Ассоциативные методы поиска технических решений. Мозговой штурм




Уровни творческой деятельности. Технические противоречия

В настоящее время в области научно-технического творчества в зависимости от их формы и уровня можно выделить такие составляющие как открытие, изобретение и рационализаторское предложение.

Открытие – это установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящие коренные изменения в уровне познаний.

Изобретение – новое и обладающее существенными отличиями техническое решение задачи в любой области народного хозяйства, дающее положительный эффект.

Рационализаторское предложение – это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, организации или учреждения, которому оно подано, и предусматривающее изменение технологии производства или конструкции изделий, применяемой техники или состава материала.

Из определений ясно, что в качестве основного признака отличия одного уровня творчества от другого лежит степень новизны полученного решения.

Существует объективный критерий новизны: изобретение – это устранение технического противоречия.

Необходимо отметить, что на протяжении многовековой истории технического творчества изобретатели шли к цели старым, малопроизводительным методом проб и ошибок. Перебирая (часто бессистемно, случайно) большое количество вариантов, они находили нужное решение. Низкая продуктивность творческого труда, а также существенная зависимость процесса мышления от ряда отрицательных психологических факторов – основной недостаток метода проб и ошибок.

 

 

Технические противоречия

У машин и механизмов (вообще у технических объектов) есть несколько важнейших показателей, характеризующих степень их совершенства, - вес, габариты, мощность, надежность и др. Между этими показателями существуют определенные взаимозависимости. Часто иногда чтобы увеличить один из показателей уже известными в данной отрасли техники путями, приходится платить ухудшением другого. Конструктор, учитывая конкретные условия, выбирает наиболее благоприятное сочетание характеристик: что-то выигрывает, а что-то проигрывает.

Таким образом, обычная задача переходит в разряд изобретательских задач в тех случаях, когда необходимым условием её решения является устранение технического противоречия.

Нетрудно создать новую машину, игнорируя технические противоречия, но тогда машина окажется неработоспособной и нежизненной.

Существует два понятия изобретения – правовое (патентное) и техническое. Правовое понятие стремится, возможно точнее отразить границы современных представлений об изобретении. Для технического же понятия важны не столько эти границы, сколько сердцевина изобретения, его исторически устойчивая сущность. И в этом смысле изобретение всегда состоит в преодолении (полном или частичном) технического противоречия.

Иногда техническое противоречие, содержащееся в задаче, отчетливо видно, однако иногда противоречие незаметно, оно как бы растворено в условиях задачи. Тем не менее, изобретатель всегда должен помнить о техническом противоречии которое ему предстоит побороть.

Ассоциативные методы поиска технических решений. Мозговой штурм

Ассоциативные методы активизации творческого мышления основываются на применении в творческом процессе семантических свойств понятий путем использования аналогии их вторичных смысловых оттенков. Основными источниками для генерирования новых идей служат ассоциации, метафоры и случайные понятия.

К ассоциативным методам относятся (во многом аналогичные): метод каталога, метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей и ассоциаций.

Метод фокальных объектов дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных способов и устройств. Кроме того, он может быть использован для тренировки воображения (упражнения типа: придумать фантастические животные, растения, корабль и т. д.).

Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект, который лежит как бы в фокусе переноса.

Метод контрольных вопросов применяется для психологической активизации творческого процесса. Цель его – с помощью наводящих вопросов подвести к решению задачи. Списки таких вопросов предлагались различным авторам с 20-х годов прошлого столетия.

Метод может применяться в форме монолога изобретателя, обращенного к самому себе, либо диалога, например, в виде вопросов, задаваемых руководителем мозгового штурма членам группы генераторов идей. Суть метода состоит в том, что изобретатель отвечает на вопросы, содержащиеся в списке, и в связи с ними рассматривает свою задачу. Широко распространены универсальные вопросники, составленные А. Осборном, Э. Раудзенпом, Т. Эйлоартом, Д. Пирсоном и др. Они состоят из различного количества вопросов. За рубежом чаще пользуются вопросником, разработанным А. Осборном, который содержит 9 групп вопросов.

 

Мозговой штурм

«Мозговой штурм» - один из наиболее популярных методов психологической активизации коллективной творческой деятельности, разработан американским предпринимателем и изобретателем А. Осборном в 1953 г. Он применяется для получения новых идей в науке, технике, административной и торговой деятельности.

Для устранения психологических препятствий, вызываемых боязнью критики, А. Осборн предложил разделить во времени процессы генерирования идей и их критической оценки. В процессах участвуют разные люди. Эти мысли явились основой его метода, впоследствии названного прямым мозговым штурмом.

Для активизации процесса генерации идей в ходе штурма рекомендуется использовать некоторые приемы, которые издавна применялись различными изобретателями. Такими приемами являются, например, «инверсия» (сделай наоборот), «аналогия» (сделай так, как сделано в другом решении), «эмпатия» (считай себя частью совершенствуемого объекта и выясни при этом свои чувства, ощущения) и «фантазия» (сделай нечто фантастическое).

...





Читайте также:
Как оформить тьютора для ребенка законодательно: Условием успешного процесса адаптации ребенка может стать...
Основные факторы риска неинфекционных заболеваний: Основные факторы риска неинфекционных заболеваний, увеличивающие вероятность...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Развитие понятия о числе: В программе математики школьного курса теория чисел вводится на примерах...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.012 с.