Перечень вопросов к экзамену «Методы психологической коррекции» 2011-12 уч.год




 

1. Понятие «психологической коррекции», ее связь с другими отраслями практической психологии (психодиагностикой, психологическим консультированием, психотерапией).

2. Классификация психолого-педагогической коррекции по направленности, по содержанию, по форме и др.

3. Принципы психолого-педагогической коррекции: принцип единства диагностики и коррекции, принцип «нормативности», принцип системности, деятельностный принцип, принципы коррекции «сверху вниз» и «снизу-вверх», принцип учета индивидуальных и личностных особенностей ребенка, характеристика принципов.

4. Задачи психолого-педагогической коррекции в связи с пониманием закономерностей психического развития ребенка. Основные направления и области постановки коррекционных задач.

5. Разработка психокоррекционных программ: принципы составления программ, основные виды коррекционных программ, требования к их составлению.

6. Эффективность психолого-педагогической коррекции, ее критерии: симптоматический, диагностический субъективный, субъективный психологический. Факторы, определяющие эффективность психолого-педагогической коррекции.

7. Характеристика видов психолого-педагогической коррекции. Соотношение общей, частной и специальной психолого-педагогической коррекции.

8. Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция: показания к ней, особенности коррекционной работы.

9. Групповая психолого-педагогическая коррекция: специфика работы, особенности комплектования группы, групповая динамика, руководство психокоррекционной группой.

10. Основные терапевтические механизмы при групповой работе. Эффект групповой фасилитации. Понятие групповой динамики.

11. Организация групповой работы (виды групп, численность групп, продолжительность работы). Фазы развития группы. Роль психолога как руководителя группы. Показания и противопоказания к групповой работе.

12. Основные теоретические направления психологической коррекции: психодинамическое, поведенческое, когнитивное направления и др.

13. Требования, предъявляемые к личности и деятельности педагога-психолога. Этические обязанности и обязательства психолога.

14. Суггестивные методы психологической коррекции.

15. Психоаналитический подход при работе с детьми.

16. Цели коррекционного воздействия в поведенческом подходе.

17. Основные характеристики клиент – центрированного подхода, его использование в работе с детьми.

18. Деятельностный подход в психологической коррекции.

19. Игротерапия. Принципы осуществления игротерапии.

20. Основные виды и формы игротерапии.

21. Арттерапия. Особое положение коррекции средствами искусства (как формирующееся в самостоятельное направление и как включенное в другие теоретические направления). Понимание терапевтических механизмов коррекции средствами искусства в разных психологических школах.

22. Цели, формы, техники и возможности арттерапии.

23. Виды и техники музыкотерапии. Американская и Шведская музыкотерапия.

24. Активная и рецептивная формы музыкотерапии. Возможности применения музыкотерапии при работе с детьми разных категорий.

25. Танцевальная терапия. Цель и задачи танцевальной терапии. Стадии танцевальной терапии. Процедуры. Области применения танцевальной терапии.

26. Проективный рисунок. Цель и задачи проективного рисования. Основные этапы коррекционного процесса метода проективного рисования.

27. Сказкотерапия. Основные приемы работы со сказкой.

28. Куклотерапия. Индивидуальная и групповая формы куклотерапии. Этапы куклотерапии.

29. Психогимнастика. Задачи психогимнастики. Структура занятия по психогимнастике.

30. Терапия средствами драматического искусства. Цель и задачи психодрамы.

31. Формы и виды психодрамы. Основные фазы психодрамы.

32. Психодрама как база для создания других коррекционных методов. Виды игровой драматургии.

33. Тренинговые группы (Т-группы): особенности работы в Т-группе, основные этапы работы, социально-психологический тренинг как средство коррекции.

34. Основные принципы т-групп, методы и упражнения, используемые в Т-группе.

35. Тренинг решения личностных проблем субъектов образовательного процесса в Пси-группе. Основные понятия Пси-группы: ролевая игра, спонтанность, теле, катарсис, инсайт.

36. Основные процедуры Пси-групп: функциональные роли в психодраме, фазы психодрамы, методики, используемые в процессе психодраматического действия (монолог, двойник, обмен ролями, зеркало и др.) Формы и виды психодрамы. Этапы психодраматической сессии.

37. Тренинг рационального самопознания и саморазвития в ТА-группе. Понятие о трансакциях. Состояния «Я» (Я-родитель, Я-взрослый, Я-ребенок). Виды трансакций. Игра. Сценарий. Манипуляция в общении. Группы трансактного анализа как средство самопознания и саморазвития.

38. Тренинг самоактуализации и саморегуляции в Г-группе. Гештальт-подход в практике социально-психологического тренинга. Основные понятия Г-групп (гештальт-групп): фигура и фон, осознание и сосредоточенность на настоящем, полярности, защитные функции, зрелость. Основные процедуры Г-групп: развитие осознания, интеграция полярностей, концепция внимания на чувствах, и др.

39. Психокоррекционная работа с различными категориями детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах (цели, задачи, основные методы и формы).

40. Основные направления по формированию учебной и познавательной деятельности и коррекция их недостатков.

41. Учебная неуспеваемость как нарушение учебной деятельности, виды помощи при ее формировании и коррекции, использование игры и проблемных задач при коррекции учебной неуспеваемости.

42. Нарушения мнемической деятельности, методы и приемы по ее формированию и коррекции.

43. Нарушения внимания, его коррекция посредством развития произвольности поведения.

44. Психолого-педагогическая коррекция отклонений эмоционально-волевой сферы личности.

45. Цели, принципы и методы коррекции нарушений поведения: гиперактивное поведение, демонстративное поведение, протестное поведение и др., возможности педагогической коррекция, профилактика аддиктивного поведения.

46. Коррекция страхов, тревожности в дошкольном и школьном возрасте.

47. Профилактика эмоциональных перегрузок.

48. Задачи коррекции личностного развития в подростковом и старшем школьном возрасте.

49. Артерапия как один из методов психокоррекции эмоционально-волевой сферы личности.

50. Цели и задачи психокоррекционной работы с семьей и социальной микросредой. Процедура психокоррекции.

 

 

Литература основная:

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: