Субъекты предпринимательского права.




Лекция № 2

Тема № 2 Субъекты предпринимательского права.

ПЛАН

Субъекты предпринимательского права.

2. Понятие и особенности хозяйственных правоотношений.

3. Признаки хозяйственных правоотношений.

4. Классификация хозяйственных правоотношений.

5. Отграничение хозяйственных отношений от других правоотношений.

Субъекты предпринимательского права.

Субъекты предпринимательского права - носители хозяйственных прав и обязанностей, обладающие следующими признаками:

1) регистрация в установленном законом порядке;

2) наличие имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;

3)самостоятельная имущественная ответственность.

Необходимо различать понятия «субъект предпринимательского права » и «субъект предпринимательской деятельности ».

Субъект предпринимательского права - лицо, которое в силу присущих ему признаков участвует или может участвовать в предпринимательских правоотношениях, граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, Российская Федерация, субъекты ДНР, органы местного самоуправления, учреждения и организации и т. д.

Они могут в течение длительного времени не вступать ни с кем в предпринимательские (хозяйственные) правоотношения.

Субъекты предпринимательской деятельности всегда конкретны и наделены обязанностями и правами в сфере хозяйствования.

Субъект предпринимательской деятельности лицо, деятельность которого, направлена на получение дохода, а также правовой статус которого регулируется

предпринимательским правом.

Субъекты предпринимательской деятельности — члены органов управления, менеджеры коммерческих организаций. Они непосредственно осуществляют предпринимательские функции, используя экономические ресурсы в целях получения прибыли.

Виды субъектов предпринимательского права различают:

1)в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица:

а) индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ч I ст. 23 ГК ДНР);

б)коммерческая и некоммерческая организации (ст. 50 ГК ДНР).

Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица в качестве индивидуального предпринимателя с момента государственной регистрации его в этом качестве, а также создавать юридические лица самостоятельно с другими лицами.

Правила, установленные гражданским законодательстром, применяются и к отношениям с участием - иностранных граждан и иностранных юридических лиц;

- лиц без гражданства, если иное не предусмотрено законом,

2)по признаку происхождения собственности.

а)лубличные, учрежденные государством, субъектами ДНР,

б)частные, учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права (ст. 212 ГК ДНР);

3)по экономическим показателям:

а) малые;

б)средние;

в) крупные,

4) по признаку основной деятельности в сферах:

Ø промышленности;

Ø сельского хозяйства;

Ø транспорта;

Ø г)торговли.

Иные субъекты предпринимательства:

1)филиалы, представительства и иные структурные подразделения коммерческих организаций,

2) производственно-хозяйственные комплексы (финансово-промышленные группы, холдинги, простые товарищества и иные объединения предпринимателей без образования юридического лица).

Субъекты предпринимательства:

1)товарные и фондовые биржи;

2)инвестиционные фонды;

3)негосударственные пенсионные фонды,

4) хедж-фонды;

5) саморегулируемые организации и иные объединения предпринимателей;

6)органы власти и местного самоуправления.

Субъекты предпринимательского права:

1)физические лица,

2) юридические лица;

3) Российская Федерация, субъекты ДНР, муниципальные образования.

Граждане как субъекты предпринимательского права. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с наступлением совершеннолетия, поскольку этот вид занятий требует от гражданина

самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять субъективные права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их. Прежде всего необходимым правовым условием предпринимательской деятельности выступает ее государственная регистрация.

В качестве индивидуального предпринимателя выступает дееспособный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, самостоятельно на свой риск и под свою имущественную ответственность осуществляющий

деятельность, направленную на получение прибыли.

Граждане могут иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не

противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.

Юридические лица как субъекты предпринимательского права. Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать

и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Признаки юридического лица:

1 организационное единство;

2) государственная регистрация в установленном законом порядке,

3)наличие обособленного имущества,

4)способность от своего имени приобретать и осуществлять субъективные права, выполнять юридические обязанности,

5) способность от своего имени выступать в суде

в качестве истца и ответчика.

Юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму (товарищество на вере, закрытое акционерное

общество и т. п.). Наименования некоммерческих организаций, а также государственных и муниципальных предприятий и (в предусмотренных законом случаях) других коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица (п. 1 ст. 54 ГК ДНР). Коммерческая организация должна иметь фирменное наименование, которое в случае регистрации в установленном порядке принадлежит юридическому лицу на исключительном праве его использования Государство (Российская Федерация), субъекты ДНР, муниципальные образования как субъекты предпринимательского права. На равных началах с гражданскими и юридическими лицами в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, выступают Российская Федерация, субъекты ДНР. республики, края, области, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования.

Предприниматель - лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, стремится к получению прибыли, созданию новой продукции

и технологии и тем самым берет на себя предпринимательский риск

Правовой статус предпринимателя составляет совокупность прав и обязанностей.

Содержание прав предпринимателя в основном определяется такими экономическими свободами гражданина, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, которые определяют соответствующие права предпринимателей (ст. 8 Конституции ДНР).

Предприниматели имеют право:

1)совершать собственные действия,

2) требовать исполнения обязанностей и обязательств

другими лицами в интересах предпринимателя;

3)защищать свои интересы,

4) иметь в собственности имущество, иные имущественные и неимущественные права;

5)создавать юридические лица;

6)совершать не противоречащие закону сделки;

7)участвовать в обязательствах;

8) обладать правами авторов произведений науки, литературы, искусства, изобретений иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности.

Каждому предпринимателю в соответствии с общеправовым принципом равенства должны быть предоставлены равные возможности для ведения предпринимательской деятельности и одинаковое правовое положение по сравнению с другими предпринимателями вне зависимости от места регистрации или нахождения.

Обязанность предпринимателя - мера ограничения его экономической свободы, условие правомерности его поведения, которое устанавливается с помощью правовых требований или правовых запретов. Правовые запреты устанавливают пределы осуществления предпринимателем своих прав и обязывают его воздерживаться от совершения тех или иных действий.

В зависимости от круга лиц, чьи интересы затрагиваются в результате предпринимательской деятельности, обязанности предпринимателя могут

быть установлены по отношению к следующим субъектам предпринимательских отношений:

1) общество в целом Например, государство устанавливает обязанности предпринимателей по охране окружающей среды, по производству и экспорту продукции двойного назначения и т. д.;

2) потребители товаров, работ и услуг, контрагенты.

Устанавливаются требования к предпринимателям по поводу качества и безопасности произведенной продукции;

3) наемные работники. Работодатели выполняют обязанности, в частности по обеспечению безопасных условий труда, предоставлению компенсации при

высвобождении работников,

4) участники хозяйственных обществ и товариществ,

члены производственных кооперативов. Закон обязывает органы управления и иных представителей действовать добросовестно и разумно в интересах коммерческой организации, а следовательно, в общих интересах указанных лиц в целом;

5) конкуренты. Предпринимателям запрещается осуществлять действия, направленные на ограничение конкуренции, а также действия в форме недобросовестной конкуренции.

Предпринимательская деятельность без образования юридического лица наряду с малыми предприятиями имеет статус субъекта малого предпринимательства, на который распространяются меры государственной поддержки и установленные

законодательством особенности налогообложения.

Индивидуальный предприниматель — дееспособный гражданин, самостоятельно, на свой риск и под свою личную имущественную ответственность осуществляющий предпринимательскую деятельность и зарегистрированный для этих целей в установленном порядке.

Любой гражданин имеет право вести предпринимательскую деятельность, но не всякий гражданин способен реализовать это право.

Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать такими общими признаками субъекта гражданского права, как:

1) правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности;

2) дееспособность - способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (ст. 21 ГК ДНР);

3) наличие местожительства, т. е. места, где гражданин проживает постоянно или преимущественно

Осуществлять предпринимательскую деятельность могут только дееспособные граждане — граждане, которые в состоянии самостоятельно совершать юридические действия, заключать сделки и исполнять их, приобретать имущество и владеть им, пользоваться и распоряжаться им, заниматься предпринимательской или иной не запрещенной деятельностью, отвечать за причинение вреда другому лицу.

Правовой статус индивидуального предпринимателя определяется исходя из того, что наряду с коммерческими организациями он является полноправным участником хозяйственного оборота. Правоспособность индивидуального предпринимателя

практически приравнена к правоспособности коммерческих организаций.

Индивидуальные предприниматели вправе:

1)заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, а при осуществлении предпринимательской деятельности, требующей лицензирования, - при наличии лицензии;

2) заключать любые предпринимательские договоры, за исключением тех договоров, в отношении которых изъятия предусмотрены непосредственно законом;

3)быть участниками полных товариществ, а также заключать договоры о совместной деятельности (простого товарищества).

Особенности правового статуса индивидуального предпринимателя определяются спецификой налогообложения предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица. В отношении индивидуальных предпринимателей, как и для малых предприятий, являющихся субъектами малого предпринимательства, установлены специальные налоговые режимы:

1 упрощенная система налогообложения (гл. 26.2 НКДНР);

2)система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 НК ДНР).

Индивидуальный предприниматель может работать в любой должности на платной основе в любых частных, государственных или общественных организациях, если только эту работу или должность законом не апрещено совмещать с предпринимательством.

Система гарантий предпринимательского права представляет собой общие принципы права и специальные конституционные принципы, которые

направлены на юридическую защиту предпринимательской деятельности и свободу предпринимательства.

Общие принципы предпринимательского права:

1) правовое государство;

2)уважение основных прав и фундаментальных свобод человека;

3) формальное равенство;

4)справедливость;

5) соразмерность.

Специальные конституционные принципы:

1) единство экономического пространства;

2)свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

3) поддержка свободной конкуренции;

4)признание частной собственности;

5) юридическое равенство всех форм собственности.

Частноправовые гарантии предпринимательской деятельности:

1)формальное равенство участников предпринимательских отношений;

2) свобода договора;

3) обязательность выполнения участниками экономического оборота принятых на себя обязательств;

4) неприкосновенность собственности предпринимателя;

5) недопустимость произвольного вмешательства

в частные дела предпринимателя со стороны других лиц и государства;

6) необходимость обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты.

Система правовых гарантий, кроме общих принципов права и экономических свобод, устанавливает, также субъективные права субъектов предпринимательства, которые являются выражением экономических свобод и защищают конкретные интересы предпринимателей.

Государством обеспечивается равное для всех субъектов предпринимательской деятельности право доступа на рынок, к материальным, финансовым, трудовым, информационным и природным ресурсам, равные условия деятельности предприятий независимо от собственности и их организационно-правовых форм.

В соответствии с законодательством, учредительными документами, договорными обязательствами, правовыми гарантиями обеспечивается возможность

предпринимателей самостоятельно распоряжаться имуществом предприятия, определять объемы производства, порядок и условия сбыта продукции, распределять прибыль, страховать предпринимательские риски, не допускать монопольного положения на рынке отдельных предприятий и их объединений и недобросовестной конкуренции.

Гарантии предпринимательства образуются комплексом организационных мер государства по реализации субъективных прав предпринимателей, которые включают:

1) контроль со стороны органов государства над соблюдением законодательствао предпринимательской деятельности;

2) применение мер принуждения к правонарушителям;

3) предоставление предпринимателям возможности

защиты своих прав и интересов в суде;

4)обновление и совершенствование нормативной базы предпринимательства;

5)создание необходимой инфраструктуры рынка и необходимых условий;

6)устранение административных и иных препятствий для развития предпринимательства;

7) обеспечение стабильности в деятельности рынков;

8)недопущение недобросовестной конкуренции;

9) экономическую, научно-техническую, правовую поддержку предпринимательской деятельности и др.

Организационно-правовая форма юридического лица - совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных.

Признаки, характерные для коммерческой организации, можно определить через систему имущественных и неимущественных прав участников данного типа

организации.

Участники коммерческой организации имеют право:

1)формировать имущество организации;

2) участвовать в распределении прибыли,

3) иметь долю в имуществе организации;

4) прекращать членство;

5) получать «ликвидационную квоту»;

6)управлять организацией;

7) регистрировать участников данной организации;

8) получать информацию о деятельности организации;

9) защищать в законном порядке свои интересы

Организационно-правовые формы юридических лиц:

1) хозяйственные товарищества и общества;

2) полное товарищество;

3)товарищество на вере;

4) общество с ограниченной ответственностью;

5)акционерные общества:

а)открытого типа (для них характерны выпуск акций, обязательность аудита, публичное ведение дел);

б)закрытого типа (в этом случае акции имеют хождение только внутри, т. е. распределение между участниками);

6)кооператив (артель) (ст. 107-112 ГК ДНР);

Некоммерческие организации Хозяйственные товарищества и общества - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет

вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. К таким организациям относятся: религиозная организация (объединение), фонд, учреждение Объединения юридических лиц – ассоциации и союзы.

2. Понятие и особенности хозяйственных правоотношений.

В сфере экономики возникают и функционируют разнообразные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью. В частности, государство осуществляет функции общего управления экономикой. С этой целью в центре и на местах действуют органы государственной власти - министерства, государственные комитеты, другие государственные администрации. Итак, в сфере хозяйствования состоят управленческие отношения между этими органами и субъектами хозяйствования. Эти отношения регулируются административным правом, то есть это административные правоотношения.

В сфере хозяйствования применяется наемный труд работников. Отношения по организации ее применения, оплаты труда, времени работы и отдыха, гарантий и компенсаций и т.п. регулирует трудовое право.

Субъекты хозяйствования в процессе своей деятельности пользуются природными ресурсами. Отношения по природопользованию регулируются природноресурсными отраслями права (земельное, водное, горное, лесное, экологическое и т.д.).

Субъекты хозяйствования являются плательщиками налогов, сборов и других платежей, формирующих прибыль, и используют собственные финансовые ресурсы и тому подобное. Следовательно, они являются субъектами финансовых правоотношений.

Между субъектами хозяйствования и гражданами-потребителями возникают имущественные отношения по удовлетворению личных потребностей граждан в товарах, работах, услугах. Эти отношения регулируются гражданским правом.

Признавать все указанные отношения хозяйственными, как это иногда делается в литературе, означало бы, что специальной категории хозяйственных отношений вообще не существует. Объективно необходимые для осуществления хозяйственной деятельности, указанные выше отношения по своей экономической природе не являются хозяйственными. Эти отношения лишь создают организационные, материальные, финансовые и другие предпосылки функционирования хозяйственных отношений.

Хозяйственно-правовая концепция и Хозяйственный кодекс (ст. 1) определяют хозяйственные отношения в собственном (специальном) смысле. А именно: хозяйственными есть отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.

Хозяйственные отношения как предмет регулирования состоят только из двух элементов - организационного (организация производства, обращения) и имущественного. Совокупность хозяйственных отношений в таком узком понимании является предметом хозяйственного права. По предмету в этом смысле хозяйственное право отличается от других отраслей права, нормы которых действуют в сфере хозяйствования.

 

3. Признаки хозяйственных правоотношений.

Хозяйственные отношения имеют определенные признаки.

Прежде всего, это ограниченный по сравнению с гражданским правом, круг субъектов. Такими субъектами являются участники отношений в сфере хозяйствования, перечень которых установлен ст. 2 ХК. это:

- Субъекты хозяйствования,

- Потребители,

- Органы государственной власти, наделенные хозяйственной компетенцией,

- Граждане, общественные и другие организации, которые выступают учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют относительно них организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Особым субъектом хозяйственных отношений является государство, от имени которой действуют ее органы.

Вторым характерным признаком хозяйственных отношений является существование организационно-хозяйственных обязательств как отдельного вида хозяйственных обязательств, а также сочетание в хозяйственных отношениях организационных и имущественных элементов. Такое сочетание вызвано тем, что одним из правовых оснований возникновения и функционирования хозяйственных правоотношений между субъектами хозяйствования и их контрагентами являются, государственные заказы и государственные задания (ст. 13 ХК). Основанием возникновения хозяйственных правоотношений является решение их субъектов заключить соответствующий договор: хозяйственный (ст. 184 ХК) или организационно-хозяйственный (ст. 186 ХК). Эти решения основаны, в частности, на планах участников хозяйственных отношений (планы экономического и социального развития, бизнес-планы и т.д.).

Третий признак хозяйственных отношений - их материальное содержание, то есть общественное производство и реализация (оборот) субъектами хозяйствования продукции (выполнения работ, оказания услуг).

По приведенным признакам хозяйственных отношений можно разграничить предметы регулирования гражданского и хозяйственного права. Следовательно, нормы гражданского права универсальные и распространяются на физических и юридических лиц независимо от деятельности, которой они занимаются. Нормы хозяйственного права специальные в том смысле, что действуют только в отношении юридических лиц, их структурных подразделений, граждан-предпринимателей, которые осуществляют общественную хозяйственную деятельность и потребляют ее результаты. То есть предмет хозяйственного права узкий от предмета гражданского права. Гражданское право состоит из норм одной отрасли, на основе юридического равенства субъектов регулируют имущественные и личные неимущественные отношения; хозяйственное право согласно законодательству является комплексной отраслью. Оно основывается на общих нормах гражданского права о правоспособности юридических лиц, обязательства и нормах об отдельных видах хозяйственных договоров. В хозяйственном праве объединяются также те нормы административного, финансового и других отраслей права, регулирующих хозяйственную деятельность предприятий и других субъектов хозяйствования.

Совокупность хозяйственных отношений, которые складываются между субъектами хозяйствования, их контрагентами, органами управления в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности - производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг - составляет предмет хозяйственного права.

 

 

4. Классификация хозяйственных правоотношений.

Согласно ч. 4 ст. 3 ХК сферу хозяйственных отношений составляют хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения.

Хозяйственно-производственными являются имущественные и другие отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности (ч. 5 ст. 3 ХК).

Под организационно-хозяйственными отношениями понимаются отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью (ч. 6 ст. 3 ХК).

Внутрихозяйственные – это отношения, возникающие внутри хозяйственной организации между ее структурными подразделениями, а также между хозяйственной организацией и ее структурными подразделениями (ч. 7 ст. 3 ХК).

Хозяйственные правоотношения могут быть классифицированы по различным признакам.

Так, по характеру правоотношений различают:

- Отношения по непосредственному осуществлению хозяйственной деятельности (производства и реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг);

- Отношения по организации хозяйственной деятельности (государственная регистрация, лицензирование, патентование, квотирование и другие формы государственного регулирования хозяйственной деятельности).

По взаимному положением сторон правоотношения делятся на:

- Горизонтальные, участники которых равноправные;

- Вертикальные, в которых одним из участников выступает орган управления, в том числе владелец имущества или уполномоченный им орган.

По сфере действия правоотношения делятся на:

- Внутрихозяйственные, возникающие внутри хозяйственной организации между ее структурными подразделениями, а также между хозяйственной организацией и ее структурными подразделениями (ч. 7 ст. 3 ХК). Следует отметить, что регулирование этих отношений в связи с их особым характером осуществляется не нормами ХК, а положениями локальных правовых актов, принимаемых самими хозяйственными организациями в отношении своих структурных подразделений.

- Межхозяйственные (внешне-хозяйственные), возникающих между юридически самостоятельными субъектами хозяйствования.

По отраслям хозяйствования и сферами управления, в которых они возникают и функционируют, выделяют такие правоотношения:

- В области промышленности;

- В области сельского хозяйства;

- В области транспорта;

- В области капитального строительства;

- В сфере приватизации;

- В сфере антимонопольного (конкурентного) регулирования;

- В сфере внешнеэкономической деятельности и тому подобное.

5. Отграничение хозяйственных отношений от других правоотношений.

Разграничение отношений в сфере хозяйствования с другими видами отношений установлено ст. 4 ХК, в части 1 которой указано, что не является предметом регулирования Хозяйственного кодекса:

а) имущественные и личные неимущественные отношения, которые регулируются Гражданским кодексом;

б) земельные, горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, территорий и объектов природно-заповедного фонда, атмосферного воздуха;

в) трудовые отношения;

г) финансовые отношения с участием субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней;

д) административные и другие отношения управления при участии субъектов хозяйствования, в которых орган государственной власти или местного самоуправления не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственных полномочий по субъекта хозяйствования.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: