I. Организационный момент
Приветствие ребят! Проверка присутствующих и готовность их к уроку!
II. Актуализация ЗУНов
Работа по карточкам
I вариант:
1) Переведите выражение из обычной записи в линейную:
2) Переведите выражение из линейной записи в обычную математическую:
COS(X)/(2*SIN(X)+1)^1/5
3) Напишите программу нахождения значения выражения на языке программирования Pascal ABC:
II вариант:
1) Переведите выражение из обычной записи в линейную:
2) Переведите выражение из линейной записи в обычную математическую:
SQR(TAN(A+B))/SQR(TAN(A–B))
3) Напишите программу нахождения значения выражения на языке программирования Pascal ABC:
III вариант:
1) Переведите выражение из обычной записи в линейную:
2) Переведите выражение из линейной записи в обычную математическую:
10*SIN((A+B)/2)*COS((A–B)/2)
3) Напишите программу нахождения значения выражения на языке программирования Pascal ABC:
III. Подготовка к изучению нового материала
Для того чтобы узнать тему нашего занятия, я предлагаю разгадать небольшой кроссворд.
Вопросы:
- Команда начала программы Pascal
- Оператор вывода информации на экран
- Оператор ввода информации на экран
- Команда, рисующая эллипс на экране
- Команда, устанавливающая цвет кисти
- Команда, рисующая отрезок на экране
- Команда, рисующая на экране прямоугольник
- Команда, рисующая на экране дугу окружности
Ключевое слово GRAPHICA.
Тема нашего урока: «Графические возможности языка программирования Pascal ABC»
IV. Объяснение нового материала
Компьютерная графика в Паскале – область информатики, изучающая методы и свойства обработки изображений с помощью программно-аппаратных средств.
Представление данных на компьютере в графическом виде впервые было реализовано в середине 50-х годов. Сначала, графика применялась в научно-военных целях.
Построение графических изображений в Паскале, исследование графиков функций, одной из важных и интересных тем программирования.
Обычно экран компьютера находится в символьном режиме, а для переключения экрана в графический режим необходимо подключение модуля graphABC. В результате этого, экран очищается и переходит в цветной графический режим.
При работе в графическом режиме изображение на экране строится из точек (пиксель). Каждый пиксель на экране имеет координаты (X,Y), которые образуются номерами столбцов (Х) и строк (Y). Нумерация начинается в верхнем левом углу. Именно в этом углу расположен пиксель с координатами (0,0). Координата Х растет вправо, координата Y – вниз.
|
Любая графическая картинка формируется из простых геометрических фигур. Это точки, отрезки (линии), прямоугольники, окружности и т.д. Графические координаты принимают только целочисленные значения.
Рисование различных геометрических фигур осуществляется с помощью специальных стандартных команд (процедур). Команды для работы в графическом режиме хранятся в библиотечном модуле GraphAbc, который описывается в разделе описаний с помощью зарезервированного слова Uses. В модуле GraphAbc с помощью команды setwindowsize(X,Y) можно задавать размеры графического окна.
По умолчанию графическое окно будет принимать размеры экрана компьютера.
Стандартные цвета с задаются символическими константами:
clBlack | черный | clYellow | желтый |
clWhite | белый | clNavy | темно-синий |
clRed | красный | clMaroon | темно-красный |
clGreen | зеленый | clPurple | фиолетовый |
clBrown | коричневый | clCream | кремовый |
clBlue | синий | clAqua | бирюзовый |
clSkyBlue | голубой | clOlive | оливковый |
clFuchsia | сиреневый | clTeal | сине-зеленый |
clGray | темно-серый | clMedGray | серый |
clLime | ярко-зеленый | clSilver | серебряный |
Процедура Line(x1,y1,x2,y2) вычерчивает прямую линию из точки (х1,y1) в точку (x2,y2) цветом установленным процедурой SetPenColor(c).
Процедура Rectangle(x1,y1,x2,y2) рисует прямоугольник, где (х1,y1) координаты верхней левой точки, а (х2,y2) – правой нижней.
Процедура FillRect(x1,y1,x2,y2: integer) – заливает прямоугольник, заданный координатами противоположных вершин (x1,y1) и (x2,y2), цветом текущей кисти.
Процедура Сircle(x,y,r) рисует окружность с центром в точке (х,y) и радиусом r.
Закрасить замкнутую фигуру можно с помощью процедуры FloodFill(х,у,c), (х,у) – координата точки внутренней области фигуры, c – цвет заливки.
Процедура СlearWindow(color) устанавливает цвет графического окна. Закрасить прямоугольник и круг можно, используя команду закраски кистью SetBrushColor (color).
|
Процедуры для ввода текста:
TextOut(x,y: integer; s: string) – выводитстроку s впозицию(x,y) (точка (x,y) задает верхний левый угол прямоугольника, который будет содержать текст из строки s);
SetFontSize(size: integer) – устанавливает размер текущего шрифта в пикселях;
SetFontColor(c: Color) – устанавливает цвет текущего шрифта;
SetFontStyle(fs: integer) – устанавливает стиль текущего шрифта.