Системы крейсерской яхты




Кроме самой конструкции для жизнедеятельности экипажа, его безопасности яхта содержит ряд систем. Каждая из систем решает свои задачи.
Рассмотрим эти системы:

  1. Безопасность
  2. Электрическая
  3. Водяная
  4. Топливная
  5. Навигационная
  6. Обеспечения плавания
  7. Двигатель
  8. Бытовая система (камбуз, душ, гальюны).

1. Система безопасности.

Состоит в свою очередь из подсистем:

  1. Обеспечение живучести судна
  2. Спасение экипажа
  3. Оповещение о бедствии

Обеспечение живучести судна

Судну угрожает два физических

бедствия – затопление и пожар. Каждое бедствие развивается по-своему и с каждым борются своими средствами. Живучесть судна обеспечивается в двух направлениях: материально и организационно.

Материальные средства обеспечения живучести судна это:

Трюмные осушительные помпы (механические и электрические), набор для ремонта кингстонов (специальных отверстий с кранами в подводной части корпуса), пластыри, ведра, огнетушители (порошковые для тушения электропроводки и пенные, для химических пожаров), пожарное одеяло и прочее спасательное оборудование, с помощью которого экипаж может бороться за живучесть самого судна. Цель такой борьбы - противостоять бедствию, остаться на плаву, то есть сохранить судно.

Организационно безопасность поддерживается на очень многих уровнях от комплектации необходимым

 

оборудованием до требований к квалификации экипажа. Однако, в этом разделе мы рассмотрим лишь специальные мероприятия. Их два:

  1. Схема расположения кингстонов
  2. Вахтенное расписание

Схема расположения кингстонов должна быть создана на

яхте перед выходом в море и установлена на видном месте. Это простое мероприятие, особенно поиск кингстонов, позволит создать ясность, как по вопросу расположения кингстонов, так и по вопросу доступности к различным частям подводной, днищевой части корпуса яхты.

Вахтенное расписание распределит персональную ответственность, в том числе и за безопасность судна, по времени. ТО есть в каждый момент времени за безопасность яхты отвечает совершенно определенный человек – вахтенный начальник. Такая ответственность исключит возможность потери контроля, как за всей яхтой, так и за исправностью самой системы безопасности.

Спасение экипажа

Экипаж может, в случае неизбежного затопления или невозможности справиться с пожаром, пересесть в спасательный плот. Каждая яхта должна укомплектовываться плотом или плотами, на которых вся команда, в максимальном количественном составе, может пересесть, дожидаться в нем помощи, организовав связь и питание.

К средствам спасения экипажа также можно отнести: бросательный конец, спасательный круг (подкову), светящийся маячок, вешку для обозначения места падения в высокую волну и другие средства. К этим средствам экипаж может прибегнуть при выполнении спасательной операции, когда кто-то из своего или кто – то из другого экипажа оказался за бортом.

К средствам спасения экипажа также можно отнести судовую аптечку для оказания первой медицинской помощи.

Оповещение о бедствии

Эта часть системы безопасности позволяет оповестить о бедствии и принять сигналы бедствия, действовать в районе бедствия, то есть проводить операции по поиску и спасению.

К средствам этой подсистемы, расположенным на яхте следует отнести:

  1. УКВ радиостанция. В настоящее время органы радио - контроля требуют, что бы яхты оснащались УКВ станциями с цифровым вызовом и с системой автоматической подачи сигнала вызова в цифровом режиме. То есть экипаж может подать/принять сигнал бедствия, как в радио телефонном, так и в автоматическом режимах.
  2. Буй ИНМАРСАТ. Этот буй может, при включении передать сигнал бедствия на береговые спасательные станции в любом месте мирового океана, через спутник ИНМАРСАТ. Этот буй как правило, упакован в спасательном плоту.
  3. УКВ активный буй (SART), Этот буй, который как правило также находится в плоту, излучает на 70 –м цифровом канале УКВ и позволяет себя обнаружить с помощью судового радара спасателя. То есть это радио – средство предназначено для действия в зоне бедствия.
  4. Флаги и сигналы, Это целый ряд специальных и стандартных предметов, с помощью которых можно оповестить о бедствии, К ним относятся: ракеты на парашютах, фальшфейеры, краска для окрашивания воды, флаги “C” и “N”, туманный горн, фонари и целый ряд подручных средств (белое полотнище с темным пятном посередине, открытый огонь и т.д.)

В заключении следует отметить, что система безопасности должна поверяться один раз в 2-3 года. То есть большинство приборов в ней должны быть проверены сертифицированной компанией и срок действия не должен истечь до завершения плавания.

Электрическая система

Также состоит из подсистем. Прежде всего следует разделить её на 2 большие группы:

  1. 220 V
  2. 12 V

Электропитание 220 V предназначено для следующих потребителей:

  1. Подзарядка аккумуляторных батарей
  2. Подогрев воды для душа и камбуза
  3. Питания личных устройств экипажа (фен, подзарядка ноутбуков, телефонов, фотоаппараты и пр.), а также для питания устройств развлечения (TV, DVD и т.д.) если таковые установлены на яхте.

Источники 220 V:

  1. Береговая сеть
  2. Инвертор (преобразователь напряжения 12 V от аккумуляторов в 220 V).

Береговая сеть, то есть та, к которой можно подключить яхту, стоящую у пирса, практически не имеет ограничения по мощности, Ей можно пользоваться круглосуточно, любыми приборами, чей суммарный ток потребления не превышает допустимый уровень. Как правило, для небольших яхт, это 16 ампер.

Инвертор может предоставить куда меньший ток. Как правило, мощность инвертора не превышает 500 Вт. То есть 2 ампера. Это означает, что хотя инвертор и снабжен защитой от перегрузок, не следует подключать его к мощным

потребителям, такие как фен или утюг.

Электропитание 12 V предназначено для снабжения электроэнергией всей бортовой аппаратуры в плавании или на стоянке, где нет источника 220 V.

Потребители 12V питания разделены на три группы:

  1. Система пуска двигателя
  2. Навигационная система
  3. Сервисная система

Каждая из этих систем работает независимо, то есть заряжается и разряжается по своим цепям, то есть "живет" своей жизнью. Во всяком случае до т

ех пор, пока она

исправна. Заряд осуществляется либо от береговой сети с помощью зарядного устройства, либо от

генератора двигателя, когда он запущен. Иногда на яхтах устанавливают отдельный генератор, который может быть запущен независимо от основного. Также можно установить солнечные батареи, ветро генератор, которые также помогут поддерживать уровень заряда батарей всех подсистем,

Система пуска двигателя

Это "святая святых" всех ресурсов яхты. Этот ресурс нельзя расходовать ни при каких обстоятельствах - иначе двигатель, а значит и движение яхты, подзаряд аккумуляторов, нагрев воды - невозможен. Система обычно содержит один аккумулятор, стартер двигателя и отдельный рубильник, который можно, для подстраховки отключить на стоянке.

Навигационная система

В эту цепь включены приборы обеспечивающие навигацию яхты:

автопилот, чарт плоттер, огни, VHF станция, подсветка штурманского стола и приборов. Эта система

также снабжена отдельным предохранителем / рубильником

Сервисная система

Предназначена для обслуживания и создания удобств команде яхты. К ней подключено:

освещение в каютах, помпа для пресной воды, трюмные помпы, откачка воды из душевых, освещение палубы, магнитола, якорное устройство

Водяная система

Яхта, её устройства и её экипаж используют три вида воды:

  1. Питьевую. Потребители: экипаж.
  2. Пресную сервисную воду. Потребители: камбуз и в душевые
  3. Забортную. Потребители: Система охлаждения двигателя, гальюны, камбуз, кондиционеры, опреснитель.

Все виды вод используются отдельными подсистемами.

Питьевая вода

В современном представлении для большинства видов плавания достаточно использовать запас питьевой воды, упакованный в пластиковые бутылки. Только лишь в случае

длительных переходов или тогда, когда яхта снабжена качественными фильтрами или

 

опреснителем, питьевую воду можно получить прямо "из краника" на яхте.

Пресная сервисная вода

Эта вода, предназначенная для умывания, мойки посуды хранится в ёмкостях "танках". Танков может быть несколько, на обычной чартерной яхте их 2 - 3.

Для выбора танка, из которого в данный момент будет подаваться вода используется система кранов, чаще всего сведенная в одно

устройство "коллектор". Коммутируя краны коллектора, можно выбрать нужный танк для потребления.

Из выбранного танка через коллектор вода попадает в электрическую помпу, которая нагнетает установленное давление, похожее на то, что и в домашнем водопроводе. Сигналом включения для помпы является снижение давления в потребительской части водопровода.

После помпы (!) вода попадает ко всем потребителям. Потребителями являются: краны на камбузе, туалетах, душ, кормовой душ,

 

Система достаточно простая.

Однако для её безопасной эксплуатации важно знать одно её свойство: если вода в подключенном танке заканчивается, то помпа продолжает работает, отмечая низкое давление в потребительской сети, то есть и без воды, "на сухую". Это может привести к повреждению помпы, если оставить её в таком режиме продолжительное время. Экипажу важно с первых часов пребывания на яхте научиться слушать помпу каждый раз, когда кто-то открывает кран. Как только помпа начнет работать с другим звуком, перебоями, её следует тут же отключить от электропитания. После этого можно либо переключить её на другой танк, либо заправит водой тот танк, к которому она была подключена.

Топливная система

Топливная система яхты предназначена для снабжения двигателя (дизеля) топливом. В основе своей она практически ничем не отличается от системы снабжения любого берегового дизеля. Небольшие различия связаны с тем, что яхту качает и она должна иметь возможность идти и в качке и под довольно большим углом крена. Кроме того, требования к надежности морского дизеля значительно выше, это связано с безопасностью. Все это в сумме приводит к некоторым конструктивным изменениям.

Система состоит из:

1. Топливного бака (иногда их два и более). Бак оборудован заливной горловиной, дренажем для отводя воздуха и краном для перекрытия топлива в двига

тель.

2. Топливного фильтра

3. Нескольких насосов: ручной для подкачки топлива перед пуском, насос низкого давления и насос высокого давления (ТНВД)

4. Форсунок установленных в каждом цилиндре двигателя.

Уровень оставшегося топлива в баке контролируется с помощью датчиков или с помощью щупа. Однако в соответствии с хорошей морской практикой, н

еобходимо вести учет мото - часов работы дизеля. Зная его потребление, судоводитель всегда может ответственно определить запас дизельного топлива.

Кроме того, в целях безопасности, на яхте всегда должен быть 2-3-х часовой резервный запас топлива.

 

Уход за топливной системы практикующего судоводителя достаточно прост. Важно вовремя менять топливный фильтр, следить за чистотой заправляемого топлива (особенно из

канистр), заправляйте полны бак на зиму, во избежание возникновения конденсата.

 

Навигационная система

 

Эта система обеспечивает навигацию яхты.

Состав системы:

1. Радиоаппаратура (GPS, радар, картплоттер, VHF)

2. Штурманские приборы, приборы наблюдения и обсервации, определения места

3. Огни и знаки яхты

4. Навигационные издания. (лоции, карты, приливные таблицы и т.д.)

 

 

Обеспечение плавания

 

Состоит из комплекса приборов и документов, позволяющих определять место судна, наблюдать за погодой и другими

судоводителями, справочная документация об организации судового движения в регионе.

 

Двигатель

 

Устройство двигателя крейсерской парусной яхты можно разделить на две основные группы. В первом случае привод на винт осуществляется через вал, выходящей из реверс

редуктора. Этот вал, как правило, соосен с валом двигателя.

Во втором случае момент от

двигателя передается через угловой редуктор "sail - drave"

 

Бытовая система

 

Бытовая система использует воду и электричество соответствующих систем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: