Характеристика аудитории - учителя начальных классов.
Цели: 1. Показать, как люди берегут своё имя;
2. Воспитывать уважение к окружающим;
3. Вырабатывать психологическую защиту, учить не реагировать на обидные слова.
Задачи: формировать умение чувствовать рядом другого человека;
осмысливать поступки свои и одноклассников;
учиться дружить.
Применяемые методики: тренинг, игра, моделирование реальных и воображаемых ситуаций.
Применяемые технологии: проблемно-диалоговая, информационная.
Основные понятия:
- что значит имя;
- сведения об истории имён, фамилий;
- правила отношения к прозвищам.
Инструментарий: психологический тренинг, игра «Я - ласка», стихотворения «Прозвище» Р.Сеф, «Как его зовут?» В.Масс, М.Червинский, «Рыжий» Э.Успенский, сценка «Дразнилка».
Ход мероприятия:
Дети и родители сидят полукругом: внутренний полукруг - дети, внешний - родители.
№ п/п | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
I. II. III. | Вводный этап. 1.Присоединение учащихся к теме. Приветствие (учитель обращается к детям по именам). - Приятно слышать такое обращение к себе? Какие чувства вы испытали? - В народе говорят, что самый сладкий звук для человека - звучание его имени. 2.Актуализация чувственного опыта. Психологический тренинг. - Произнесите своё имя (Я-…) - с гордостью; - радостью; - восторгом; - с иронией; - с насмешкой; - с достоинством. Рефлексия. - Какое звучание вам больше понравилось? 3.Объявление темы занятия. - Вежливый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у вас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, такими, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. - Прочитайте первые три правила вежливости на доске. - Сегодня мы поговорим о том, как избавиться от прозвищ. Будем учиться не реагировать на обидные слова. Основной этап. 1. Имена полные и сокращённые. - Как вы думаете, ребята, без чего на свете жить нельзя? «Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных». Гомер - Имена, с которыми вы обычно обращаетесь друг к другу, являются неполными, сокращёнными. А знаете ли вы своё полное имя? Задание 1. - На доске записаны имена: Саша, Таня, Алексей, Александр, Татьяна, Алёша, Николай, Нина, Коля. Назовите имена парами: полное и сокращённое. - Какое имя осталось без пары? -Это имя употребляется только в одной форме. Задание 2. - Назовите из списка имён на доске имена девочек, мальчиков: Света, Коля, Женя, Петя, Лена. -Какое имя можно отнести и к мужским, и к женским? -А как отличить мальчик это или девочка? Назовите полное женское имя и полное мужское имя. Задание 3. - Если женская пара у мужского имени Фёдор? Вспомните сказку К.И.Чуковского «Федорино горе». Задание 4. - Как вы думаете, звали в детстве Ивана-царевича? Марью-царевну? Василису Премудрую? Задание 4. - Подумайте, какие из названий цветов могут быть именами: ромашка, ландыш, гвоздика, роза, лилия…? - Почему же названия цветов используются как женские имена? 2. Что значит имя? - С давних времён считалось, что имя нам дано не случайно и смысл имени каким-то таинственным образом связан с судьбой и характером человека. В прежние времена новорождённому обычно давали имя святого, день которого был где-то недалеко от даты рождения младенца. Например, если мальчик родился в начале июля, то ему могли дать имя Петр, потому что Петров день приходится на 12 июля. Если девочка родилась в конце ноября или начале декабря, то её могли назвать Катериной в честь св. Катерины, день которой - 7 декабря. - Часто выбирают имя, которое кажется красивым или модным, порой называют ребёнка в память о родных или в честь замечательных людей. Например, имя Валя стало особенно популярным после полёта в космос первой женщины - Валентины Терешковой. - Кто из вас знает, почему вам дали такое имя? - Послушаем ваших родителей, почему вас так назвали? (Родители рассказывают, почему и в честь кого назвали своего ребёнка). 3.Об истории имён, фамилий. -Древние русские имена были своеобразными характеристиками (приметами) людей, по которым можно было выделить человека из окружающих (Мал, Рябой, Добр, Молчан, Селянин…). В Древней Руси не было разницы между именем и прозвищем. Наши имена появились значительно позднее. -Люди всегда берегли своё имя и старались сделать так, чтобы оно жило как можно дольше, прославляли себя делами. 4. Разбор ситуации. - Но вот мы попали в школу…Здесь бушует многоголосая жизнь: -Бык! Постой, Бык! Ну, подожди! - Привет, Ходуля! - Отстань, Рыжий! Кому сказано! -Косой, шапку забыл, иди к тёть Нюре! -Заикашка, ну Заикашечка, дай задачку списать! Мне вдруг начинает казаться, что я попала в недобрую сказку, где живут некрасивые звери и вещи, и разговаривают они мальчишечьими и девчоночьими голосами. Выглядываю. Нет, не сказка. Обыкновенный школьный коридор. А Бык - просто Быков; Ходуля - высокий мальчишка; забывший шапку Косой - Серёжа Зайцев. - Может быть, ребятам нравится, когда коверкают и переиначивают их имена? - Воспитанный человек старается не исказить нечаянно чужое имя и уж никак не уродует его нарочно. Вообще, всякое коверканье слов - признак не слишком высокой культуры. - Смеяться над чьим-то именем, превращать его в предмет шуток может только не очень умный человек. Но ещё хуже тот, кто издевается над внешностью другого и дразнит его обидными кличками. -А можно ли смеяться над людьми худыми, полными, с веснушками, больными, в очках? -Вы правы, нельзя ни в коем случае. Ведь главное, чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был трудолюбив, честен. Среди вас, к сожалению, есть ребята, которые могут подразнить кого-нибудь, обидеть. -Посмотрите сценку «Дразнилка» и подумайте, как же бороться с дразнилками. -Как отреагировала на прозвище «рыжая девочка»? -Почему Саше стало плохо? - Мы сейчас попробуем сформулировать правила, которые помогут избавиться нам от прозвищ. 1-е правило: «На клички не отзываться!» -Послушайте стихотворение «Прозвище» Р.Сефа -Какое правило можно сформулировать из этого стихотворения? 3-е правило: «Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же». -Послушайте стихотворение В.Масса и М.Червинского «Как его зовут?» и скажите, вежлив ли его герой. -Пусть каждый проверит, как он сам называет других. - Если нечаянно назвал другого его прозвищем - извинись. 4-е правило: «Учись понимать шутки, умей отшучиваться!» Заключительный этап. - Грубость, неуважительное отношение к людям - признак плохого воспитания. Да здравствует добро, уважение и чуткость друг к другу! Игра «Я - ласка». Все предметы называть только ласково: кошка - кошечка, друг - дружочек, мама - мамочка и т.д. -Назовите ласково своего соседа (соседку), который сидит рядом. - Как ласково вы называете своих родных и близких людей? -Давайте попросим рассказать ваших родителей, как они ласково называют своих детей. Итог занятия. -Прочитайте правила на доске: как нужно относиться к людям, которые рядом с тобой. Постарайтесь эти правила не забывать. - А сейчас ребята исполнят песню В.Шаинского «Всё мы делим пополам». | - Приятно, тепло, душевно. Дети по кругу произносят своё имя. - Когда мы говорили своё имя с гордостью, радостью, достоинством. Дети читают правила: 1.Вежливость проявляется в отношениях с людьми. 2.Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид. 3.Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек. -Без имени. Называют свои полные имена. - Саша-Александр, Таня-Татьяна, Алёша-Алексей, Коля-Николай. - Нина. -Имя Женя. - Евгения, Евгений. - Федора. - Ваня, Маша, Вася или Васа. - Роза, Лилия. - Так как родители хотят, чтобы их девочки были красивыми. - Нет, не нравится. Так поступают только невоспитанные дети. - Нет, нельзя. Воспитанные дети никогда не будут подшучивать над физическими недостатками своих товарищей. Дети показывают сценку -Девочка не обратила внимания. -Саша хотел обидеть девочку, но у него не получилось. -На прозвища не сердиться. -Мальчик называет своих друзей невежливо. -Нужно стараться обращаться ко всем по имени. Ученик читает стихотворение «Рыжий» Э.Успенского Называют своих соседей, обращаясь к ним ласково. -Мамочка, мамуля, папочка, папуля, бабулечка, бабуля, дедуля. 4.Не отвечай на грубость грубостью. 5.Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям. 6.Приучи себя постоянно помнить об окружающих. |
Приложение
Прозвище.
Прозвали Лёшу Не понимает он того,
«Ветчиной». Что надо
И ходит Лёша (Только и всего),
Сам не свой, Чтобы отстали от него-
И на лице Не обращать
Страдание. Внимания.
Р.Сеф
Как его зовут?
«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык.
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алёша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовёт он только:
Алёшка, Петька, Ванька, Толька.
В.Масс, М.Червинский
Рыжий.
Если мальчик конопат,
Разве мальчик виноват, В небе солнышко горит
Что родился рыжим, конопатым? И мальчишке говорит:
Но, однако, с малых лет -Я ведь тоже рыжим уродилось!
Пареньку прохода нет, Я ведь, если захочу,
И кричат ехидные ребята: Всех подряд раззолочу,
-Рыжий! Рыжий! Конопатый! Ну-ка посмотри, что
Убил дедушку лопатой. получилось!
А он дедушку не бил, Рыжий папа. Рыжий дед!
А он дедушку любил. Рыжим стал весь белый свет!
Вот он к деду. Ну а дед -Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Говорит ему в ответ: Убил дедушку лопатой!..
- У меня ведь тоже конопушки! А если каждый конопат,
Если выйду я во двор, Где на всех набрать лопат!
Самому мне до сих пор
Вслед кричат ехидные старушки:
-Рыжий! Рыжий! Конопатый!
Убил дедушку лопатой.
А я дедушку не бил,
А я дедушку любил.
Э. Успенский