1. Понятие «психологической коррекции», ее связь с другими отраслями практической психологии (психодиагностикой, психологическим консультированием, психотерапией).
2. Классификация психолого-педагогической коррекции по направленности, по содержанию, по форме и др.
3. Принципы психолого-педагогической коррекции: принцип единства диагностики и коррекции, принцип «нормативности», принцип системности, деятельностный принцип, принципы коррекции «сверху вниз» и «снизу-вверх», принцип учета индивидуальных и личностных особенностей ребенка, характеристика принципов.
4. Задачи психолого-педагогической коррекции в связи с пониманием закономерностей психического развития ребенка. Основные направления и области постановки коррекционных задач.
5. Разработка психокоррекционных программ: принципы составления программ, основные виды коррекционных программ, требования к их составлению.
6. Эффективность психолого-педагогической коррекции, ее критерии: симптоматический, диагностический субъективный, субъективный психологический. Факторы, определяющие эффективность психолого-педагогической коррекции.
7. Характеристика видов психолого-педагогической коррекции. Соотношение общей, частной и специальной психолого-педагогической коррекции.
8. Индивидуальная психолого-педагогическая коррекция: показания к ней, особенности коррекционной работы.
9. Групповая психолого-педагогическая коррекция: специфика работы, особенности комплектования группы, групповая динамика, руководство психокоррекционной группой.
10. Основные терапевтические механизмы при групповой работе. Эффект групповой фасилитации. Понятие групповой динамики.
|
11. Организация групповой работы (виды групп, численность групп, продолжительность работы). Фазы развития группы. Роль психолога как руководителя группы. Показания и противопоказания к групповой работе.
12. Основные теоретические направления психологической коррекции: психодинамическое, поведенческое, когнитивное направления и др.
13. Требования, предъявляемые к личности и деятельности педагога-психолога. Этические обязанности и обязательства психолога.
14. Суггестивные методы психологической коррекции.
15. Психоаналитический подход при работе с детьми.
16. Цели коррекционного воздействия в поведенческом подходе.
17. Основные характеристики клиент – центрированного подхода, его использование в работе с детьми.
18. Деятельностный подход в психологической коррекции.
19. Игротерапия. Принципы осуществления игротерапии.
20. Основные виды и формы игротерапии.
21. Арттерапия. Особое положение коррекции средствами искусства (как формирующееся в самостоятельное направление и как включенное в другие теоретические направления). Понимание терапевтических механизмов коррекции средствами искусства в разных психологических школах.
22. Цели, формы, техники и возможности арттерапии.
23. Виды и техники музыкотерапии. Американская и Шведская музыкотерапия.
24. Активная и рецептивная формы музыкотерапии. Возможности применения музыкотерапии при работе с детьми разных категорий.
25. Танцевальная терапия. Цель и задачи танцевальной терапии. Стадии танцевальной терапии. Процедуры. Области применения танцевальной терапии.
|
26. Проективный рисунок. Цель и задачи проективного рисования. Основные этапы коррекционного процесса метода проективного рисования.
27. Сказкотерапия. Основные приемы работы со сказкой.
28. Куклотерапия. Индивидуальная и групповая формы куклотерапии. Этапы куклотерапии.
29. Психогимнастика. Задачи психогимнастики. Структура занятия по психогимнастике.
30. Терапия средствами драматического искусства. Цель и задачи психодрамы.
31. Формы и виды психодрамы. Основные фазы психодрамы.
32. Психодрама как база для создания других коррекционных методов. Виды игровой драматургии.
33. Тренинговые группы (Т-группы): особенности работы в Т-группе, основные этапы работы, социально-психологический тренинг как средство коррекции.
34. Основные принципы т-групп, методы и упражнения, используемые в Т-группе.
35. Тренинг решения личностных проблем субъектов образовательного процесса в Пси-группе. Основные понятия Пси-группы: ролевая игра, спонтанность, теле, катарсис, инсайт.
36. Основные процедуры Пси-групп: функциональные роли в психодраме, фазы психодрамы, методики, используемые в процессе психодраматического действия (монолог, двойник, обмен ролями, зеркало и др.) Формы и виды психодрамы. Этапы психодраматической сессии.
37. Тренинг рационального самопознания и саморазвития в ТА-группе. Понятие о трансакциях. Состояния «Я» (Я-родитель, Я-взрослый, Я-ребенок). Виды трансакций. Игра. Сценарий. Манипуляция в общении. Группы трансактного анализа как средство самопознания и саморазвития.
38. Тренинг самоактуализации и саморегуляции в Г-группе. Гештальт-подход в практике социально-психологического тренинга. Основные понятия Г-групп (гештальт-групп): фигура и фон, осознание и сосредоточенность на настоящем, полярности, защитные функции, зрелость. Основные процедуры Г-групп: развитие осознания, интеграция полярностей, концепция внимания на чувствах, и др.
|
39. Психокоррекционная работа с различными категориями детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах (цели, задачи, основные методы и формы).
40. Основные направления по формированию учебной и познавательной деятельности и коррекция их недостатков.
41. Учебная неуспеваемость как нарушение учебной деятельности, виды помощи при ее формировании и коррекции, использование игры и проблемных задач при коррекции учебной неуспеваемости.
42. Нарушения мнемической деятельности, методы и приемы по ее формированию и коррекции.
43. Нарушения внимания, его коррекция посредством развития произвольности поведения.
44. Психолого-педагогическая коррекция отклонений эмоционально-волевой сферы личности.
45. Цели, принципы и методы коррекции нарушений поведения: гиперактивное поведение, демонстративное поведение, протестное поведение и др., возможности педагогической коррекция, профилактика аддиктивного поведения.
46. Коррекция страхов, тревожности в дошкольном и школьном возрасте.
47. Профилактика эмоциональных перегрузок.
48. Задачи коррекции личностного развития в подростковом и старшем школьном возрасте.
49. Артерапия как один из методов психокоррекции эмоционально-волевой сферы личности.
50. Цели и задачи психокоррекционной работы с семьей и социальной микросредой. Процедура психокоррекции.
Литература основная:
1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М., 2000.