Мы даровали ему его семью и ещё столько же вместе с ними по Нашей милости и как напоминание для обладающих разумом.




Урок №134 История Ислама. (Желательный к изучению урок).

Шейх Саади: История о пророке Айюбе ﷺ.

 

Пишет шейх АбдуРрахман ибн Насыр ас-Саади (да помилует его Аллах):

 

Айюб (мир ему) был из числа пророков сынов Исраиля. Он был непорочным и благородным человеком. Аллах упомянул его в Своём Писании (здесь речь идёт о Коране), похвалив его за хорошие качества, особо выделив то терпение, проявленное им при постигшем его испытании. Аллах испытал его детьми, семьёй и имуществом.

 

Кроме того, его постигла очень тяжелая болезнь. Он был испытан так, как ни один другой из творений. Однако, несмотря на всё это, он проявил терпение, подчинившись предопределению Аллаха, и продолжил обращаться с мольбами к Аллаху.

 

Его тяжелая болезнь уже очень долго не оставляла его, по причине чего все друзья и близкие покинули его. Тогда он воззвал к своему Господу: “Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты — Самый Милостивый”. Коран, 21:83

 

Ему был ниспослан приказ: “Ударь ногой по земле” (Коран, 38:42), после выполнения которого в том месте забил прохладный ручей. Далее ему было сказано: “Выпей от этой воды и омойся ею”. Он сделал это, и Аллах отдалил от него все, что постигло его из несчастий, очистив от них как его внешний облик, так и внутренний. Затем Аллах вернул ему его семью и имущество, а также даровал ему многое из Своих милостей и благ. По причине проявленного им терпения он стал образцом поведения для тех, кому приходится терпеть (те или иные испытания), а также он является утешением для несчастных и знамением для размышляющих.

 

Ещё во время болезни произошло так, что Айюб разгневался на свою жену по некоторым причинам и поклялся, что если Аллах излечит его, то он побьет ее плетью 100 раз. Его жена была благонравной и доброй женщиной, поэтому Аллах простил ему клятву и облегчил для них обоих ее выполнение.

 

Ему было сказано: “Возьми в руку пучок” (Коран, 38:44), связку сухой травы или веток, или что-то в этом роде, в количестве 100 штук. “Ударь им жену и не преступай клятвы” (Коран, 38:44), — т.е. таким образом ты выполнишь свою клятву. Это является доводом на то, что искупление клятвы не было узаконено в прежних шариатах и что клятва у них была подобна обету, который обязательно должен быть исполнен.

 

Так же в этом указание на то, что если человеку предписано наказание, которое он не в силах перенести, то можно заменить его на подобное, т.к. цель не в том, чтобы погубить его, а в том, чтобы он понял свою ошибку.

 

Источник: “Тайсир аль-Лятыф аль-Маннан фи Хуласати Тафсир аль-Куран”.

 

 

Пророк Аюб (мир ему) – предводитель терпеливых.

Аюб [библ. Иов]– праведный раб Аллаха, которого ставят в пример как образец стойкости и терпения. Его историю приводят, дабы утешить попавших в беду, тех, кто пострадал, потерял близких или лишился имущества. Аюб был здоровым – и заболел, был богатым – и обнищал, у него была большая семья и много детей, но Аллах забрал его семью и детей. Аюб терпел всё это, и прекрасным было его терпение. Он не жаловался, не роптал на волю Всевышнего. Испытание его затянулось на долгие годы, но его решимость с достоинством нести свою долю нисколько не ослабла. И пришло к нему утешение и избавление от Аллаха, когда он помолился и попросил Его о помощи. Всевышний исцелил его тело и вернул ему вдвойне имущество и детей. История Аюба осталась притчей, которую люди рассказывают друг другу. Это история божьего пророка Аюба, предводителя терпеливых.

 

Текст хадиса.

 

Сообщается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, беда Аюба продолжалась восемнадцать лет. От него отказались все, дальние и близкие, кроме двух человек из числа его братьев, они часто навещали его.

Однажды один из них сказал другому: „Знаешь ли, клянусь Аллахом, я думаю, что Аюб совершил такой грех, которого никто в мире ещё не совершал”. Его товарищ спросил: „Почему ты так думаешь?” Тот ответил: „Уже восемнадцать лет как Аллах не милует его и не избавляет от такого положения!”

Когда они вновь пошли к Аюбу, то этот человек не сдержался и высказал ему то же самое. Аюб сказал: „Я не знаю, о чём таком вы говорите, но, клянусь Великим Аллахом, Он знает, что даже пройдя мимо двух спорящих людей, которые в споре поминали Аллаха, я, вернувшись домой, совершил искупление за них обоих, потому что мне ненавистно, когда Аллаха поминают не ради истины”.

Если Аюб выходил из дома, чтобы справить нужду, когда ему необходимо было это сделать, жена вела его до места, держа за руку. В один из дней он задержался, и ему было ниспослано Откровение: „Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питьё”. [Коран, сура 38 «Сод», аят 42].

Жена, не дождавшись его, пошла в его сторону, но, увидев мужа, уставилась на него, не узнавая, он же направился к ней. Аллах полностью избавил его от недуга, сделав внешность лучше, чем прежде. Когда она увидела его, то сказала: „Эх, да благословит тебя Аллах, не видел ли ты здесь пророка Аллаха, того, который мучается? Клянусь Аллахом, я действительно ни разу не видела никого, более похожего на него, чем ты, когда он был здоровым”, он же ответил: „Это я и есть”».

У него было два гумна * – для пшеницы и для ячменя. И послал Аллах две тучи. Когда одна из них оказалась над гумном для пшеницы, то из неё посыпалось золото, наполнив гумно, а из другой тучи посыпалось серебро в гумно для ячменя, пока оно не заполнилось».

*[Гумно́ — огороженный участок земли в крестьянском хозяйстве, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зёрен хлеба].

 

 

Источники хадиса.

Шейх Насыруддин аль-Альбани, указывая источник, в своём труде «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (1/24) сказал: «Хадис привели Абу Яаля в “Муснаде” (1/176-177), Абу Нуэйм в “Аль-Хилья” (3/374-375) двумя путями передачи от Саида ибн Абу Марьяма, от Нафи’ ибн Язида, от ’Укэйля, от Ибн Шихаба, от Анаса ибн Малика, который возвёл хадис к Пророку (мир ему и благословение Аллаха)… Это одиночный хадис (гариб), передаваемый от аз-Зухри (он же Ибн Шихаб), от него этот хадис передавал только ’Укэйль. Все передатчики хадиса, по всеобщему мнению мухаддисов, являются честными, Нафи’ – единственный, кто привёл этот хадис».

Что касается Нафи’ ибн Язида, то это абсолютно надёжный передатчик, имам Муслим приводил его хадисы, а все остальные передатчики регулярно упоминаются и у аль-Бухари, и у Муслима. Хадис достоверный (сахих), ад-Дыя аль-Макдиси также оценил его как достоверный (сахих) и привёл его в сборнике «Аль-Мухтара» (2/220-221) с таким же иснадом. Также хадис привёл Ибн Хиббан в своём сборнике «Ас-Сахих» (2091), в его иснаде этот хадис передаёт Ибн Вухейб от Нафи’ ибн Язида.

 

Толкование хадиса.

Аюб был одним из благородных пророков Аллаха, которым Он дал Своё Откровение и внушил им истину от Себя:

«Воистину, Мы внушили тебе откровение подобно тому, как внушили его Нуху и пророкам после него. Мы внушили откровение Ибрахиму, Исмаилю, Исхаку, Якубу и коленам (двенадцати сыновьям Якуба), Исе, Аюбу, Юнусу, Харуну и Сулейману». [Коран, сура 4 «Ан-Ниса» («Женщины»), аят 163].

 

Аюб был прямым потомком Ибрахима (мир ему), Всевышний сказал:

«Мы даровали ему (Ибрахиму) Исхака и Якуба. Мы повели их обоих прямым путём. Еще раньше Мы повели прямым путём Нуха, а из его потомства – Дауда, Сулеймана, Аюба, Юсуфа, Мусу и Харуна». [Коран, сура 6 «Аль-Ан`ам» («Скот»), аят 84].

 

Об истории Аюба Аллах поведал нам в двух местах своей Книги:

1) В суре «Аль-Анбия» («Пророки»):

«Помяни также Аюба, который воззвал к своему Господу: „Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – самый Милостивый из милостивых”.

Мы ответили на его мольбу, устранили постигшее его зло и даровали ему его семью и вдобавок ещё столько же в качестве милости от Нас и в назидание тем, кто поклоняется» [Коран, сура 21 «Аль-Анбия» («Пророки»), аяты 83–84].

 

2) В суре «Сод»:

«Помяни раба Нашего Аюба. Он воззвал к своему Господу: „Сатана причинил мне вред и мучения! ”. [Аюб сказал так из почтения и ради соблюдения этикета в общении со своим Господом, так что свои беды он отнёс к своему врагу Иблису].

Ему было сказано: „Топни ногой! Вот прохладная вода для купания и питьё”.

Мы даровали ему его семью и ещё столько же вместе с ними по Нашей милости и как напоминание для обладающих разумом.

„Возьми в руку пучок, ударь им жену и не преступай клятвы”. Воистину, Мы нашли его терпеливым. Как прекрасен был этот раб! Воистину, он всегда обращался к Аллаху».

[Коран, сура 38 «Сод», аяты 41–44].

 

Пророческая сунна ещё больше раскрывает суть истории пророка Аюба и добавляет подробности. Из аятов Корана и хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы можем воссоздать целостную картину. Пророк Аюб (мир ему) до того как его коснулась беда жил прекрасной жизнью, всего у него было в достатке, Аллах наделил его богатством и детьми, у него была большая семья и много родственников. Затем Аллах пожелал испытать Аюба, лишив его богатства и детей и поразив его тело тяжёлой болезнью. От него ушли все те, кого рядом с ним удерживала выгода, а близкие и дальние друзья и родственники охладели к нему, все его бросили. Добрыми к нему остались только жена и два ближайших друга, которые навещали его, чтобы развеять его печаль.

 

Один из двух мужчин стал размышлять над положением Аюба, о том, как долго длится его болезнь, в которой он провёл долгие восемнадцать лет, а Аллах так и не избавил его от мучений. И вот ему в голову пришло, что, видимо, эта беда настигла их друга за некий великий грех, который совершил Аюб. Мужчина рассказал об этом другому другу, а тот не стерпел и выложил всё Аюбу. Это доставило Аюбу большие страдания. Он поведал друзьям, каким было его положение и каково было его отношение к грехам. Однажды, когда он ещё был в добром здравии и жил в благополучии, он проходил мимо двух человек, которые спорили и бранились, поминая при этом имя Аллаха, но по прибытии домой он раздал милостыню от имени этих двух человек, дабы искупить их грех. Аюб ненавидел, когда имя Аллаха поминают не ради истины. Он боялся и переживал даже за чужие небольшие грехи. Это его признание опровергло те слова, которые ему сказали два его товарища.

 

Тогда Аюб вознёс молитву Аллаху с просьбой освободить его от постигшей его беды и сказал: „Воистину, меня коснулось зло, а ведь Ты – самый Милостивый из милостивых. Сатана причинил мне вред и мучения!” [Коран, сура 38 «Сод», аят 41].

 

Аллах ответил на его мольбу и избавил от бедствия, воистину, Он Мощен над всем сущим, и если Он что-то пожелает, то это обязательно произойдёт, ничто не может помешать Ему ни на земле, ни на небе.

 

Когда Аюб хотел справить нужду, то, по своему обыкновению, он выходил за пределы поселения, а жена сопровождала его, держа за руку, потому что он, будучи ослаблен недугом, с трудом передвигался. Когда они доходили до определённого места, она оставляла его, и дальше он удалялся самостоятельно. Затем он возвращался, и она вновь брала его за руку, помогая ему вернуться домой.

 

В тот день, когда Аюб молился Аллаху об избавлении, он, отправившись по нужде, задержался дольше обычного. Аллах велел ему ударить своей ослабевшей ногой по земле, и из того места, по которому он ударил, забил источник. Аллах велел своему пророку попить этой воды и искупаться в ней. По воле Аллаха вода унесла все его болезни, внутренние и внешние, к нему сразу же вернулись сила и бодрость. Он стал абсолютно здоровым и сильным, словно хворей и недугов никогда и не было.

 

Он вернулся к жене свежим и полным сил, таким, каким он был до болезни. Когда она увидела его, то не узнала, но обратила внимание на сходство со своим мужем, каким он был в те далёкие годы, когда ещё был здоров. Она спросила этого мужчину о своём муже – о том самом пророке-страдальце, о котором все были наслышаны. При этом она упомянула об их внешнем сходстве. Она никак не ожидала, что всё может исправиться, и что болезнь может уйти так быстро. Какова же была её радость, каким было её счастье, когда она поняла, что перед ней – её любимый муж! Она видела эту милость Аллаха наяву – и не могла поверить своим глазам, что Всевышний вернул её мужу здоровье и полностью его исцелил!

 

Аллах вернул ему не только здоровье, Он вернул ему его богатство и детей, всё в двойном размере. Аллах (Велик Он и Славен) послал два облака, которые несли в себе не воду, а золото и серебро. У Аюба было два гумна, одно для пшеницы, а второе для ячменя, одно облако высыпало всё своё содержимое в гумно для пшеницы, а второе – в гумно для ячменя, пока те не наполнились золотом и серебром.

 

Во время болезни Аюба случилось так, что он разгневался на жену и поклялся, что если Аллах исцелит его, то он высечет её сотней ударов. Но когда он исцелился, оказалось, что ему тяжело претворить в жизнь эту клятву, ведь не мог же он воздать жене за её терпение и заботу ударами и розгами! И в то же время ещё более сложным для него было не выполнить клятву, данную именем Аллаха. Тогда по своей милости Аллах подсказал ему выход из затруднительного положения: Он повелел Аюбу взять пучок из сотни ячменных стеблей и ударить жену этим пучком один раз. Так Аюбу было позволено выполнить свою клятву, не опечалив при этом жену.

 

Аллах сказал Аюбу: «Возьми в руку пучок, ударь им жену и не преступай клятвы».

В связи с этим имам Ахмад считал, что если человек, совершивший прелюбодеяние, или тот, кто обвинил непорочную женщину в прелюбодеянии*, болен до такой степени, что не в состоянии выдержать порки и может от неё умереть, то к нему разрешается применить такой же способ, какой был позволен Аюбу в исполнении им его клятвы.

 

*[Если прелюбодей не женат и никогда не был женат, то наказанием ему служит порка в сотню ударов, а наказанием за ложное обвинение непорочного человека в прелюбодеянии является порка в восемьдесят ударов. Если же прелюбодей женат или был женат ранее, будучи мусульманином, то наказанием ему служит смертная казнь через забрасывание камнями].

 

Это подтверждается и хадисом от Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который велел высечь больного человека, совершившего прелюбодеяние со служанкой. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) распорядился один раз ударить его вязанкой из сотни прутьев от пальмовых веток. [См.: «Игасат аль-ляхафан» Ибн аль-Кайима (2/98), этот хадис привёл Насыруддин аль-Альбани в своём труде «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (6/1215), номер хадиса 2986, со ссылкой на сборник ан-Насаи «Ас-Сунан аль-кубра», а также на сборники Ибн Маджа, аль-Байхакы, Ахмада и других мухаддисов].

 

Пророк Аюб (мир ему) был человеком с лёгким приятным характером, с добрым чувством юмора, в котором не было лжи. В хадисе, который приводится у аль-Бухари и ан-Насаи, сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Когда Аюб купался голым, на него вдруг посыпалась стая саранчи, сделанной из золота, он начал сгребать её в свою рубаху.

И воззвал к нему его Господь: „О, Аюб, разве Я не обогатил тебя так, что ты не нуждаешься в том, что видишь?!” Аюб сказал: „Конечно, Господь мой, но всё-таки нет у меня столько достатка, чтобы я не нуждался в Твоей благодати (баракат)”». [См.: «Джами аль-усуль» (8/521)].

 

Возможно, ты представил себе эту отчасти забавную картину, когда пророк Аюб купается голым, и вдруг на него начинает сыпаться золото в виде маленьких фигурок саранчи, и он сразу же кидается собирать их и складывать в свою рубаху. И Всевышний Господь воззвал к нему: «О, Аюб, разве Я не обогатил тебя так, что ты не нуждаешься в том, что видишь?!» Ведь Аллах подарил ему две тучи, которые наполнили два гумна серебром и золотом. И получил от своего праведного раба такой ответ: «Конечно, Господь мой, но всё-таки нет у меня столько достатка, чтобы я не нуждался в Твоей благодати (баракат)».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: