Экономика территории г. Новосибирска




 

Формирование плана, городских целевых программ и организация контроля за их исполнением осуществлялись во взаимодействии со структурными подразделениями мэрии, постоянными комиссиями городского Совета. Особые акценты сделаны в направлении привлечения средств федерального и областного бюджетов, инвестиционных ресурсов на решение социально-экономических проблем города Новосибирска. Проведена экспертиза инвестиционных проектов по застройке жилых массивов «Береговой» и «Ключ-Камышенское плато», жилого квартала по ул. Шамшурина-Ивачева. Оформлены инвестиционные договоры, в которых предусматривается привлечение средств для строительства социального жилья на жилых массивах «Береговой» и «Ключ-Камышенское плато».

Продолжена работа по рассмотрению обращений граждан о предоставлении льгот по налогам, сборам и иным платежам в бюджет города, по регулированию тарифов на товары и услуги, оказываемые предприятиям различных форм собственности. За счет исключения необоснованных расходов предприятий (учреждений) обеспечена экономия средств бюджета города в сумме 60,0 млн рублей. Проводилась экспертиза тарифов на платные медицинские услуги, оказываемые муниципальными учреждениями здравоохранения.

Совершенствовалась система социальной защиты малоимущих граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг — субсидии предоставлялись в случае превышения собственных расходов граждан: половины установленного законодательством минимального размера оплаты труда при совокупном доходе семьи, не превышающем установленный прожиточный минимум из расчета на человека; 12% (со второго полугодия) совокупного семейного дохода при доходе от одного до двух прожиточных минимумов на человека; 15% совокупного семейного дохода — для всех категорий граждан, независимо от уровня дохода (федеральный стандарт — 22%). Тарифы для населения при оплате жилищно-коммунальных услуг были установлены в размере 70% от их стоимости. В целях дальнейшей дифференциации тарифов на жилищно-коммунальные услуги в зависимости от уровня благоустройства разработаны тарифы на услуги по водоснабжению и канализованию стоков для населения при отсутствии некоторых элементов благоустройства.

Учреждения здравоохранения районного подчинения и муниципальные учреждения культуры переведены на казначейскую систему исполнения смет доходов и расходов.

Формирование и эффективное использование кадрового потенциала Новосибирска — важнейшее направление планирования социально-экономического развития. В 2003 г. комитетом по труду и занятости населения составлен баланс трудовых ресурсов города, сформирован прогноз потребности предприятий города в рабочей силе, организована работа по подготовке необходимых специалистов. При содействии МУ «Молодежный центр труда» трудоустроен 3741 человек, сформировано 7 летних студенческих бригад для работы на промышленных предприятиях города, проведена профориентационная работа с 1375 обратившимися в МУ «Молодежный центр труда». Утвержден порядок проведения аттестации руководителей муниципальных предприятий и учреждений в целях повышения эффективности и результативности их работы. Зарегистрировано 17625 трудовых договоров работников, работающих у работодателей - физических лиц, 406 коллективных договоров.

В целях пропаганды и повышения престижа рабочих профессий проведено 8 районных и 2 городских конкурса профессионального мастерства по 5 профессиям, в которых участвовало 207 человек со 113 предприятий. Впервые проведен городской конкурс «На лучшее состояние условий и охраны труда», 442 организации города приняли участие в 3-м городском конкурсе «Лучшая организация по социальному партнерству». В июне 2003 года торжественно открыта городская Доска почета, на которой представлено 66 организаций города и 18 новосибирцев, достигших выдающихся результатов в творческой и профессиональной деятельности.

Финансирование программы социальной поддержки населения города Новосибирска в 2003 году составило 2073,0 млн рублей (113,2% к плану). Приоритетная поддержка оказывалась семьям с детьми: организованы новогодние рождественские праздники для 25 тысяч детей из социально незащищенных семей; проведены городские мероприятия, посвященные Дню защиты детей; на содержание реабилитационных центров, оздоровительный отдых и дотации на питание детей выделено 5,3 млн рублей. Для поддержки женщин, попавших в кризисную ситуацию, в городе созданы 2 кризисных отделения, помощь одиноким матерям оказывается в приюте «Материнская обитель» благотворительной организации «Каритас». Многодетным семьям, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, одиноким матерям, кроме льгот, предоставляемых по законодательству, из бюджета города предоставлена 50%-ная льгота по проезду на речном пассажирском транспорте.

В целях решения проблем социальной адаптации инвалидов реализуются программы по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, 123 студентам-инвалидам выплачены стипендии из бюджета города на сумму 111,6 тыс. рублей, 625 участников и инвалидов Великой Отечественной войны и детей-инвалидов обеспечены слуховыми аппаратами на сумму 2,3 млн рублей, 228 инвалидов и ветеранов — глазными протезами на сумму 120,4 тыс. рублей. Для 960 инвалидов оформлена подписка на газету «Голос» на 223,1 тыс. рублей, оказана финансовая поддержка общественным организациям инвалидов. В размере 2,0 млн рублей оказана помощь на оплату жизненно необходимого дорогостоящего лечения 130 жителей города. Продолжена работа по социальной поддержке участников и инвалидов Великой Отечественной войны: в рамках празднования 58-й годовщины Дня Победы на дому поздравлены 1800 ветеранов войны; из бюджета города выделено 654,0 тыс. рублей на решение проблем телефонной связи для 64 инвалидов войны; оформлена подписка на газету «Вечерний Новосибирск» для 943 ветеранов.

Пенсионерам Новосибирска предоставлена 50%-ная льгота по оплате проезда на речном пассажирском транспорте, Героям Советского Союза и Российской Федерации, Героям Социалистического труда — 100%-ная льгота. Адресную социальную помощь по оплате жилищно-коммунальных услуг в части жилой площади сверх социальной нормы получают 98 одиноких граждан и инвалидов города. Заключено 22 договора пожизненной ренты на условиях передачи жилья в муниципальную собственность (всего действует 71 договор). Продолжено создание единой системы учета получателей льгот. Малообеспеченным жителям города выдано 26 тыс. штук дисконтных карт на приобретение товаров с 7%-ной скидкой в аптеках и специализированных магазинах.

Города выступают лидерами как муниципального, так и регионального и в целом федерального развития. Такую роль играют прежде всего крупные города, в которых сосредотачивается огромный экономический потенциал. Некоторые города создают гораздо большее богатство, чем целые нации.

Комплексным доказательством этого служит способность городов генерировать доходы бюджетов всех уровней. В консолидированном бюджете среднего российского региона на собственные доходы столичного города приходится примерно 1/5 его часть.

Информация и индикаторы состояния городов. В большом массиве информации о городах существует несколько слоев, каждый из которых имеет свою специфику. Наиболее распространенные информационные слои представляют собой первичные данные, обработанные данные, статистические материалы, индикаторы, индексы и рейтинги.

Индикаторы - это статистические данные, которые подобраны специально по какой-либо проблеме и указывают на пути ее решения. Неудивительно, что в арабском языке слово "индикатор" означает "указатель". Индикаторы обычно являются весьма обобщенными показателями и четко определяют цели. Индикаторы - это переменные величины, или функции от нескольких переменных величин, и они отражают реальные изменения, происходящие во времени. Индикаторы состояния городов - это показатели, которые характеризуют такие проблемы, как доступность жилья, развитие инфраструктуры, возможность пользования различными услугами, безопасность в городах, загрязнение окружающей среды. Используя индикаторы, можно выделить и формализовать проблему, дать комплексное представление о предмете исследования. Индикаторы становятся все более распространенным компонентом городского управления во всем мире[10].

Итак, проведем SWOT-анализ конкурентоспособности города Новосибирска.

Сильные стороны: (S)

*статус центра СФО и развитая институциональная структура федеральных и региональных государственных органов

*близость к государствам азиатского континента, к субъектам РФ, добывающим углеводородное сырье и производящим электроэнергию

*Центральное положение города в обширной сельскохозяйственной зоне

* Наличие достаточного количества водных ресурсов высокого качества

* Наличие предприятий, производящих уникальную продукцию в России (а иногда и в мире)

* уровне) медицинских технологий, предприятий разработки и производства лекарственных средств

* наличие сибирских отделений государственных академий наук

* развития образовательная база, постоянно обогащаемая интеллектуальной средой

Слабые стороны:(W)

* удаленное положение относительно важных центров РФ, Европы и мира

* неконкурентоспособность отдельных отраслей производства, как на внешнем, так и на внутреннем рынке

* высокая степени открытости города для ввоза наркотиков

* большая имущественная дифференциация населения

* высокая степень заболеваемости, особенно органов дыхания, систем кровообращения и пищеварения

*высокая степень загрязнения атмосферы автомобильными выхлопами и производственными выбросами

*сильная загрязненность малых рек города

* высокая радиационная нагрузка на население от радона

* отсутствие мощностей по переработке твердых отходов

Возможности: (O)

* эффективное использование геополитического и географического положения города в Азии

* использование статуса Новосибирска как центра СФО для привлечения инвесторов

* широкое развитие инновационного менеджмента

*расширение рынка продукции местных производителей, предназначенной для производственно-технических нужд (особенно инвестиционного назначения)

* вывод экономики из теневого сектора

* развитие туристического и культурно-досугового бизнеса

* формирование на территории города эффективной экологической инфраструктуры

Угрозы: (T)

* отсутвие идеологических установок и патриотического отношения к Новосибирску у многих жителей города

* недостаточное управление процессами духовного развития

* рост доли импортной продукции в структуре продаж и свертывание соответствующих отечественных производств

* отток из города способной творческой молодежи

* снижение рождаемости и старение населения

* сокращение зеленого фонда города


Заключение

 

Акцент в мировой цивилизации на развитие территориальных сообществ делает актуальной проблематику маркетинга территорий, в общих рамках которого можно говорить о маркетинге сообществ государств (ООН, ОПЕК, СНГ и др.), о маркетинге отдельных стран, регионов, муниципальных образований, отдельных более локальных мест. Сотрудничая в целом ряде случаев с политическим маркетингом, маркетингом туризма и др., маркетинг территорий все более отчетливо заявляет о себе в то же время как о самостоятельном перспективном направлении развития маркетинга.

Это маркетинг в интересах территории, ее внутренних субъектов, а также внешних субъектов, во внимании которых заинтересована территория. Он осуществляется как внутри, так и за ее пределами по поводу территории в целом, ориентирован преимущественно на внешних по отношению к ней субъектов и имеет целью создание, поддержание или изменение мнений, намерений и/или поведения субъектов, внешних по отношению к данной территории. Вновь формируемое мнение должно соответствовать стратегическим задачам развития территории и способствовать привлечению к ней тех субъектов хозяйствования, организаций и людей, а также ресурсов и заказов, которые востребованы территорией, нужны ей и полезны для ее развития.

Наряду с маркетингом территории правомерно и нужно работать также в направлении развития маркетинга на территории. Эта деятельность направлена на становление и развитие на территории цивилизованных рыночных отношений, маркетингового подхода в отношении территориальных ресурсов, продукции и услуг и также должна осуществляться под руководством, при участии и по заказу территориальных органов управления - субъектов Федерации и муниципальных образований.

Первостепенными задачами такого маркетинга являются:

формирование и развитие некоммерческого маркетинга продукции, финансируемой из федерального, регионального, местного бюджетов, а также продукции расположенных на территории общественных, благотворительных организаций;

содействие развитию территориального рынка коммерческих товаров и его субъектов, маркетингового подхода в их управленческой деятельности. Сюда входят: исследование территориальных рынков (включая состояние и динамику спроса и предложения товаров на территории), прогнозирование развития, консультирование, экспертиза, правовая защита, образование по проблемам маркетинга и др.;

маркетинг услуг территориальных органов власти - полити-ческий маркетинг перед и между выборами органов власти, включая маркетинг личностей политиков, программ действий власти, отдельных территориальных проектов и учреждений власти, а также политику в отношении ассортимента, распределения и продвижения услуг власти, управленческих технологий, регулирующих воздействий в работе с населением, предприятиями и организациями;

повышение эффективности рыночного взаимодействия хозяйствующих субъектов и других социальных институтов данного региона с другими регионами и их рыночными субъектами через властные учреждения, включая территориальные органы управления (органы статистики, управления имуществом, антимонопольные управления и др.), общественные организации и объединения (структуры поддержки малого предпринимательства, торгово-промышленные палаты, общества защиты прав потребителей, ассоциации специалистов-профессионалов по маркетингу, рекламе, связям с общественностью и др.)

 


Список литературы

 

1. Академия рынка: маркетинг /Пер. с Фр/ А.Дайан, Ф. Букерель, Р.Ланкар и др. - М.: 1993.

2. Котлер Ф., Боуан Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для ВУЗов /Пер. с англ. Под. ред. Р.Н.Ноздревой - М.:ЮНИТИ, 1998. - 787 с

3. Потер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под. ред. и с предисл. В.Д.Щетинина. - М.: Междунар. отношения, 1993. - 896 с

4. Лавров А.М., Сурнин В.С. Реформирование экономики: региональные аспекты 4.2. Региональный маркетинг и тенденции его развития. - Кемерово, Кузбассвузиздат, 2004.

5. Лобанов В. Маркетинг в государственном управлении // Проблемы теории и практики управления, 1994. - № 4.

6. Маркетинг: Учебник / Романов А.Н. и др. Под. ред. А.Н.Романова - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. С. 478.

7. Панкрухин А.П. Территориальный маркетинг // Маркетинг в Росии и за рубежом, 1997, ноябрь-декабрь.

8. Кудрявцев Ю.Н. Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник / ВНТИЦ. - 1999. - № 4. - С.3-13.

9. Маркетинг / Под ред. Б.Б. Борисова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

10. Розин А.С. Маркетинг. М.: ЮНИТИ, 2005.


[1] Розин А.С. Маркетинг. М.: ЮНИТИ, 2005. С. 55.

[2] Новиков А.В. Что надежнее - регион или его столица? // Эра городов / Проблемы городов переходных экономик. 1998. № 2. С. 3.

[3] Кудрявцев Ю.Н. Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник / ВНТИЦ. - 1999. - № 4. - С.3-13.

[4] Маркетинг / Под ред. Б.Б. Борисова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 212.

[5] Кудрявцев Ю.Н. Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник / ВНТИЦ. - 1999. - № 4. - С.3-13.

[6] Кудрявцев Ю.Н. Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Аналитический вестник / ВНТИЦ. - 1999. - № 4. - С.3-13.

[7] Маркетинг / Под ред. Б.Б. Борисова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 98.

[8] Лавров А.М., Сурнин В.С. Реформирование экономики: региональные аспекты 4.2. Региональный маркетинг и тенденции его развития. - Кемерово, Кузбассвузиздат, 1994. С. 112.

[9] См.: Власова Н. Стратегическое планирование городского развития: теория и практика // Управленческое консультирование. 1999. № 3.

[10] Котлер Ф., Боуан Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для ВУЗов /Пер. с англ. Под. ред. Р.Н.Ноздревой - М.:ЮНИТИ, 1998. С. 330.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: