ВОПРОСЫК ЗАЧЕТНОМУ ЗАНЯТИЮ ПО ГИГИЕНЕ ПИТАНИЯ
1. Понятие о рациональном питании. Физиологические нормы питания для различных возрастных и профессиональных групп.
2. Принципы нормирования питания. Гигиенические требования к рациональному питанию (основные и дополнительные). Особенности норм питания для детей и подростков.
3. Законы питания. Их значение и использование в профилактической работе врача-педиатра.
4. Количественная адекватность питания. Понятие о пищевом статусе. Методы контроля за энергетической стороной питания.
5. Закон пластической адекватности питания. Классификация питательных веществ по признаку незаменимости.
6. Белки, их роль в питании. Источники поступления. Установление биологической ценности белков. Принципы нормирования белков в питании населения.
7. Факторы, определяющие потребность в белках. Нормы белков в питании детей и подростков. Белковая недостаточность. Методы контроля за белковым питанием.
8. Жиры, их пищевая биологическая ценность. Классификация жиров. Пищевые продукты - источники жиров.
9. Полиненасыщенные жирные кислоты, их значение для развития детского организма. Методы контроля достаточности поступления жиров в организм.
10. Углеводы, их роль в питании. Основные источники поступления. Последствия поступления недостаточного или избыточного количества углеводов в организм.
11. Потребность в углеводах детей различного возраста. Клетчатка и пектиновые вещества, их роль в питании у различных групп населения.
12. Минеральные вещества, их роль в питании детей и подростков. Источники поступления в организм.
13. Значение кальция, фосфора, магния, железа в питании детей. Факторы, влияющие на их усвояемость. Источники поступления. Суточные нормы потребления у детей различного возраста.
|
14. Гигиеническое значение микроэлементов в питании населения, основные источники поступления в организм. Эндемические заболевания неинфекционной природы.
15. Витамин. Определение понятия. Классификация витаминов. Факторы, определяющие потребность различных возрастных групп в витаминах.
16. Водорастворимые витамины, их биологическая роль, источники поступления. Нормирование у детей и подростков. Методы контроля за витаминной обеспеченностью организма.
17. Витамины группы В. Их роль в организме. Источники поступления. Показатели обеспеченности организма витаминами группы В.
18. Витамин С. источники поступления. Показатели обеспеченности организма витамином С. Факторы, разрушающие витамин С и его стабилизаторы.
19. Жирорастворимые витамины. Их роль в организме. Источники поступления. Последствия недостаточного или избыточного поступления в организм.
20. Витамины группы А и каротины, их биологическая роль. Продукты-источники. Потребность. Показатели достаточности. Понятие о ретинолевом эквиваленте.
21. Витамины группы Д, их биологическая роль, продукты-источники, потребность. Показатели достаточности и проявление витаминной недостаточности у детей.
22. Гиповитаминозные состояния у населения, связанные с питанием. Выявление гиповитаминозных состояний на доклиническом этапе. Антивитамины. Витаминизация пищевых продуктов и готовой пищи.
23. Основные принципы гигиенической оценки пищевых продуктов. Задачи санитарной экспертизы пищевых продуктов, этапы экспертизы.
|
24. Питательная ценность молока и молочных продуктов, их значение в питании детей. Сравнительная характеристика женского и коровьего молока.
25. Эпидемиологическое значение молока. Показатели доброкачественности молока и молочных продуктов, способы ее установления. Способы обеззараживания молока.
26. Характеристика питательной ценности мяса, рыбы, их эпидемиологическое значение. Гельминтозы, связанные с употреблением мяса и рыбы. Санитарная экспертиза мяса и рыбы.
27. Характеристика питательной ценности муки, хлеба, и других зерновых продуктов. Санитарная экспертиза муки и хлеба.
28. Характеристика пищевой ценности овощей, фруктов и ягод, правила кулинарной обработки овощей, содержащих витамин С.
29. Консервы, пресервы и концентраты, их значение в питании. Основные методы консервирования, санитарная экспертиза консервов в металлической таре.
30. Гигиенические требования к качеству пищевых продуктов, их хранению, транспортировке и кулинарной обработке. Сроки реализации продуктов и готовой пищи.
31. Пищевые отравления и их классификация. Профилактика пищевых отравлений.
32. Пищевые отравления микробной природы. Роль различных пищевых продуктов в их возникновении.
33. Токсикоинфекции, определение и характеристика. Основные возбудители токсикоинфекций. Пути осеменения пищевых продуктов.
34. Пищевые токсикозы, определение и характеристика. Причины возникновения.
35. Бактериотоксикозы (ботулизм, стафилококковый токсикоз), источники возникновения, условия попадания токсинов в организм, основные продукты передающие бактериотоксины. Профилактика бактериотоксикозов.
36. Микотоксикозы (эрготизм, фузариозы, афлотоксикозы). Причины возникновения, источники поступления в организм. Профилактика микотоксикозов.
37. Пищевые отравления немикробной природы: продуктами, ядовитыми по своей природе; ядовитыми при определенных условия; содержащими примеси химических веществ. Профилактика пищевых отравлений немикробной природы.
38. Расследование пищевых отравлений. Цель, этапы, методы и порядок проведения. Роль практического врача в профилактике и расследовании пищевых отравлений.
39. Гигиенические требования к планировке, оборудованию и режиму эксплуатации пищеблоков.
40. Режим питания, его виды, критерии оценки, факторы влияющие на режим питания. Особенности режима питания у детей, его физиологическое значение.