Одиноким глазом бабушка косится, От косы осталась тонкая косица. Но проворна бабушка, словно молодица, Стелет стежки на холсте тонкою косицей. (Иголка с ниткой.) – Как можно украсить одежду с помощью иголки и нитки? Тема урока «Аксессуары одежды». – Определите цели урока, используя опорные слова на слайде | Приветствуют учителя. Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. Отгадывают загадку. – Сегодня на уроке мы… | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
II. Открытие нового знания, способа действия, приемов работы с инструментами, приспособлениями, материалами | Организует работу по открытию нового знания. Предлагает в тексте учебника найти описание приемов работы. – Решите кроссворд «Украшения в одежде»: 1. Большая голова, да узок ворот. (Пуговица.) 2. Дорожка сшита-связана да к домику привязана. Кругом домик обежит, а потом замрет – Лежит, домик охраняет, холод отгоняет. (Шарф.) 3. Надену – ободом сведет, сниму – змеей упадет, Тепла не дает, а без него холодно. (Пояс.) 4. У маленькой Катюшки уселся на макушке. Не мотылек, не птичка – держит две косички. (Бант.) 5. Жемчужинки чудесные на ниточке висят, На шею надеваются, на солнышке блестят. Тут подбежал котенок и тронул нитку лапкой. Хоть ты еще ребенок, но жемчуг не царапай! (Бусы.) 6. Яркая, короткая тканая бородка, По рубашке бежит, на груди лежит. (Галстук.) – Рассмотрите в учебнике изображения строчек. Как их лучше использовать: для сшивания деталей, для отделки изделий? – Объясните технологию выполнения петлеобразного стежка. – Объясните технологию выполнения крестообразного стежка. – Вспомните, как выполняется строчка «тамбур». Вариантом какой строчки она является? – Необходимо помнитьо правильной посадке во время работы с иголкой: 1. Ноги должны твердо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение. 2. Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперед. 3. Голову слегка наклонить вперед. 4. Нельзя опираться грудью о стол. 5. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса не более чем на 10 см. 6. При работе не следует ставить локти на стол. 7. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть в среднем 30 см. 8. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса. – Необходимо помнить, что неисправный инструмент и незнание безопасных способов работы может привести к несчастному случаю | Слушают учителя, анализируют информацию, рассматривают образцы, отвечают на поставленные вопросы.
Решают кроссворд:
Читают дополнительную литературу об истории появления пуговицы. – До появления пуговиц даже верхнюю одежду надевали через голову. В Европу пуговицы завезли из Турции около 900 лет назад. Модны были крупные пуговицы диаметром несколько сантиметров. В пуговицы вставляли портреты, цветы, бабочек и покрывали стеклом. Также пуговицы делали из жемчуга, дерева, перламутра, кости, рога, кожи и драгоценных камней. Их пришивали на одежду сотнями – уже не для удобства, а для красоты. Рассказывают технологию выполнения ручных швов по таблице «Виды ручных швов». (см. ресурсный материал.) Рассказывают правила техники безопасности при выполнении ручных работ. 1. Опасности в работе: повреждение пальцев иглой или булавкой; травма руки ножницами; травма глаз. 2. Что нужно сделать до начала работы: посчитать количество иголок и булавок в игольнице; положить инструменты и приспособления в отведенное для них место. 3. Что нужно делать во время работы: быть внимательными к работе; надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть палец; вкалывать иглы и булавки только в игольницу; класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя; передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед. 4. Что нужно сделать по окончании работы: посчитать количество игл и булавок в игольнице; убрать рабочее место | Определять цель занятия, составлять план и последовательность действий; проявлять интерес и активность в выборе решения. Осуществлять установление личностного смысла знания; уметь анализировать, выделять и формулировать задачу. Осознанно строить речевое высказывание. Строить учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками. Выявлять и осознавать особенности выполняемых трудовых операций. Строить рабочие отношения, работая в коллективе | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
III. Практическая (самостоятельная) работа обучаю-щихся. Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным. Текущий инструктаж | Проверка готовности обучающихся к работе (организация рабочего места, наличие необходимых инструментов и приспособлений). – Рассмотрите варианты сумочек с вышивками. – Решите, как вы будете работать – в группе или самостоятельно. – Выберите одно из предполагаемых изделий или придумайте свое. Продумайте конструкцию будущего изделия. Подумайте о проблемах и вариантах усовершенствования технологического процесса. Выберите материалы. Используйте законы композиции. – Продумайте способы выполнения каждого этапа изготовления. Составьте план. Изготовьте свое изделие. – Какой материал лучше использовать, если надо выполнить вышивку крестом или крестообразными стежками? – Что лучше сделать сначала – вышивку или сборку швейного изделия? | Определяют и выполняют технологические операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении операции. В случае необходимости корректируют свою деятельность. Составляют технологическую карту изготовления изделия: 1. Выполнить разметку сумочки на ткани. 2. Вырезать заготовки. 3. Выполнить вышивку, пришить бусинки, бисер, пуговички. 4. Собрать изделие. 5. Проверить изделие в действии. – Сначала выполняют вышивку, а потом – собирают швейное изделие | Демонстрировать навыки бережливости при выполнении трудовых приемов. Вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действий в случае расхождения эталона, реального действия и результата | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Рефлексивно-оценочный этап. Уборка рабочих мест | Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее. организует деятельность обучающихся по анализу характерных ошибок, их причин (показывает ряд работ – не называя авторов, просит обучающихся их сравнить, определить соответствие образцу, выявить ошибки). Оценивает совместно с обучающимися результаты их работы на уроке, выставляет отметки. предлагает оценить каждому свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома? – Какое задание понравилось больше всего? – Что вызвало затруднение? – Какое изделие вы выполняли на уроке? – Какими материалами и инструментами вы пользовались в работе? – Какой способ работы с текстильными материалами использовали? – Расскажите, как вы работали над изделием. Что делали вначале? Что потом? – Что еще можно изготовить из текстильных материалов? дает оценку каждой работе, хвалит каждого, проговаривая, что у него лучше получилось. – Мне очень понравились ваши работы, особенно мне понравилась работа… – Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения. – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя. | Сравнивают работы, анализируют и оценивают свою работу, обосновывают оценку.
На примере нескольких работ, совместно с учителем выявляют ошибки и устанавливают их причины.
Делают вывод о значимости, сложности и трудоемкости процесса.
Отвечают на поставленные вопросы.
Осуществляют самооценку и взаимооценку. Выставляют оценки за практическую работу и знания, результаты заносят вкарточку контроля:
| Осуществлять самооценку и организовать взаимооценку. Выполнять построение логической цепочки рассуждений и доказательство. Формулировать алгоритм действия; выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления, обосновывать показатели качества конечных результатов. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Организует уборку рабочих мест всеми обучающимися и дежурными | Проводят уборку своих рабочих мест и помещения мастерской | Оценивать качество уборки рабочих мест | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание | Объясняет домашнее задание | Узнать о строительных и бытовых традициях своего края | Планировать самостоятельную работу |
Ресурсный материал
Таблица «Виды ручных швов»
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | ![]() | ![]() |