Глава II. Экспериментальная работа по реализации педагогических условий гражданско-патриотического воспитания подростков




2.1. Диагностика сформированности гражданско-патриотического воспитанности подростков

Целью экспериментального исследования является проверка выдвинутой гипотезы: гражданско-патриотическое воспитание подростков в музейно-образовательной среде будет осуществляться успешно, если:

· будет разработан диагностический инструментарий уровней гражданско-патриотического воспитанности подростков;

· будет создан школьный музей, в том числе с участием подростков.

В экспериментальной части решались следующие задачи:

1. Систематизировать теоретические подходы по проблеме гражданско-патриотического воспитания школьников.

2. Определить сущность, содержание и технологии музейно-образовательной среды.

3. Разработать теоретическую модель формирования гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде.

4. Апробировать педагогические условия формирования гражданско-патриотических качеств личности средствами школьного музейно-образовательного комплекса.

Исследование проводилось на базе МОУ «Стрехнинская СОШ» Тюменской области, с. Стрехнино в количестве 20 человек, контрольная группа в количестве 10 человек и экспериментальная группа в количестве 10 человек. и включало в себя три этапа:

1.Подготовительный - был посвящен изучению философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, ознакомлению с передовым педагогическим опытом гражданско-патриотического воспитания школьников, осмыслению и формулировке теоретических и методологических позиций исследования, установлению исходного уровня гражданско-патриотических качеств личности школьников, разработке критериев и показателей оценки уровня гражданственности и патриотизма, определению проблемы исследования и ее гипотезы.

2. Констатирующий - включал опытно-экспериментальную деятельность. На данном этапе с целью проверки гипотезы исследования были определены основные теоретические подходы к проблеме исследования, построена концепция гражданско-патриотического воспитания.

3. Формирующий – заключался в практической реализации концепции гражданско-патриотического воспитания в музейно-образовательной среде. Соответственно инновационной структурой внутренней среды Стрехнинской школы, началом для развития методик и технологий музейной педагогики в школе стал музейно- образовательный комплекс «Родина», соответствующий воспитанию личности ученика, духовно и нравственно обогащенного историческим опытом поколений.

Музейно – образовательный комплекс включает в себя три музея:

· Ишимский краеведческий музей;

· Виртуальная комната-музей СОШ №31г. Ишим;

· Музейная комната «Родина »- Стрехнинская школа г. Ишим

Достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивается совокупностью исходных теоретико-методологических позиций, обоснование теоретического замысла, адекватностью методов задачам, логике и гипотезе исследования; сочетанием на разных этапах исследования экспериментального анализа данных (количественный анализ данных: математические методы обработки, качественный: контент-анализ) с преемственностью, взаимосвязанностью и логичностью результатов; проведением статистической обработки данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

- обоснованы сущность, значение, функции музейно-образовательной среды в системе гражданско-патриотического воспитания школьников, обеспечивающей целостность развития гражданско-патриотических качеств личности и оптимальность взаимодействия с социумом;

- определены критерии и показатели сформированности гражданско-патриотической воспитанности школьников, характеризующие ее когнитивную, эмоциональную и деятельностную составляющие (глубину и прочность знаний об истории, социальном устройстве российского государства, культуре и традициях всех народов России, степень проявления интереса к усвоению гражданско-патриотических знаний; проявление чувства гордости за свою Родину, ее свершения; устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в обществе, проявление желания в будущем служить в Вооруженных силах РФ; стремление быть творцом во благо интересов Родины);

- определены проблемы формирования гражданско-патриотических качеств личности школьников, связанные с личностными (уровнем развития патриотизма и гражданского самосознания школьников, отсутствием чувства гордости, любви и привязанности к Родине, интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, проявлением неуважительного отношения к традициям и ценностям национальной культуры) и социально-педагогическими факторами (характером педагогического воздействия на формирование гражданско-патриотических чувств школьников, насаждением тех или иных ценностей, стереотипов и взглядов);

- разработана технология использования школьного музейно-образовательного комплекса с целью гражданско-патриотического воспитания школьников, включающая в себя приемы, способы и механизмы музейной коммуникации, этапы проектно-исследовательской деятельности и сетевого взаимодействия субъектов музейно-педагогической деятельности;

- выявлены педагогические условия формирования гражданско-патриотических качеств личности школьников посредством музейно-педагогического взаимодействия, направленные на активизацию работы органов ученического самоуправления, организацию социальных гражданско-патриотических акций и проектов, учет возрастной специфики восприятия музейных экспонатов и ценностных ориентаций школьников, осуществление взаимосвязи базового и дополнительного образования по интеграции различных видов музейно-педагогической деятельности, реализацию механизма социального партнерства и совместной музейной деятельности педагогов и родителей;

- обосновано положительное влияние воздействия различных видов музейно-педагогического взаимодействия субъектов на формирование гражданско-патриотических качеств личности школьников.

Теоретическая значимость исследования состоит:

- в обосновании теоретических основ включения музейно-образовательной среды в гражданско-патриотическое воспитание школьников: описание целевого предназначения школьного музейно-образовательного комплекса, определение содержания и взаимосвязи различных аспектов музейной деятельности обучающихся, восприятие и интерпретацию музейных экспонатов, характеристику музейных средств гражданско-патриотической направленности;

- в разработке методических принципов использования музейных средств и технологий, способствующих эффективному гражданско-патриотическому воспитанию школьников;

- во введении в понятийно-категориальный аппарат педагогики следующих понятий: «школьный музейно-образовательный комплекс», «музейно-образовательная среда», «педагогическое проектирование музейно-образовательной среды», «технология гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде»;

- в расширении диапазона функций, критериев и показателей музейно-образовательной среды, определяющих ее сетевую направленность;

- в определении возрастной специфики воздействия музейно-образовательного комплекса на развитие гражданско-патриотических качеств личности школьников.

Исследование расширяет научные представления о методах и формах гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде.

Практическая значимость исследования характеризуется тем, что полученные результаты обеспечивают возможность использования технологий музейно-образовательной среды в формировании гражданско-патриотических качеств личности школьников. Представленная модель гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде применяется в образовательных учреждених. Методические рекомендации для руководителей школьных музеев используются методистами, преподавателями педагогических факультетов вузов, в процессе переподготовки педагогических кадров, при составлении программ и организации дополнительного образования школьников.

Методический инструментарий, использованный при проведении эксперимента, позволяет осуществить целенаправленный процесс педагогической диагностики актуального состояния гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде.

Выявленные педагогические условия эффективности использования школьного музейно-образовательного комплекса используются в воспитательной работе педагогических отделов музеев по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи

Основные положения:

1. Гражданско-патриотическое воспитание - это систематическая, специально организованная деятельность по формированию личности, обладающей активной гражданской позицией, ответственностью за свой нравственный, политический и правовой выбор, культурно-историческими ценностями, национальным самосознанием, любовью к своей Родине, стремлением к гражданскому самоопределению; содействующей развитию Отечества при сочетании личных и общественных интересов.

2. Модель формирования гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде включает в себя содержание, источники, факторы, принципы, средства и культурно-образовательные технологии музейной коммуникации.

3. Критериями сформированности гражданско-патриотической воспитанности школьников являются: когнитивный критерий и его показатели: а) глубина и прочность знаний об истории, социальном устройстве российского государства, культуре и традициях всех народов России; б) уровень проявления интереса к усвоению гражданско-патриотических знаний; эмоциональный критерий и его показатели: проявление чувства гордости за свою Родину, ее свершения; деятельностный критерий и его показатели: сформированность гражданско-патриотических умений и навыков, устойчивость в соблюдении норм и правил поведения в обществе, содействие развитию Отечества.

4. Проблемы формирования гражданско-патриотических качеств личности школьников определяются двумя факторами. Первый фактор связан с недостаточным уровнем развития патриотизма и гражданского самосознания школьников, отсутствием чувства гордости, любви и привязанности к Родине; отсутствием интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре, проявлением среди школьников негативизма, равнодушия, индивидуализма, цинизма, неуважительного отношения к ценностям и традициям национальной культуры. Второй фактор характеризуется узконаправленным, традиционным педагогическим воздействием на формирование гражданско-патриотических чувств школьников, связанным с насаждением тех или иных ценностей, стереотипов и взглядов.

5. Технология использования музейно-образовательной среды в гражданско-патриотическом воспитании школьников разных возрастных групп включает в себя приемы, способы и механизмы музейной коммуникации, этапы проектно-исследовательской деятельности и сетевого взаимодействия субъектов музейно-педагогической деятельности.

6. В качестве основных педагогических условий формирования гражданско-патриотических качеств личности школьников выступают:

- направленность музейно-педагогического взаимодействия на формирование гражданско-патриотических качеств личности на основе учета ценностных ориентаций и социальных установок школьников, возрастной специфики восприятия музейных экспонатов;

- активизация работы органов ученического самоуправления по организации событийной музейной деятельности;

- вовлечение школьников в разнообразную проектно-исследовательскую гражданско-патриотическую деятельность на базе использования ресурсов музейного комплекса;

- осуществление взаимосвязи базового и дополнительного образования по интеграции изучения тем, предусмотренных учебным планом, тематикой музейно-педагогических программ и видами внеурочной деятельности школьников;

- реализация механизма социального партнерства и совместной музейной деятельности педагогов, родителей по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

Системный анализ состояния гражданско-патриотического воспитания на сегодняшний день позволяет выявить следующие противоречияутратой связи поколений

 


Рис. 1. Система создания школьного музея

 

 

                                                   
   
     
     
 
 
 
     
     
 
 
   
   
 
 
   
     
 
 
     
     
 
 
   
   
     
 
 

 


Рис. 2. Современные противоречия состояния гражданско-патриотического воспитания

 

Одна из причин складывания этих противоречий- отсутствие общего пространствавозможностей для взаимодействияв осуществлении патриотического воспитания.

Школьный музей может предоставить такую возможность. Он является, во-первых, образовательнойподсистемой, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, во-вторых, предполагает адресную направленность, когда приоритетной является детская и подростковая аудитория, в-третьих, обеспечивает связь времен, «включая» в образовательный процесс ушедшие поколения. Однако интерес к школьным музеям только начинает возрождаться.

Мы выявили проблемы, которые на сегодняшний день существуют в школьных музеях.

 


Рис. 3. Современные проблемы школьного музея.

На контрольном этапе удалось систематизировать причины ослабления интереса к музеям в последнее время были опрошены 20респондентовконтрольной и экспериментальной группы

Проведена диагностика состояния гражданско-патриотического воспитания в музейно-образовательной среде школы в ходе которой выявлено снижение уровня патриотизма и гражданского самосознания школьников, отсутствие чувства гордости, любви и привязанности к Родине, падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре, проявление среди школьников негативизма, равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, демонстративного отношения к взрослым, жестокости и немотивированной агрессивности, неуважительное отношение к государству и социальным институтам.

1. Определено, что важным условием гражданско-патриотического воспитания в музейно-образовательной среде является знание возрастных особенностей школьников, организация обучения в тесной взаимосвязи с другими компонентами на основе ведущей деятельности, методическое обеспечение. Моделирование музейно-образовательной среды возможно на основе знания педагогического потенциала каждого из компонентов.

2. Первый этап опытно-экспериментальной работы - создание музейно-образовательного комплекса «Родина», включающий военно-патриотический музей боевой славы «Русская победа», краеведческий музей «Отечество».

3. Было определено понятие «музейно-образовательный комплекс», под которым подразумевается совокупность музеев, объединенных общей тематикой и многопрофильностью направленностей деятельности школьников таких, как этно-краеведческая, литературно-творческая, военноисторическая, проектно-исследовательская, прикладная.

4. Выявлена цель работы на формирующем этапе эксперимента -практическая реализация гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде с помощью технологий музейной педагогики.

5. В содержание формирующего этапа эксперимента был включен мониторинг влияния музейно-образовательной среды на развитие когнитивной, мотивационной и деятельностной сторон личности школьников, формирование банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию школьников, определение эффективности разработанной системы, подведение итогов и анализ результатов

6. Формирующий эксперимент был нацелен на реализацию следующий психолого-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде: направленность музейно-педагогического взаимодействия на формирование гражданско-патриотических качеств личности на основе учета ценностных ориентаций и социальных установок школьников, возрастной специфики восприятия музейных экспонатов; активизация работы органов ученического самоуправления по организации событийной музейной деятельности; вовлечение школьников в разнообразную проектную гражданско-патриотическую деятельность на базе использования ресурсов музейного комплекса; осуществление взаимосвязи базового и дополнительного образования по интеграции изучения тем, предусмотренных учебным планом, тематикой музейно-педагогических программ и видами внеурочной деятельности школьников; реализация механизма социального партнерства и совместной музейной деятельности педагогов, родителей по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

7. Реализация программы эксперимента позволила определить влияние музейно-образовательной среды на гражданско-патриотическое воспитание школьников, разработать механизм повышения гражданско-патриотических качеств личности обучающегося путем использования средств музейной педагогики, выявлять инновационные способы и технологии создания системы гражданско-патриотического воспитания обучающихся, основанных на анализе различных факторов влияния на образовательное пространство школы.

8. Реализация задач констатирующего эксперимента осуществлялась по трем направленностям гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде: музейно-педагогическая практика, методическое сопровождение, культурно-социальное общение.

9. Музейно-педагогическая практика включала систематическую работу с экскурсоводами, обучение актива музейно-образовательного комплекса, создание инициативных творческих групп по всем направлениям деятельности музейно-образовательного комплекса, разработку экскурсий, бесед, лекций.

10. Целью методического сопровождения явилось создание условий для творческого поиска школьников, накопления ими опыта социального общения, разработка тематики и организация поисково-исследовательской работы, разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности общеобразовательного учреждения по гражданско-патриотическому воспитанию в музейно-образовательной среде школы.

11. Культурно-социальное общение предполагало повышение культурного уровня школьников, создание музейного пространства, обеспечивающего непрерывную связь с социальными партнерами, организацию встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, афганской и чеченской воин с целью представления школьников об их высоком моральном долге, готовности защищать Родину и выполнять гражданский долг.

Рис.4

Таблица 1.

 

 

Группа % %
К              
Э              

1. недостатки в образовании и понижение общего культурного уровня молодежи

2. появление новых, более "престижных" возможностей проведения досуга (видео, компьютерные игры, ночные клубы и т.д.)

3. изменение жизненного темпа, погоня за достижением "приличного существования", не оставляющая времени для посещения музеев, театров и т.д.

4. выбор молодежного отдыха, не требующего умственной активности

5. отрыв основной массы молодежи от этнокультурных корней, утрата этнического самосознания

6. знание понятий патриотизм и родина

Ослабление интереса к музеям

Анализ результатов ответа на вопрос: «Ослабление интереса к музеям?» позволил сформулировать основные направления музейной работы с подростками.

Во-первых, это работа попоисково-исследовательской, краеведческой деятельности. Это направление даёт возможность учащимся проявить себя в проектной работе.

Во-вторых, это экспозиционная (оформительская) деятельность. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что-то или иное событие, природное или социальное явление отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств что позволит подросткам подробнее узнать специфику музея.

В-третьих, это экскурсионная деятельность. Одним из главных видов музейной деятельности является экскурсионная работа. Поскольку сертифицированный школьный музей является государственным музеем, то он в соответствии со своим назначением должен вести постоянную экскурсионную работу по пропаганде художественных и исторических ценностей, находящихся в музейных экспозициях давая школьникам больше информации.

В-четвертых, это проведение культурно-массовых мероприятий и дел. Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий по экспозиции и уроков мужества, встреч с участниками и ветеранами Великой Отечественной войны, работа с местным населением, митинги и акции - вот не полный перечень мероприятий, в котором участвуют школьники.

Оценить современное состояние и возможности дальнейшего развития музея в контексте внешней по отношению к нему ситуации позволяет факторный анализ

Внешними факторами, способными повлиять на решение наиболее важных для музея проблем, могут быть:

а) политико-правовые факторы: проанализированные выше документы позволяют сделать вывод о расширении возможностей и повышения роли школьных музеев в гражданско-патриотическом воспитании;

б) экономические факторы – сложившиеся рыночные отношения в стране, во-первых, выводят из представлений о ценном все, что не способствует материальному успеху, во-вторых, сокращение федерального и регионального финансирования культурной, в том числе, музейной, сферы.

в) социальные факторы – демографические изменения (рост рождаемости, изменения менталитета)влияют на изменение состава и качества музейной аудитории;

г) технологические факторы – рост требований и ожиданий со стороны посетителей по мере усовершенствования стандартов подачи музейных коллекций и средств коммуникации; широкое распространение компьютеризированных систем, предоставляющих постоянный круглосуточный доступ к информации;

д) культурные факторы – школа, как организация культуро сберегающая и культурно-созидающая, вынуждена преобразовать себя не только в центр учебной деятельности еще и в центр духовно-нравственной

Итоги на контрольном этапе эксперимента:

Рис 5.

Таблица 2.

 

Группа % %
К              
Э              

В ходе формирующего эксперимента был проведен итогово-прогностический этап педагогического мониторинга гражданско-патриотического воспитания школьников в музейно-образовательной среде. Цель данного этапа заключалась в сопоставлении ключевых параметров исследования в начале и в конце эксперимента, в изучении уровня развития гражданско-патриотических качеств личности школьников, в обнаружении изменений основных характеристик и признаков данных качеств, в коррекции и выработке программ дальнейшей работы по результатам диагностики.

Результаты опроса, проводимые в начале и в конце эксперимента, позволили сформулировать вывод о том, что сформированность понятий «патриотизм», «гражданственность», «родина», «отечество» у школьников экспериментальной группы общеобразовательного заведения значительно возросла на всех уровнях.

Диагностика, проводимая в конце эксперимента, показала, что в рейтинге жизненных приоритетов понятия «патриотизм», «родина», «отечество» стали занимать более высокий уровень. Представление о патриотизме связано у школьников с понятиями «любовь и верность Родине», «малая родина». Для обучающихся Родина - это страна, которой они гордятся, за которую начинают осознавать личную ответственность, где собираются жить. Понятием «мы» для них стало преобладать над осознанием собственного «я». Результаты диагностики доказывают положительную динамику сформированное™ гражданско-патриотических качеств личности школьников.

Анализ результатов исследования подтверждает положительную динамику в понимании школьниками сущности понятия «патриот». Значительно повысилась субъективная оценка уровня гражданского самосознания обучающихся и их готовности к участию в общественной жизни школы.

Музейно-образовательная среда дает возможность осуществлять гражданско-патриотическое воспитание, основанное на интересе к истории отечества, боевых и трудовых подвигах и достижениях земляков; объяснять на наглядных примерах сложный исторический материал; организовать интересную и увлекательную учебную, внеурочную деятельность; привлекать школьников к поисковой и проектно-исследовательской деятельности с использованием компьютерной грамотности; воздействовать на эмоциональную и интеллектуальную сферу внутреннего мира школьников; акцентировать внимание учащихся на важности изучаемого материала, указывая на его практический смысл; самореализации обучающихся.

Выдвигаемую гипотезу подтвердили результаты диагностического исследования, полученные на завершающем этапе эксперимента, а также показали действенность и результативность разработанного методического обеспечения и эффективности предпринимаемых действий по гражданско-патриотическому воспитанию в музейно-образовательной среде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: