Сонатно – симфонический цикл




Музыкальные формы. Сонатная форма. Сюита.

Сонатно – симфонический цикл.

Сонатная форма - это форма, в которой пишется одна из частей сонаты, концерта, симфонии, квартета. Чаще – это первая часть, которая звучит в темпе allegro (быстро), поэтому форму иногда называют – форма сонатного аллегро.

Сонатная форма состоит из трех разделов: экспозиции, разработки и репризы.

Каждый из этих разделов использует один и тот же тематический материал. В конце возможна кода (с лат. – «хвост») – музыкальное дополнение, звучащее после заключительной каденции. Перед сонатным аллегро иногда бывает медленное вступление.

Вступление Экспозиция Разработка Реприза Кода
Медленный темп Одна из главных тем или новая Г.п П.п С.п З.п Темы экспозиции и вступления разрабатываются Г.п П.п С.п З.п Одна из основных тем или новая
Основная тональность     Т Основная тональность и тональность доминанты (иногда другая) Т D Разные тональности     S D→ Обе темы в основной тональности   Т Т Основная тональность (бывает и другая)   Т

 

Сонатная форма основана на контрастном сопоставлении двух тем – образов, которые принято называть «главная партия» - Г.п. и «побочная партия» – П.п.

Экспозиция – это первый раздел сонатной формы – это показ тем, знакомство с ними. Между Г.п и П.п может быть связка – «связующая партия» С.п, задача которой – переход из основной тональности в тональность П.п. После П.п следует заключительный раздел – «заключительная апртия» - З.п, суть которой – в завершении экспозиции.

Разработка – в ней происходит развитие основных образов экспозиции. Темы сопоставляются, сталкиваются, дробятся на отдельные мотивы. Мотивы могут менять характер: лирические становятся грозными, песенные - маршевыми, веселые – жалобными и т.д. Разработка – самый яркий и динамичный раздел сонатной формы.

Реприза – возвращение основных образов в их первоначальном виде, причем они даже сближаются, так как проходят в основной тональности. Это вывод, итог всего развития.

Кода – иногда кодой завершается сонатная форма. Это дополнительный раздел, необходимый для закрепления сказанного.

 

 

Сюита

Сюита – это циклическое произведение из нескольких самостоятельных пьес, каждую из которых можно исполнять отдельно. Особенность сюиты – чередование контрастирующих частей. Музыка сюиты имеет жанрово – бытовую основу или программный замысел.

Старинная сюита

алеманда куранта сарабанда жига
4/4 умеренно умеренно скоро 3/4, 3/2 скоро 3/4, 3/2 медленно 6/8, 9/8,3/8 быстро

Кроме этих танцев в сюиту вводились и другие: павана, бурре, менуэт, гавот, гальярда, ригодон, сицилиана, полонез и т.д., а также пьесы танцевального характера: ария, рондо, каприччио, скерцо. В начале сюиты могло быть вступление: прелюдия, увертюра, фантазия и т.д.

Свободная сюита – появилась в 19 – 20 веках. И включала в себя не танцевальные пьесы. Часто в основе таких сюит лежал программный замысел. Это фортепианные циклы (Р. Шуман «Альбом для юношества», П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года», М. Мусоргский «Картинки с выставки»)

Сонатно – симфонический цикл

Сонатно – симфонический цикл - это крупное произведение, состоящее из 3 – 4 частей, хотя бы одна из которых, чаще первая, написана в сонатной форме. Все части контрастны, самостоятельны, но, по сравнению с сюитой, более тесно связаны общим замыслом. Каждая часть такого цикла раскрывает одну из сторон становления и развития единого образа.

Характеристика частей Части цикла
I часть II часть III часть IV часть - финал
Темп Быстрый: allegro, allegro moderato, vivace, presto Медленный и умеренный: adagio, largo, andante, moderato От умеренного до быстрого:moderato, allegro, allegretto Очень быстрый: allegro molto, vivo, vivace, presto
Характер музыки Активный, действенный, жизнерадостный или драматический Лирический, созерцательный, песенный Жанровый, танцевальный: менуэт (Моцарт, Гайдн), скерцо (Бетховен, Чайковский), вальс (Чайковский) Активный, решительный, жизнерадостный, триумфальный или драматичный
Форма Сонатное аллегро Сложная трехчастная, вариации, двойные вариации Сложная трехчастная с трио в середине Сонатная, рондо – соната (Гайдн, Моцарт), вариации (Чайковский)
Тональности Главная тональность Тональности, близкие главной Главная тональность или близкие главной Главная тональность или одноименная для минора

Эта форма возникла и достигла своего совершенства в творчестве композиторов – классиков XVIII века (Гайдн, Моцарт, Бетховен), продолжает развиваться и изменяться.

 

 

Если в цикле три части, то отсутствует одна из средних. Иногда встречаются циклы с другим количеством частей: 2 части (Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»), 5 частей (Й. Гайдн «Прощальная симфония», П. Чайковский, Симфония №3), 6 частей (А. Скрябин, Симфония №1), 11 частей (Д. Шостакович, Симфония №14).

Случается, что композитор меняет порядок частей внутри цикла: В. Моцарт, Соната №11: I часть – анданте, вариации; Л. Бетховен, Соната №14 «Лунная»: I часть – адажио.

Иногда в начале цикла звучит медленное вступление (Й. Гайдн, Лондонские симфонии, Ф. Шуберт «Неоконченная симфония»).

 

Сонатно – симфонический цикл используется в следующих жанрах инструментальной музыки:

· в сонате – циклическом произведении для одного, двух или трех инструментов;

· в симфонии – циклическом произведении для симфонического оркестра;

· в концерте – циклическом произведении для солиста с оркестром;

· в трио, квартете, квинтете, секстете и т.д. – циклических произведениях для инструментального ансамбля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: