№ п/п | Универсальное учебное действие | Критерии сформированности УУД | Показатели сформированности УУД | |||
обучающихся 1–4 классов | обучающихся 5–7 классов | обучающихся 8–9 классов | обучающихся 10–11 классов | |||
Личностные | Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | – Сформированность основ российской гражданской идентичности; – Осознанность своей этнической и национальной принадлежности; – Сформированность ценностей многонационального российского общества; – Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций. | – Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; – Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; – Сформированность гуманистических, демократических. | – Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; – Осознанность своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; – Сформированность гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; – Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной. | – Сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, уважение к государственным символам России: гербу, флагу, гимну, – Сформированность чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем; – Сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества; – Осознанное принятие и демонстрация традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей, – Готовность к служению Отечеству, его защите. | |
– Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. | – Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | – Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | – Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур и различных форм общественного сознания. | |||
– Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. | – Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах сверстников; – Участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. | – Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; – Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. | – Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей. | |||
– Усвоение правил индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | – Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях. | – Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. | – Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек, курения, употребления алкоголя, наркотиков; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь. | |||
Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям. | – Осознание значения семьи в жизни человека и общества. | – Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. | – Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи. | |||
Смыслообразование | –Принятие и освоение социальной роли обучающегося; – Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | – Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развития опыта участия в социально значимом труде. | – Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. | – Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; – Сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; – Осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; – Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем. | ||
– Опыт экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях. | – Сформированность основ современной экологической культуры соответствующей; опыт экологически ориентированной практической деятельности в жизненных ситуациях. | – Сформированность основ современной экологической культуры, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях. | – Сформированность основ современной экологической культуры, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; опыт природоохранной деятельности. | |||
Нравственно-этическая ориентация | – Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; – Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | – Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, традициям России и народов мира; – Готовность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | – Сформированность осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; – Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. | – Сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире; – Готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. | ||
– Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; – Ценность творческого труда. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. | – Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | – Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | – Сформированность нравственного сознания, чувств и поведения на основе усвоения общечеловеческих нравственных ценностей; – Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими нравственными ценностями и идеалами российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, проектной, коммуникативноной). | |||
– Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств. | – Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия своего края, народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | – Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | – Сформированность эстетического отношения к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений. | |||
– Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; – Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. | – Сформированность навыков сотрудничества и бесконфликтного взаимодействия со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | – Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | – Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. | |||
Познавательные | Смыслового чтения и работы с информацией | – Сформированность умения строить сообщения в устной и письменной форме; – Сформированность умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя; – Сформированность основ смыслового восприятия художественных и познавательных сообщений, выделения существенной информации из сообщений разных видов. | – Сформированность умения ознакомительного и изучающего чтения; – Сформированность умения самостоятельно осуществлять поиск и выделение информации, в том числе с использованием ресурсов библиотек и интернета, для выполнений учебных заданий; – Сформированность умения структурировать тексты. | – Сформированность умения усваивающего и поискового чтения; – Сформированность умения осуществлять поиск информации с использование различных источников для решения учебных и жизненных задач; – Сформированность умения самостоятельно создавать структурированные тексты. | – Сформированность умения рефлексивного чтения; – Сформированность умения критически оценивать и интерпретировать информацию, полученную из различных источников; – Сформированность умения выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста. | |
Освоенность методов познания, инструментария и понятийного аппарата, логических действий и операций | – Сформированность умения использовать знаково-символические средства для решения задач; – Сформированность умения владеть рядом общих приемов решения задач; – Сформированность умения анализировать объекты с заданными признаками с выделением существенных и несущественных признаков; – Сформированность умения осуществлять синтез и осуществлять подведение под понятие; – Сформированность умения проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать аналогии под руководствам учителя; – Сформированность умения выявлять проблему под руководством учителя при решении учебных задач; – Сформированность умения обобщать, строить рассуждения под руководством учителя. | – Сформированность умения создавать и использовать модели и схемы для решения задач; – Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач; – Сформированность умения выделять существенные и несущественные признаки для построения анализа; – Сформированность умения строить классификацию на основе дихотомического деления; – Сформированность умения осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая критерии; устанавливать причинно-следственные связи под руководством учителя – Сформированность умения формулировать проблему под руководством учителя при решении учебных задач; – Сформированность умения осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; строить логическое рассуждение. | – Сформированность умения преобразовывать модели и схемы для решения задач; – Сформированность умения осуществлять выбор способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – Сформированность умения осуществлять анализ на основе самостоятельного выделения существенных и несущественных признаков – Сформированность умения самостоятельно давать определение понятиям; – Сформированность умения самостоятельно осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, выбирая основания и критерии, установливать причинно-следственные связи; – Сформированность умения самостоятельно объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования проблемы; – Сформированность умения обобщать понятия; формулировать и обосновывать гипотезы под руководством учителя. | – Сформированность умения использовать различные модели для получения нового знания; – Сформированность рефлексии результатов выбора наиболее эффективных способов и условий действий; – Сформированность умения делать умозаключения и выводы на основе системного анализа; – Сформированность умения самостоятельно давать определение понятиям на основе синтеза и классификации; – Сформированность умения самостоятельного выбора оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; – Сформированность умения самостоятельно разрешать проблему при решении учебных и жизненных задач; – Сформированность умения самостоятельно формулировать гипотезу о связях и закономерностях событий, процессов, явлений на основе обобщения понятий. | ||
Умений проектной, в том числе учебно-исследовательской, деятельности | – Сформированность умения планировать учебный проект по заданию и под руководством учителя; – Сформированность умения выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями; – Сформированность умения оформлять проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями; – Сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации; – Сформированность умения формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта; – Сформированность умения под руководством учителя проводить по образцу контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта. | – Сформированность умения планировать учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме; – Сформированность умения выполнять учебный проект под руководством учителя, используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями; – Сформированность умения оформлять учебный проект под руководством учителя в соответствии с требованиями; – Сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации с использованием объектов наглядности; – Сформированность умения при представлении продукта учебного проекта аргументировать свою позицию, используя языковые средства адекватные исследуемой проблеме; – Сформированность умения самостоятельно по образцу проводить контроль и оценку хода и результатов выполнения учебного проекта. | – Сформированность умения самостоятельно планировать учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме; – Сформированность умения самостоятельно выполнять учебный проект (учебное исследование), используя оборудование, модели, методы и приемы адекватные исследуемой проблеме в соответствии с требованиями; – Сформированность умения самостоятельно оформлять учебный проект (учебное исследование) в соответствии с требованиями; – Сформированность умения представлять продукт (результат) учебного проекта (учебного исследования) в форме устной презентации с использованием объектов наглядности и аргументированных ответов на вопросы; – Сформированность умения при представлении продукта (результата) учебного проекта (учебного исследования) спорить и отстаивать свою позицию; – Сформированность умения проводить самоконтроль и самооценку хода и результатов выполнения учебного проекта (учебного исследования). | – Сформированность самостоятельно задумывать, планировать учебное исследование, учебный и социальный проект; – Сформированность самостоятельно выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект в соответствии с требованиями; – Сформированность умения самостоятельно оформлять различные виды проектных работ (учебное исследование, учебный и социальный проект) в соответствии с требованиями; – Сформированность умения представлять продукт (результат) различных видов проектных работ (учебное исследование, учебный и социальный проект) в адекватной его целям и задачам форме; – Сформированность умения при представлении продуктов (результатов) различных видов проектных работ целенаправленно и осознанно применять свои коммуникативные способности, демонстрировать разнообразие языковых средств; – Сформированность умения целенаправленно и осознанно регулировать рефлексивную и оценочную деятельность при выполнении различных видов проектных работ; – Сформированность умения осознавать свою ответственности за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта или исследования. | ||
Регулятивные | Целеполагание | – Сформированность умения принимать и сохранять учебную задачу; – Сформированность умения в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале; – Сформированность умения в сотрудничестве с учителем преобразовывать практическую задачу в познавательную. | – Сформированность умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; – Сформированность умения самостоятельноучитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; – Сформированность умения самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную. | – Сформированность умения самостоятельноставить новые цели и задачи деятельности; – Сформированность умения самостоятельно анализировать условия достиженияцели и задач на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; – Сформированность умения самостоятельно формулироватьпознавательную цель и задачи. | – Сформированность умения самостоятельно определять цели деятельности, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; – Сформированность умения самостоятельно выделять альтернативныеспособы достижения цели деятельности и выбирать наиболее эффективный; – Сформированность умения соотносить поставленную цель деятельности со всевозможными ресурсами её достижения. | |
Планирование | – Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; – Сформированность умения учитывать установленные учителем правила в планировании способа решения задачи. | – Сформированность умения в сотрудничестве с учителем планировать пути достижения познавательных задач; – Сформированность умения самостоятельносоставлять планы. | – Сформированность умения самостоятельно планировать пути достижения познавательных целей и задач; – Сформированность умения самостоятельно составлять планы, в том числе альтернативные. | – Сформированность умения самостоятельно выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; – Сформированность умения строить жизненные планы во временной перспективе. | ||
Прогнозирование | – Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий. | – Владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий. | – Владение основами прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса. | – Сформированность умения самостоятельно прогнозировать будущие события и развитие процесса. | ||
Контроль | – Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия. | – Сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия. | – Сформированность умения самостоятельно осуществлять превентивный контроль по результату и по способу действия. | – Сформированность умения самостоятельно осуществлять превентивный контроль по результатам деятельности. | ||
Оценка | – Сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям. | – Сформированность умения самостоятельнооценивать правильность выполнения действия на уровне соответствия результата заданным требованиям. | – Сформированность умения в сотрудничестве с учителем оценивать и принимать решения, определяющие дальнейшую деятельность. | – Сформированность умения самостоятельнооценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. | ||
Коррекция | – Сформированность умения в сотрудничестве с учителем вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | – Сформированность умения самостоятельновносить необходимые коррективы в исполнение действия, как по ходу его реализации, так и в конце. | – Сформированность умения самостоятельно корректировать свою деятельность в соответствии с изменяющейся ситуацией. | – Сформированность умения самостоятельно корректировать стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей. | ||
Волевая саморегуляция | – Сформированность умения под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | – Сформированность умения самостоятельно начинать и выполнять действия и заканчивать его в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | – Владение основамиволевой саморегуляции | – Владение средствамиволевой саморегуляции | ||
Коммуникативные | Планирование совместной деятельности | – Сформированность умений учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве под руководством учителя; – Сформированность умений определять цели и способы собственной деятельности под руководством учителя. | – Сформированность умения учитывать разные мнения и самостоятельно выстраивать свою деятельность в сотрудничестве в соответствии с целями, поставленными учителем; – Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности под руководством учителя. | – Сформированность умения совместно с группой вырабатывать цели и функции участников совместной деятельности под руководством учителя; – Сформированность умения планировать общие способы работы в совместной деятельности со сверстниками (без участия учителя). | – Сформированность умения четко формулировать цели группы и позволять её участникам реализовывать собственную стратегию для достижения этих целей; – Сформированность умения координировать процесс коллективного планированиями, распределения функций участников совместной деятельности. | |
Постановка вопросов | – Сформированность умения формулировать вопросы партнеру по общению. | – Сформированность умений самостоятельно формулировать и задавать вопросы партнеру, необходимые для организации собственной деятельности. | – Сформированность умений задавать вопросы необходимые для организации совместной деятельности и сотрудничества с партнером. | – Сформированность умений самостоятельно осуществлять коммуникативную рефлексию как систему вопросов, обеспечивающих эффективную собственную деятельность и сотрудничество с партнером. | ||
Разрешение конфликтов | – Сформированность способности учитывать существование у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра и социально-приемлемые способы поведения в общении и деятельности. | – Сформированность умений формулировать собственное мнение и позицию с опорой на социально-приемлемые способы поведения, координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности (в том числе при открытом столкновении мнений). | – Сформированность умений устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; – Сформированность умений договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с опорой на социально-приемлемые способы поведения, в том числе в ситуации столкновения интересов. | – Сформированность умения понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; – Сформированность умений эффективно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников с опорой на социально-приемлемые способы поведения, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов. | ||
Управление поведением партнера | – Сформированность умений строить понятные для партнёра высказывания, в том числе с помощью наводящих вопросов | – Сформированность умения обмениваться необходимой и полезной информацией для общения и деятельности и оказывать необходимую помощь партнеру в процессе сотрудничества | – Сформированность умения управлять поведением партнера, осуществляя контроль, давать эмоциональную оценку поведения партнера и осознавать способы коррекции данного поведения | – Сформированность умений оказывать эмоциональную поддержку и содействие партнерам, следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и деятельности на основе уважительного отношения к партнерам в процессе достижения цели совместной деятельности | ||
Точность выражения мысли (Умение выражать свои мысли) | – Сформированность умений формулировать собственное мнение. | – Сформированность умений аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности. | – Сформированность умений аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию социально-приемлемыми способами. | – Сформированность умений обобщать и аргументировать мнение группы, – Сформированность умений точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру как ориентиры для построения действия. | ||
Владение монологической и диалогической формами речи | – Сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудивизуальной поддержкой) и диалогической формы коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. | – Сформированность умений в соответствии с коммуникативными ситуациями использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; – Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание средствами устной и письменной речи. | – Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей в форме громкой социализированной речи и в форме внутренней речи, – Сформированность умения строить монологическое контекстное высказывание для осуществления эффективных групповых обсуждений. | – Владение различными формами монологической и диалогической речи для решения социокультурных задач, профессионального самоопределения, – Сформированность умения координировать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. |