Музыкальные формы. Сонатная форма. Сюита.
Сонатно – симфонический цикл.
Сонатная форма - это форма, в которой пишется одна из частей сонаты, концерта, симфонии, квартета. Чаще – это первая часть, которая звучит в темпе allegro (быстро), поэтому форму иногда называют – форма сонатного аллегро.
Сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиции, разработки и репризы.
Каждый из этих разделов использует один и тот же тематический материал. В конце возможна кода (с лат. – «хвост») – музыкальное дополнение, звучащее после заключительной каденции. Перед сонатным аллегро иногда бывает медленное вступление.
Вступление | Экспозиция | Разработка | Реприза | Кода |
Медленный темп Одна из главных тем или новая | Г.п П.п С.п З.п | Темы экспозиции и вступления разрабатываются | Г.п П.п С.п З.п | Одна из основных тем или новая |
Основная тональность Т | Основная тональность и тональность доминанты (иногда другая) Т D | Разные тональности S D→ | Обе темы в основной тональности Т Т | Основная тональность (бывает и другая) Т |
Сонатная форма основана на контрастном сопоставлении двух тем – образов, которые принято называть «главная партия» - Г.п. и «побочная партия» – П.п.
Экспозиция – это первый раздел сонатной формы – это показ тем, знакомство с ними. Между Г.п и П.п может быть связка – «связующая партия» С.п, задача которой – переход из основной тональности в тональность П.п. После П.п следует заключительный раздел – «заключительная апртия» - З.п, суть которой – в завершении экспозиции.
Разработка – в ней происходит развитие основных образов экспозиции. Темы сопоставляются, сталкиваются, дробятся на отдельные мотивы. Мотивы могут менять характер: лирические становятся грозными, песенные - маршевыми, веселые – жалобными и т.д. Разработка – самый яркий и динамичный раздел сонатной формы.
|
Реприза – возвращение основных образов в их первоначальном виде, причем они даже сближаются, так как проходят в основной тональности. Это вывод, итог всего развития.
Кода – иногда кодой завершается сонатная форма. Это дополнительный раздел, необходимый для закрепления сказанного.
Сюита
Сюита – это циклическое произведение из нескольких самостоятельных пьес, каждую из которых можно исполнять отдельно. Особенность сюиты – чередование контрастирующих частей. Музыка сюиты имеет жанрово – бытовую основу или программный замысел.
Старинная сюита
алеманда | куранта | сарабанда | жига |
4/4 умеренно умеренно скоро | 3/4, 3/2 скоро | 3/4, 3/2 медленно | 6/8, 9/8,3/8 быстро |
Кроме этих танцев в сюиту вводились и другие: павана, бурре, менуэт, гавот, гальярда, ригодон, сицилиана, полонез и т.д., а также пьесы танцевального характера: ария, рондо, каприччио, скерцо. В начале сюиты могло быть вступление: прелюдия, увертюра, фантазия и т.д.
Свободная сюита – появилась в 19 – 20 веках. И включала в себя не танцевальные пьесы. Часто в основе таких сюит лежал программный замысел. Это фортепианные циклы (Р. Шуман «Альбом для юношества», П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», М. Мусоргский «Картинки с выставки»)
Сонатно – симфонический цикл
Сонатно – симфонический цикл - это крупное произведение, состоящее из 3 – 4 частей, хотя бы одна из которых, чаще первая, написана в сонатной форме. Все части контрастны, самостоятельны, но, по сравнению с сюитой, более тесно связаны общим замыслом. Каждая часть такого цикла раскрывает одну из сторон становления и развития единого образа.
|
Характеристика частей | Части цикла | |||
I часть | II часть | III часть | IV часть - финал | |
Темп | Быстрый: allegro, allegro moderato, vivace, presto | Медленный и умеренный: adagio, largo, andante, moderato | От умеренного до быстрого:moderato, allegro, allegretto | Очень быстрый: allegro molto, vivo, vivace, presto |
Характер музыки | Активный, действенный, жизнерадостный или драматический | Лирический, созерцательный, песенный | Жанровый, танцевальный: менуэт (Моцарт, Гайдн), скерцо (Бетховен, Чайковский), вальс (Чайковский) | Активный, решительный, жизнерадостный, триумфальный или драматичный |
Форма | Сонатное аллегро | Сложная трехчастная, вариации, двойные вариации | Сложная трехчастная с трио в середине | Сонатная, рондо – соната (Гайдн, Моцарт), вариации (Чайковский) |
Тональности | Главная тональность | Тональности, близкие главной | Главная тональность или близкие главной | Главная тональность или одноименная для минора |
Эта форма возникла и достигла своего совершенства в творчестве композиторов – классиков XVIII века (Гайдн, Моцарт, Бетховен), продолжает развиваться и изменяться.
Если в цикле три части, то отсутствует одна из средних. Иногда встречаются циклы с другим количеством частей: 2 части (Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»), 5 частей (Й. Гайдн «Прощальная симфония», П. Чайковский, Симфония №3), 6 частей (А. Скрябин, Симфония №1), 11 частей (Д. Шостакович, Симфония №14).
|
Случается, что композитор меняет порядок частей внутри цикла: В. Моцарт, Соната №11: I часть – анданте, вариации; Л. Бетховен, Соната №14 «Лунная»: I часть – адажио.
Иногда в начале цикла звучит медленное вступление (Й. Гайдн, Лондонские симфонии, Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»).
Сонатно – симфонический цикл используется в следующих жанрах инструментальной музыки:
· в сонате – циклическом произведении для одного, двух или трех инструментов;
· в симфонии – циклическом произведении для симфонического оркестра;
· в концерте – циклическом произведении для солиста с оркестром;
· в трио, квартете, квинтете, секстете и т.д. – циклических произведениях для инструментального ансамбля.