Тема: «Организационные коммуникации»
- Основные понятия коммуникационного процесса
Информация – основной предмет труда (деятельности) менеджеров.
Управленческие решения принимаются на основе сбора, анализа, обобщения информации.
Информация – сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся степень их неопределенности, неполноты знаний о них.
Информация и коммуникация не одно и то же.
Информация – то, что может передаваться. Коммуникация – то, ЧТО и КАК передаётся. Обязательно наличие как минимум 2-х людей.
Коммуникация (от лат. «communis» – общее, «communicatio» – связь, сообщение) – общение, процессы социального взаимодействия.
Функции коммуникаций:
– побудительная: убеждение, внушение, приказ, просьба,
– информативная: передача истинных или ложных сведений,
– экспрессивная: возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний,
– фактическая: устремление и поддержание возможности коммуникативного контакта.
Роль коммуникаций в менеджменте:
– решение управленческих задач строится на взаимодействии людей,
– является лучшим способом обсуждения и решения вопросов, характеризующихся неопределенностью и двусмысленностью.
Коммуникационный процесс (КП) – обмен информацией между 2-мя и более людьми, целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.
4 базовых элемента КП:
Отправитель; Сообщение; Канал; Получатель
Этапы коммуникационного процесса (КП):
Этап 1 – Отправление информации.
– идентификация индивидом себя (кто я такой?) в рамках КП,
– формулирование значения или смысла того почему и что он хочет передать другому участнику КП. (проектирование информации),
|
– выбор системы кодовых знаков (носители – звук, свет, температура, запах, вкус, физические действия),
– кодирование идеи – трансформирование предназначенного для передачи значения в послание или сигнал,
– организация носителей в определенную форму – речь, текст, поступок, рисунок.
В результате формируется послание.
Посредством передатчика послание поступает в передающий канал, доводящий его до заданного адресата.
Передатчик – человек (тело, голос), технические средства (телефон, радио, компьютер и др.), химическое или физическое состояние среды жидкость, газ, твердые вещества, радиация, свет). Каналы передачи – сама среда (воздух, вода, свет), технические устройства и приспособления (линии, волны и т.п.).
Отправитель | Кто я такой? | |||
Формулирование значения | Что хотел послать? | |||
Носители послания | Через что решил послать? | |||
ЭТАП ПОСЫЛКИ | КОДИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ | |||
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | Форма послания | Как организовал значение? | ||
Послание | Что послал? | |||
Передатчик | Кто передал послание? | |||
Канал | ||||
Шум | Через что и каким образом произошла передача? | |||
Канал | ||||
Приемник | Кто получил послание? | |||
Восприятие послания | Что получил? | |||
ЭТАП ПОЛУЧЕНИЯ | РАСКОДИРОВАНИЕ ЗНАЧЕНИЯ | |||
Интерпретация послания | Как понял? | |||
Оценка послания | Как оценил? | |||
Принятие значения | Принял ли? | |||
Получатель | Кто должен ответить на послание? | |||
Рис. 1. Модель коммуникационного процесса
|